News

Как работать с волонтером — новичком: от А до Я

Как работать с волонтером - новичком: от А до Я

Кто идет работать волонтером?

В случае Добровольческого движения «Даниловцы» волонтер-новичок — это молодой человек или девушка от 18 до 35 лет. В нашем движении работать волонтером можно строго от 18 лет — во многих больницах не разрешают посещать больных детей лицам моложе 18 лет. Иногда среди наших волонтеров бывают и лица старше 35 лет, но не часто.  У нас молодежно-волонтерское движение, мы ориентируемся на молодежь.

Мотивация волонтеров

Чтобы эффективно работать с волонтером — новичком, важно знать об его мотивации. О мотивации я всегда спрашиваю на первичном собеседовании, чаще всего ответ звучит так: есть желание, есть время и возможность помогать другим людям. Мы не фонд, не собираем деньги на различные дела. Наша помощь – это личные встречи, личное участие. Поэтому чтобы быть волонтером нашего движения, не нужно иметь денег, нужно иметь желание помогать другим людям, желание делиться душевным теплом.

От мотивации зачастую зависят и внутренние ресурсы волонтера – насколько он хочет помогать другим людям.

Мотивации у волонтеров-новичков бывают осознаваемые и неосознаваемые. Это вопрос достаточно непростой.

Осознаваемая мотивация – это когда, например, у человека кто-то из младших братьев и сестер или сам он лежал долгое время в больнице и у него сохранились воспоминания о чувстве одиночества, оставленности. И сейчас, став взрослым человеком, у него есть желание работать волонтером, посещать больных детей, помогать им, играть с ними, скрасить из больничные будни. Или, например, у человека могут быть  хорошие ремонтные навыки и у него есть желание помогать в нашей группе благотворительных ремонтов. Желания общаться с детьми нет, а вот желание помочь руками есть. Или у кого то из родственников есть умственно отсталый ребенок и их проблемы близки волонтеру.

Неосознаваемая мотивация. Часто в волонтерскую деятельность человек приходит и получить что то, например, общение. Также многие волонтеры нашей организации являются православными людьми, что тоже является важной мотивацией – помощь ближнему своему.

Но фактор религии не первичен, у нас людей неверующих или приверженцев других религий и конфессий, но все объединены общей идеей – желанием творить добро.

Этапы волонтерства (и сопутствующие им проблемы)

1). Поиск подходящей волонтерской организации и ее нахождение

В большинстве случаев, когда человеку приходит в голову идея работать волонтером, он обращается к интернету. Они ищут волонтерские движения в интернете, вбивают в поисковике и смотрят по сайтам. Какая здесь может возникнуть у человека проблема? Дело в том, что много волонтерских организаций в Москве, и нужно человеку определиться с профилем, кому он хочет помогать – детям, старикам, бездомным, животным, экологии. И найти подходящую организацию хотя бы пока в интернете.

Есть еще у нас баннеры в городе, но их  не много, печатные здания тоже хорошая реклама для волонтерских организаций.

2). Заполнение волонтерской анкеты на сайте

После того, как на нашем сайте будущий волонтер заполнил анкету, я отправляю ему ответное письмо и приглашаю его на ближайшее собеседование.

У нас хранятся все сведения о волонтерах в базе данных. Паспортные данные – это очень важно, потому что мало ли кто может прийти к детям, и мало ли что от них можно ожидать иногда.

3). Первичное собеседование

Есть люди, которые хотят работать волонтером, помогать другим людям абстрактно. Они могут хотеть этого всю жизнь, но так никуда и не дойти. Дальше есть люди, которые что-то делают для того, чтобы помочь другим людям. Ищут в интернете волонтерский сайт, находят, заполняют анкету. Таких людей бывает несколько десятков в месяц. Из них на собеседование до офиса доходят раза в 4-5 меньше людей. А тех людей, которые после собеседования дошли до группы – их еще меньше. С одной стороны это печально, с другой стороны – волонтерская работа людям кажется чем то загадочным, неведомым, и зачастую им приходится переступать через какие-то внутренние барьеры. Ведь одно дело просто хотеть помогать людям абстрактно, а другое – реально прийти и помочь. Поэтому до волонтерства человеку нужно дозреть.

Собеседование у нас обычно в среднем занимает час, я прошу человека рассказать о себе, спрашиваю о мотивации, потому что формулировка мотивации – это очень важный аспект. Дальше знакомлю человека с правилами нашей группы – что можно, что нельзя если хочешь работать волонтером. Рассказываю о деятельности нашей организации «Даниловцы». Подробно рассказываю о наших группах, чтобы человек уже понял, в какой группе хочет поработать. Рассказываю о специфике наших подопечных, как работать волонтером, какие медицинские документы ему нужно собрать (в разных учреждениях с волонтеров требуют разные медицинские документы – от одной справки до целого пакета, а где то вообще никаких документов) и т.д. Распечатываю анкеты, человек его подписывает.  И в конце, если человек выбирает конкретную группу, я даю ему контакты координатора.

Если же потом человеку не понравится по каким-то причинам работать волонтером в этой группе (например, в больнице, с больными детьми), то у него всегда есть возможность позвонить и мы переведем его в другую группу.

