News

Советы волонтерам: как начать общение с подопечным ребёнком

Советы волонтерам: как начать общение с подопечным ребёнком


Как начать общение с ребёнком? Каким образом преодолеть тревогу и страх? Что делать, если ребёнок не хочет общаться? Советы волонтерам об этих и других важных моментах первой встречи рассказывает Лидия Алексеевская, директор «Школы социального волонтёрства», психолог, игровой терапевт.

Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку ниже


Советы волонтерам: как начать общение с подопечным ребёнком

Знакомство с подопечным ребёнком

Знакомство – это очень волнительный момент. Вы приходите – и вы встречаете нового человека. Обычно этот процесс сопровождается большой тревогой. Что будет? Что за человека я встречу? Как мне с ним будет? Смогу ли я ему что-то дать? Не обидит ли он меня? Будет ли нам вместе хорошо? Как он меня увидит? Как он меня оценит? И по большому счёту, полюбит ли он меня и смогу ли я полюбить его? Эти ожидания всегда есть у волонтёра, который подходит в первый раз к новому подопечному, и это то, что всегда есть у подопечного ребёнка, когда он встречает нового взрослого.

Из этой тревоги можно выбраться двумя путями. Иногда, чтобы заглушить эту тревогу, люди начинают проявлять бешеную активность. Начинают громко здороваться, говорить «Привет, братан! Как дела? Мы сейчас с тобой зажжем! У меня для тебя есть…» В этот момент очень легко потерять своего собеседника, и бедный растерянный малыш будет почти за шиворот притащен туда, где «обязательно должно быть хорошо и весело». Дальше этому бедному волонтёру придётся всё оставшееся время лезть из кожи вон, чтобы действительно ребёнку было хорошо и весело. Потому что ребёнок-то не соглашался, он не взял на себя свою ответственность… Поэтому давай-ка, дорогой волонтёр, старайся, развлекай, вот обеспечивай.

Тревога всегда содержит в себе немного страха, опасения. Это опасение поможет вас притормозить. Позвольте себе быть неспешным. Позвольте себе делать шаг навстречу и ждать ответа. Можно сначала просто войти в поле внимания ребёнка и присмотреться, что он делает, куда он смотрит, как он выглядит. Как он вам вообще, этот новый человечек. Постарайтесь попасть в поле его взгляда. Если он повернул голову, посмотрел на вас – значит, он уже готов в контакту. Дальнейший шаг может быть за вами. Улыбнитесь. Подойдите ближе. Если это маленький ребёнок, опуститесь на корточки. Если это человек на больничной кровати, попросите разрешения сесть рядом. Представьтесь. Но не думайте, что ребёнок с первого раза обязательно запомнит ваше имя. Посмотрите в глаза, скажите, как вас зовут. Спросите, как лучше называть ребёнка. Можно сказать так: «Я – Лида. А ты – кто?» или «Как ты хочешь, чтобы я к тебе обращалась?»

Здесь вас подстерегает ещё одна западня. Когда ребёнок вам представится, вполне возможно, что вы пока в такой тревоге и напряжении, что вам будет трудно запомнить его имя. Особенно если имя незнакомое, неизвестное или даже из другого языка. Здесь тоже можно позволить себе паузу. Повторите имя. Скажите: «О, как красиво!» Расспросите, может быть, в честь кого ребёнка назвали… Или «О, Елена! А ты – Елена Прекрасная или Елена Премудрая?» Если у вас и это не получится, не пугайтесь, дети достаточно милосердны. Вы можете честно сказать: «Дорогой! Мне с тобою так хорошо! Но я забыл, как тебя зовут! Прости, пожалуйста. Напомни!» Ну и понимайте, что у ребёнка те же проблемы. Если вы только один раз представились, ребёнок, конечно, мог это забыть, и дальше ему неудобно, и он начинает подбирать какие-то синонимы… Поэтому если в вашей волонтёрской группе есть возможность обращаться друг к другу вслух по имени: «Наташа, передай, пожалуйста!» или «Ой, Наташа, а что это вы там делаете?», то у ребёнка будет некоторое подспорье к тому, чтобы понимать, с кем, собственно говоря, он сегодня имеет дело.

Вы познакомились. Вы поздоровались. И теперь вы можете спокойно предложить ребёнку: «Пойдём! Я хочу тебе предложить порисовать, полепить» или «Давай поиграем!» или «Чем бы ты хотел заняться?» Это лучший вариант. Но бывает так, что вы пришли, вы попали в поле внимания ребёнка, вы к нему присмотрелись, а он на вас не смотрит. Может быть, он занят своим делом. Он сидит в компьютере, он что-то уже рисует. Или он отвернулся, и всем своим видом показывает, что он не хочет общаться. Во-первых, можно поинтересоваться тем, чем занят ребёнок. Не знакомиться напрямую, не вызывать напряжения – мол, вот, это я, это ты, давай как-то ко мне отнесись… Спросить: «Ой, а что это за игра? Я такую не знаю» или «Ух ты! Ты рисуешь? Это что, собака? А она кусается, нет?» Лучше не оценивать то, что делает ребёнок, даже не восхищаться, потому что это всё равно оценка. Если вы похвалили то, что он делает – значит, вы могли бы и обесценить. Лучше проявить искренний интерес. Посмотрите, чем действительно интересно для вас лично то, чем занимается ребёнок. И скажите ему об этом.

Есть другой вариант. Если ребёнок вообще никак не откликается на ваши слова, сядьте рядом, займитесь чем-то похожим. Он рисует – вы рисуйте. Дайте время. Через несколько минут можете сказать: «Ух ты! Я вижу, у тебя там дерево. А у меня, пожалуй, будут кусты!» или «Надо же, какая у тебя собака… Это опасно, я поставлю себе забор!» или «Пожалуй, я вылеплю твоей собаке косточку. Примешь ли ты её?» и будьте готовы к тому, что ребёнок может принять вас, а может показать, что он не хочет сегодня с вами общаться. Он имеет право. Это не ваша ответственность – делать так, чтобы ребёнок обязательно захотел сегодня с вами общаться. Это его право. Скажу больше – для наших подопечных волонтёры зачастую – единственные люди, которым они могут сказать «нет». дайте подопечным такую возможность. Ребёнок в больнице не может сказать «нет» ни медсестре, которая пришла делать укол, ни врачу, который будет его обследовать. Ребёнок в детском доме не может сказать «нет» воспитательнице, которая говорит: «Сейчас мы будем рисовать! А сейчас все встали и пошли ужинать! А сейчас пошли спать!» Может быть, вы станете для него единственным человеком, которому он скажет: «Нет! Я сейчас не хочу с тобой общаться!» и это не про то, что вы — плохой. Это про то, что ребёнок имеет право на свободный выбор. Зато когда ребёнок свободно выберет вас и скажет «Да! Ты мне понравился! Я буду с тобой! Я готов впустить тебя в свой мир! Я готов вместе с тобой делать что-то хорошее!» и в конце концов сказать «Спасибо тебе за эти два часа! Мы подружились!» — то вы получите настоящее счастье, настоящую отдачу, и пойдёте к себе домой, наполненные той встречей, которая между вами произошла. Удачи!

Человек человеку» — просветительский проект Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Share it on

Мы в соцсетях





УЧИМ ДЕЛАТЬ ДОБРО ОТВЕТСТВЕННО И ВСЕРЬЕЗ