News

МОЖНО и НЕЛЬЗЯ социального волонтёрства. Часть 1: МОЖНО


Человек человеку» — просветительский проект Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.


Руководитель волонтёрской деятельности Кирилл Кочкин рассказывает о том, что и почему можно и нужно делать социальному волонтёру.

Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку ниже:


МОЖНО и НЕЛЬЗЯ социального волонтёрства. Часть 1: МОЖНО

Для того, чтобы представить себе, что можно в социальном волонтёрстве, представьте себя гостем в королевском замке. Старом, чопорном, достаточно закрытом, с традициями, с правилами. Вы там – гость. Вы приходите и понимаете, что практически ничего нельзя! То тронуть нельзя, здесь правила, здесь запрет, там обрыв. Там члены королевской семьи кушают, там они гуляют, всё по расписанию, и всё должно быть тип-топ. А приходите вы, собственно говоря, не к членам королевской семьи, а к самым последним людям в этом замке.

С одной стороны, вы совершенно маленький-маленький человечек в огромном-огромном замке, и вы приходите со своим огромным-огромным сердцем, большими подарками, которые вы несёте, к очень-очень маленьким людям в этом замке, которые в нём живут по правилам и распорядку, и нуждаются в вас.

Что можно? С самого начала можно и нужно выровнять вот этот дисбаланс, который сложился, очертить территорию, в которой вы будете работать, поставить границы с учреждением. Как правило, это устанавливается координатором в начале работы волонтёрской группы. И очертить границы своей работы с подопечными, к которым вы приходите. Это делают волонтёры на каждом занятии: что можно, что нельзя, сколько будет длиться занятие, что мы будем делать, правила входа-выхода и так далее. И, наверное, самое важное и нужное для вот этих обитателей замка, поскольку они здесь находятся какое-то длительное время в этом закрытом помещении – вывести обитателей этого замка за его пределы. Это то, для чего мы приходим во все наши социальные учреждения. Мы приходим к обитателям замка на их территорию и посредством фантазийного мира, игры уводим их за территорию этого замка. Где уже можно делать практически всё, что вы можете своими руками, фантазией, талантами сделать.

Очень важно слушать и прислушиваться. Слушать подопечных, к которым вы пришли, прислушиваться к их нуждам и просьбам, и на эти просьбы реагировать. «Что мы с тобой сегодня делаем? Мы рисуем или лепим?» Мы не навязываем, мол, «ты будешь сегодня делать это, это и это». У них достаточно запретов и границ, им надо дать возможность выбора.

Что ещё можно делать? Можно сотворить вместе. Не «я делаю, а ты делай, как я», а «давай вместе сотворим что-то, что украсит наш мир».

Научить и научиться. Ты, как волонтёр, я, как волонтёр, приходим с некоторым набором знаний. Или с незнаниями. И учимся. Или учим тому, что мы знаем.

Еще можно радоваться встрече и общению. Вы встретились – это самое главное! Вообще, в философии «Даниловцев», во всём, что мы делаем, самое главное, центральное – это встреча. Встреча волонтёра и подопечного, встреча волонтёров друг с другом, встреча нас с Богом. Вы встретились – и этому можно радоваться. Общение, искренняя заинтересованность волонтёра в том, что происходит здесь и сейчас вокруг него – это важно.

Еще можно создать праздник на ровном месте, буквально из ничего. Горстка пластилина, фломастеры, карандаши, ножницы, немножко фантазии позволят вам с подопечными создать совершенно фантазийную страну, в которой эти два часа, что вы вместе, подопечные будут жить, играть, заберут с собой, увезут домой, и будут вспоминать долго и счастливо эти моменты встречи.

Искренне переживать, сопереживать. Люди, которых вы встречаете – они зачастую делятся своими болями, переживаниями, трагедиями. То, что они от нас ожидают, то, что для них ценнее многого другого, это искреннее сопереживание. Не жалость, которая унижает человека, а способность пережить это с ним, прожить с ним его боль, взять на себя часть этой боли. Сделать груз, который он несёт, несколько легче, подставить своё плечо.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Share it on

Мы в соцсетях





УЧИМ ДЕЛАТЬ ДОБРО ОТВЕТСТВЕННО И ВСЕРЬЕЗ