Есть у нас ремонтная группа, и людей, которые хотят поработать именно в этой группе, то мы просим его подписать документ, что человек сам несет ответственность за свое здоровье. Например, может у человека есть какая-то болезнь , которая может внезапно проявиться и человек себя покалечит.  Это сложная работа с опасными инструментами и мы не можем за это нести ответственность.

4). Волонтер созванивается с координатором выбранной группы

Это в том случае, если человек прошел первичное собеседование. Координатору тоже важно понимать, что человек этим занимается первый раз. Поэтому тут нужно как можно вежливее и подробнее рассказать о том, как работать волонтером – это тоже мотивирует волонтера.

5). Предварительное собеседование с координатором выбранной волонтерской группы

Второе собеседование очень важно по следующим причинам: во-первых, у каждой группы своя специфика работы. И объяснить ее детально, со всеми нюансов, что можно, что нельзя, какие правила у группы, может только координатор этой группы. Во-вторых, координатор, по нашим правилам, всегда может отказать непонравившемуся ему волонтеру. Точно так же у волонтера всегда есть возможность уйти из группы. Хотя обычно человека всегда допускают до первого посещения (работы). Потому что по одному собеседованию очень сложно понять, как человек будет себя вести в группе.

Координатору на собеседовании тоже важно как можно больше узнать о волонтере, рассказать о себе, о специфике группы, о правилах, ответить на вопросы волонтеру. Тут очень важно рассказать волонтеру о его будущей работе прямо пошагово, подробно, чтобы у него не остались вопросы и неясности. Ведь часто приходят люди, которые мало представляют, что такое волонтерство.

6). Первое посещение выбранного учреждения

Это дебют волонтера. Тут очень много зависит уже от самого волонтера. Кто-то сразу себя проявляет активно, входит в колею, а кто-то просто стоит в сторонке, может даже стесняется. Тут надо уже координатору подключиться и помочь волонтеру сориентироваться в ситуации. Координатор всегда должен быть открытым и к новичку и ко всем своим волонтером. Координатору всегда можно позвонить, рассказать о своих опасениях, сомнениях, проблемах, задать ему любые вопросы. Или наоборот о том, что порадовало. Т.е., обратная связь всегда должна быть.

7). Волонтер, регулярно посещающий учреждение

Есть волонтеры, которые уходя после первого или первых нескольких посещений. Людям сложно сказать, что им не подходит эта работа, им, наверное, как-то неловко и стыдно и они предпочитают просто исчезать. Но я сейчас о других волонтерах, которые остаются у нас надолго. Они становятся настоящей командой, мы иногда просто встречаемся, общаемся вне работы, устаиваем неформальные посиделки и чаепития. Они очень важны.

Еще тут есть такой немаловажный пункт, как делегирование части ответственности координатора волонтеру-ветерану. Если волонтер уже долго ходит, зарекомендовал себя ответственным человеком, то координатор уже может на него положиться. Волонтер-ветеран иногда может и заменять координатора или отвечать за какую-то сферу деятельности.

8) Уход волонтера из группы

Координатору важно положительно реагировать на то, что волонтер хочет уйти из группы. В группе должна быть такая аксиома – если вы устали, у вас больше нет возможности ходить, у вас сменились обстоятельства, то вы всегда можете уйти. И это не будет ни предательством, ни изменой детям, ни безответственностью. И выразить им большую благодарность за потраченные силы.

Сфера поддержки волонтеров

У нас есть Школа социального волонтерского, тренинги из серии «Искусство быть волонтером» и на другие темы. Есть мастер-классы по созданию каких-то творческих поделок. Раз в месяц бывают встречи психологической поддержки, любой волонтер может прийти и задать вопрос психологу нашего движения. Эти все мероприятия абсолютно бесплатны для наших волонтеров. Также у нас проводятся неформальные встречи «Зеленый огонек», встречи со священниками и чтения Библии. Обо всех этих мероприятиях наши волонтеры узнают из информационных рассылок «Даниловцев», а также на сайте, у нас там публикуются анонсы.

Материал подготовлен редакцией сайта  Школы социального волонтерства на основании семинара «Волонтёры новички. Как с ними работать: от А до Я», ведущая Алёна Характерова — куратор волонтёрской деятельности Добровольческого движения «Даниловцы». Посмотреть видеозапись семинара можно ЗДЕСЬ.



Пожертвовать
Банковской картой


Через Яндекс.Деньги


Регулярные пожертвования
Банковским переводом
Через СМС
Через QIWI


Summary
Как работать с волонтером - новичком: от А до Я
Article Name
Как работать с волонтером - новичком: от А до Я
Description
Чтобы эффективно работать с волонтером - новичком, важно знать об его мотивации. О мотивации я всегда спрашиваю на первичном собеседовании, чаще всего ответ звучит так: есть желание, есть время и возможность помогать другим людям.
Author
Publisher Name
Школа социального волонтерства
Publisher Logo
Share it on

УЧИМ ДЕЛАТЬ ДОБРО ОТВЕТСТВЕННО И ВСЕРЬЕЗ