News

Эксперты о корпоративном волонтерстве: Опыт "Клуба волонтеров"

Илья Екушевский

Школа социального волонтерства и Добровольческое движение «Даниловцы» предлагают серию публикаций о корпоративном волонтерстве. Каждая статья – это мнение эксперта, представляющего или бизнес или благотворительное сообщество. Для нас важно, чтобы корпоративное волонтерство перестало быть диковинкой и чудачеством, а стало одной из публичных и обсуждаемых тем, а со временем и традиционной составляющей работы бизнес компаний и корпораций.

Другие публикации о волонтерстве смотрите тут.


Эксперты о корпоративном волонтерстве. Илья Екушевский

Илья Екушевский — Руководитель «Клуба волонтеров». Бизнесмен. В 2004 году основал одно из крупнейших в стране волонтерских движений в сфере помощи детям-сиротам — «Клуб волонтеров». Зарегистрированная в 2010 году, организация на сегодняшний день поддерживает 35 детских социальных учреждений интернатного типа (более 4000 воспитанников) в 12 областях Центрального Федерального округа РФ. Илья в благотворительности более 10 лет. Он выступил соорганизатором и членом Совета «Союза волонтерских организаций и движений»  и соорганизатором проекта «Служба координации волонтеров».

Корпоративное волонтерство — это

Сейчас и в России, и в других странах многие компании несут серьезную социальную ответственность. Разумеется, это не коммерческая часть их бизнеса. Они занимаются этим отдавая дань общим современным тенденциям, по доброте душевной их руководства или сотрудников. Подстегнуть к корпоративному волонтерству может и конкуренция, при которой в выигрыше те, кто развивают какие-то эффективные социальные инициативы.

Когда компания имеет ресурс в виде сотрудников и заинтересована в той или иной социальной теме, она может вовлечь туда этот ресурс. То есть, это не тот случай, когда сторонняя волонтерская организация задействует сотрудников компании в какой-то благотворительной акции, а когда сама компания заинтересована в том, чтобы внутри себя разработать ту или иную социальную инициативу, где участниками будут именно ее сотрудники.

Все интересанты имеют преимущества

Корпоративное волонтерство во многом способствует лояльности сотрудников к компании. Если кто-то из сотрудников волонтер на стороне, то есть участвуют в деятельности, например, какого то благотворительного фонда, – это одно. Но, наверняка, в своей компании делать добрые дела гораздо приятнее, во-первых, потому что здесь знакомые люди, во-вторых, есть дополнительные ресурсы. Волонтерство внутри компании способствует дружбе, сотрудники лучше узнают друг друга, знакомятся с коллегами из других отделов, в том числе сближаются с руководством.

Корпоративное волонтерство, в том числе — это возможность компании показать сотрудникам свою социальную ответственность, социальный ориентир. В результате возможны какие-то плюсы в виде взаимодействия внутри коллектива, выработка командного духа. Мне кажется, здесь обе стороны имеют преимущества.

Корпоративное волонтерство – затратная история

Программы корпоративного волонтерства требуют, как минимум, какой-то реквизит, чье-то время, может быть, и средства. В развитых компаниях затраты на социальные программы могут доходить до десятков миллионов рублей. Начинается все порой с малого, потом приходят к тому, что надо развивать инициативы во всех филиалах, централизованно. Нередко может быть создана штатная единица или даже несколько специалистов, которые занимаются развитием корпоративного волонтерства внутри компании.

Для компании при всех преимуществах есть и минусы, в том числе, и для самих сотрудников, ведь корпоративное волонтерство — это неурочное время, а значит дополнительная нагрузка. Нужно всегда стремиться находить баланс.

Про корпоративное и осознанное волонтерство

Самый главный вопрос в том, насколько компания подготовлена к началу волонтерских программ. Если у компании нет опыта, то в независимости от ее уровня, от ее бизнес успехов, у нее в волонтерском деле может вообще ничего не получиться. Гипотеза о том, что волонтерство внутри компании должно быть каким-то образом устроено и эффективно работать, должна быть хорошо проработана и подтверждена. И только тогда усилия станут эффективными. Большинство компаний в этом вопросе на первоначальном уровне совершают ошибки, так как изначально серьезно не исследуют эту тему. Понятно, что со временем это конечно изменится, выработаются какие-то методики, появятся лучшие практики, но сейчас далеко не все работают эффективно.

