News

Как и зачем играть с детьми?


Если бы я писал автобиографию, то я написал бы в ней: «Первое, с чем сталкивается педагог, когда попадает к детям, — это то, что ему нужно выжить. Потом ситуация меняется, он понимает, что выживет он в любом случае. А дальше возникает вопрос: что я хочу дать детям? Зачем я здесь? О чем я хочу с детьми говорить? Что хочу им показать?»

Понятен подвиг Макаренко, понятно, как он работал. Но опыт Макаренко был возможен, потому что он работал в определенное время и с детьми, которые  видели в  жизни мало  хорошего. Сегодняшнее общество принципиально отличается тем, что оно сытое. В нем все есть. Но тем не менее детей надо как-то воспитывать. Легко воспитывать на трудностях. А воспитывать на сытости трудно. Как воспитывать, когда все есть?

Сегодня дети и подростки часто сталкиваются с профессионалами в играх – аниматорами, которые работают на праздниках,в отелях, в супермаркетах. Существует четкая граница между тем, что делают они и что делаем мы.

Вся соль в основании – ради чего проводится игра. Когда работает аниматор – это чистое развлечение, люди просто хорошо проводят время. Но я педагог, моя задача — воспитывать и учить детей. Поэтому и отношение к игре у меня иное.

Первая задача,которая стоит передо мной как перед педагогом, — из этих отдельных песчинок сформировать группу, объединенную каким-то общим делом, имеющую общее эмоциональное состояние. Это важно потому, что освоение любых знаний в коллективе, где люди знакомы друг с другом и между ними построены связи, дается лучше.

Я не могу отправить их копать картошку или работать в цех. Первое дело, которое я могу им дать, — это игра. Мы играем вместе с детьми. В нашей работе игра – это способ формирования коллектива. Способ сделать так, чтобы они поняли правила и задачи этого дела, пережили успех или, возможно, неудачу. Таким образом, игра для нас – дело. Когда мы относимся к игре серьезно, тогда одни и те же игры могут играться совсем по-другому.

На мой взгляд, современный мир – мир чужих друг другу людей. Мы все друг другу абсолютно чужие, посторонние и нет оснований, чтобы нам сблизиться. А с какой радости мне могут стать интересны другие люди? Только если у нас появится общее дело. И первым таким делом при общении с подростками может стать игра. И в игре эти подростки, дети, может быть, впервые в жизни переживут настоящее человеческое сближение, почувствуют, что они вместе с кем-то делают нечто, что важно. И за счет этого сближения они больше узнают про себя и других людей, учатся сопереживать, помогать, сотрудничать – учатся всему тому, чего, очевидно, в нашем мире очень сильно не хватает.

ОБ ЭКСПЕРТЕ

Егор Коврижкин:

  • —  руководитель проекта «Мастерская игрового моделирования» Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи,
  • — с 2002 по 2013 гг.  — руководитель детского лагеря «Звезда Вифлеема»,
  • — с 2005 по 2012 гг. — руководитель проекта «Подростковый клуб «Чердак» ПЦДРДМ.

Материал подготовлен редакцией сайта  Школы социального волонтерства на основании выступления Егора Коврижкина на семинаре «Как и зачем играть с детьми». Видеозапись семинара можно посмотреть ЗДЕСЬ 


*При реализации проекта в 2016-2017 году используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ»

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Share it on

Мы в соцсетях





УЧИМ ДЕЛАТЬ ДОБРО ОТВЕТСТВЕННО И ВСЕРЬЕЗ