News

Иногда неумение становится козырем в ваших руках


Лидия Алексеевская, Директор Школы социального волонтерства, психолог, детский игровой терапевт


Очень часто, когда человек решает быть волонтером в какое-нибудь детское учреждение, его останавливает надпись: «Досуговая деятельность: рисуем, лепим, вырезаем с детьми». И сразу всплывает опыт детского сада: многие из нас даже к 40 годам после детского сада ни разу не брали в руки ни пластилин, ни краски. В душе звучит голос: «У тебя руки растут не оттуда, ты же ничего не можешь». И для многих это становится действительно препятствием.

Надо помнить: вы приходите к детям не для того, чтобы рисовать картинки на выставку, вы приходите, чтобы детям было хорошо. А для этого, чтобы получилась радость общения, совершенно не обязательно что-нибудь уметь. Во-первых, знайте, что ваше неумение — это большой козырь. Только скажите ребенку: «Ой, я с пяти лет не брала в руки краски», «я не буду лепить человечка, у меня точно не получится», «я не знаю, как выглядит собака, я не могу тебе ее нарисовать,» — как ребенок сразу почувствует себя взрослым, сильным, уверенным, он будет вас утешать, поддерживать и учить: ну дайте же ему такой шанс, у него так редко бывает подобное удовольствие.

В этой ситуации важно, чтобы вы сами не теряли самообладание. Вы можете признаваться в своих неумениях даже с наигранным видом: «Нет-нет, никогда, ни за что, у меня не получится,» — но чтобы ребенок чувствовал, что ему не надо вас спасать в этой ситуации, что вы как-то «выжили», несмотря на то, что не умеете рисовать. Если какой-то мастер-класс вам не нравится: например, кто-то приготовил лепку из соленого теста, а вам неприятно прикасаться к соленому тесту, или у вас аллергия, или еще что-нибудь, — вы можете, во-первых, честно об этом сказать. Когда вы даете себе право «не хотеть», вы даете право «не хотеть» и детям, которые в ином случае чувствуют себя обязанными участвовать в общем мастер-классе, несмотря на свое желание или нежелание.

Вы можете выбрать себе работу помощника: что-то подносить, вытирать, подавать. Вы можете сесть в уголочек с ребенком, который тоже не хочет — вот именно сегодня лепить из соленого теста или вырезать гравюры, потому что ему совершенно не нравится звук, с которым нож царапает картон. И, наконец, Вы можете просто стать советчиком ребенку: «А что ты делаешь? А как у тебя получается? А кому ты это подаришь? Вот, смотри, как у тебя ловко — ты уже это умеешь, да? Надо же, первый раз — я бы так не смог». И это общие рецепты для любого творческого процесса с детьми.

Вам не обязательно рисовать для них или лепить вместе с ними, хотя им, конечно, будет приятно. Вы можете просто быть волонтером — человеком, который видит и интересуется тем, что делает ребенок. К примеру, ребенок нарисовал для вас картинку: ну вот — я возьму последний рисунок, который нарисовал ребенок. Как я могу отреагировать на этот чудо? Самый плохой вариант — это сказать: «Молодец, ты очень красиво нарисовал,» — ребенок может почувствовать себя в школе, где ему поставили пятерку. Пятерка — это хорошо, но это в любом случае оценка. Можно искренне восхититься: какой необыкновенный щенок, он потрясающе красивый, можно сказать: «Я бы так никогда не нарисовала». Можно спросить: «А этот щенок просто гуляет, или он куда-то идет? А куда он идет? А кто его там ждет?» Можно сказать: «Мне кажется, этот щенок грустный, он действительно грустит? Или он радуется? А чему он радуется?» — таким образом вы вовлекаете ребенка в целый рассказ и вместе с ним переживаете то, что на самом деле он нарисовал для вас. Для этого не надо иметь никаких особых навыков и особых знаний, достаточно просто искреннего интереса.

Если ребенок совсем стесняется и не готов отвечать на вопросы, вы можете взять листочек рядышком и спросить: «А можно я твоему щенку пририсую отдельно косточку?» — и дальше рисуете эту косточку, пусть, с двумя корявыми линиями, с комментариями: «Ой, ну кривовато, конечно, но может, твоему щенку понравится?» Я не знаю ребенка, который устоял бы перед такой косточкой и вашим вниманием.

Единственное: если Вам совсем неинтересно, что делает ребенок, лучше не заниматься с ним творчеством. А так, совместное творчество — это бесконечный, бескрайний океан возможностей, и стоит только вступить в него — у вас все получится, и всегда вдали будут новые горизонты.


*При реализации проекта в 2016-2017 году используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ»

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Share it on

Мы в соцсетях





УЧИМ ДЕЛАТЬ ДОБРО ОТВЕТСТВЕННО И ВСЕРЬЕЗ