У «Клуба волонтеров» был опыт сотрудничества с компаниями. Мы – чисто волонтерская самостоятельная некоммерческая организация, но в какой то момент решили попробовать взаимодействовать с компаниями, организовать благотворительные инициативы совместно с их сотрудниками. В итоге, на практике, получилась нестыковка. В нашей организации волонтеры отдаются своему делу на 100% и подходят к нему со всей серьезностью, но корпоративные волонтеры рассматривали волонтерство скорее, как интересное времяпрепровождение, то есть, не ощущали всей меры ответственности. Со стороны компании начинающий волонтер не совсем понимает предмет. По сути все сводилось к тому, что компания предлагала внутри: «Присоединяйтесь» – и многие сотрудники откликались, но в итоге наша практика так и не стала эффективной. Совместные благотворительные акции с компаниями в «Клубе волонтеров» не проходили должным образом и мы решили их приостановить, отчасти, возможно из-за того, что мы сами что-то не доработали со своей стороны. В любом случае, мы уяснили, что это два совершенно разных мира – осознанное волонтерство и корпоративное. Сотрудникам компаний сходу сложно понять что волонтерство это серьёзный процесс, что здесь есть конкретная методика, существуют важнейшие принципы — «Не навреди!», «Будь эффективным!» и т.д.

В общем, у нас этот опыт не прижился, и в итоге мы поняли, что совмещать осознанное волонтерство с корпоративным нам тяжело. Также стало ясно, что если включать сотрудников в работу сторонних волонтерских организаций, то, во-первых, это не будет ответом на определенные ожидания компаний, во-вторых, у каждой сторонней организации есть свой «устав», и там с каждого волонтера спрашивают очень серьезно, независимо откуда он пришел. То есть корпоративные волонтеры в сторонних волонтерских организаций не задерживаются.

Если же взять устав нашего «Клуб волонтеров», то волонтеры понимают, что все строится на них самих. То есть, если они не шевелятся, то и организация не шевелится. Поэтому мы с первых дней эту мысль доносим. И очень важно, что в нашем случае, человек сам захотел кому-то помочь, нашел наше волонтерское движение и начал с ним волонтерить. Это был его осознанный ответственный шаг. Это не рассылка по электронной почте или еще что-то, что не всегда мотивирует правильным образом.

Все таки идеальный волонтер — это человек, который принял для себя осознанное решение помогать всерьез и надолго.

Корпоративное волонтерство и детские дома

Волонтерам прежде всего надо понимать, что у ребёнка в детском доме или школе-интернате особое психологическое состояние. Чтобы работать с ним или даже просто приехать к нему в гости, нужно четко понимать свои цели и задачи в детском доме, иметь определенное понимание как себя вести и как стать полезным. Естественно, в нашей организации это понимание складывалось годами. Волонтеров мы прежде всего обучаем, какое-то время они посвящают изучению нашего прошлого опыта. Есть кураторы, которые следят, чтобы во время поездок к детям все шло в соответствии с правилами и было максимально полезно для детей. Мы заботимся и о волонтерах.

Подготовка волонтера до начала его деятельности, правильный ввод в предмет  – важнейший этап. Неподготовленные волонтеры могут навредить, потому что они просто могут не понимать какие то важные моменты. К примеру, в «Клубе волонтеров» есть такой принцип, как дистанция в отношениях с ребенком. Ее нельзя нарушать. В этом вопросе легко навредить: приблизиться, подружиться, что-то пообещать, а в следующий раз не вернуться, как-то расшатать ребенка в психологическом плане. И здесь, конечно, могут появиться проблемы. Здесь надо понимать, что детский дом — это особый мир, со своим стилем и графиком жизни, есть вещи, которые можно делать, и которые нельзя. И прежде чем начать помогать, нужно хорошо понимать: как функционирует учреждение, какую функцию несут воспитатели и администрация, какие там распорядки, правила, как правильно и эффективно поддержать детей в трудной жизненной ситуации, чтобы не навредить.

В детском доме важны дружба и общение

Большинство благотворительных организаций в нашей стране старается помочь детям на этапе их пребывания в социальном учреждении. Они помогают в приобретении каких-то важных жизненных навыков, оказывают поддержку при социализации и первых шагах детей во взрослой жизни. Это, определено, достаточно серьезные и сложные процессы. Благотворительные организации финансируют различные образовательные программы, устраивают детям дополнительные занятия, в том числе дистанционно, пытаются повысить уровень квалификации педагогов в учреждении. Это действительно важно и нужно. И волонтер в этом сильно не поможет. Но он полезен в другом.

Жизнь в детском доме — это сложная штука. Режимный объект с высокими стенами, где ребенок самостоятельно не может никуда выйти. На обед он ходит по расписанию, ложится спать по расписанию и т.д. Государство дает кров, питание, образование, лечение, присмотр. При этом часто забывают, что есть такая важная часть жизни как дружба и общение. Ребенку важно видеть перед глазами пример взрослого человека, на которого он стремился бы быть он похожим. Наша организация именно на этом и специализируется. Наши творческие мастер-классы для детей — это некая форма общения, которую мы используем для взаимодействия с ребенком. Приехать в детский дом, посадить ребенка на колени и с разговаривать с ним, гладить его по голове — это не наш формат работы. Наши встречи с увлекательными элементами призваны посеять в ребенке зернышко добра. Мы как бы говорим: мы приехали к тебе за сотни километров не просто поразвлекать, повеселить, а стать для тебя другом. Со временем у волонтеров и детей складываются дружеские отношения. Мы приезжаем достаточно часто. Дети приобретают знание о людях, а в общении со взрослыми подчеркивают нечто важное для себя, что позволяет взглянуть на мир совершенно по-другому.

Риски для волонтеров

Если волонтеры неправильно встроятся в этот процесс, то несоответствие ожидания и того, что они увидят в детском доме, может раз и навсегда перекрыть их порыв. Возможно, что первый неправильный шаг в этой сфере перечеркнет в дальнейшей жизни вообще все попытки реализовать себя в социальной теме. Поэтому, надо очень грамотно и аккуратно вводить новичков в эту сферу, подготавливать их самым тщательным образом. Но главный риск – понимание своей неэффективности и разочарование. Профессионал – тот, кто делает свое дело эффективно. Нельзя сходу стать опытным волонтером, нужен правильный процесс подготовки и адаптации. Обучение и поддержка волонтера на каждом его шагу, это главное отличие волонтерских организаций от благотворительных инициатив в компаниях.

Как минимизировать риски?

Мне очень импонируют компании, которые в качестве КВ выбирают разовые мероприятия, которые проводятся ежегодно или раз в квартал с помощью своих волонтеров. Тогда усилия больше сфокусированы. Я знаю несколько хороших примеров, когда компании исключительно своими усилиями проводят интереснейшие и в тоже время серьезные мероприятия. Например, творческий фестиваль, спортивные соревнования. В этом случае может сформироваться команда актива внутри компании, которая берется за организацию этого процесса, а через них подтягиваются другие люди. Здесь большой плюс в том, что компания стремится провести мероприятие самым лучшим образом. Срабатывает репутация, определенные амбиции.

С чего начать компании

В стране есть масса волонтерских организаций, опыт которых можно исследовать. Поэтому первый шаг — собрать максимум информации. Второй – определить свои ресурсы и возможности. Третий —  понять спрос на волонтерство внутри компании.

Идеально направлять усилия корпоративных волонтеров туда, где они действительно сильны. Например, это pro bono волонтерство. То есть, волонтерство, когда можно помочь своими профессиональными навыками. К примеру, есть рекрутинговая компания. Не заставлять же ее красить заборы! Сотрудники этой компании могут оказать профессиональную помощь в своей области и организовать мероприятия по профориентации для детей или научить старшеклассников готовить грамотное резюме или проходить собеседование.

 

Текст подготовлен Татьяной Вороновой и Юрием Белановским 

 



Пожертвовать
Банковской картой

Пожертвовать

Через Яндекс.Деньги

временно не доступен

Регулярные пожертвования
Банковским переводом
Через СМС
Через QIWI


Share it on

УЧИМ ДЕЛАТЬ ДОБРО ОТВЕТСТВЕННО И ВСЕРЬЕЗ