News

Координатор волонтерской группы — ответственность перед подопечными и волонтерами


Основные клиенты координатора группы – это не подопечные, а волонтеры, но именно через волонтеров мы взаимодействуем с нашими подопечными. И здесь наша ответственность перед подопечными в соблюдении нескольких главных принципов волонтерской помощи:

— Не навреди!

В первую очередь мы приходим в учреждение ради людей, наших подопечных, и соблюдать их интересы – наша задача номер один. Наш негласный лозунг в волонтерстве, которым мы руководствуемся – «Догнать и причинить добро»! Но давать добро нужно так, чтобы его принимали.

 

— Учитывай интересы близких подопечного!

Для волонтеров, которые работают в больнице, очень актуален этот пункт. Потому что в больницах дети лежат с кем-то из близких людей. Получается, волонтеры приходят к детям и их родителям. И необходимо учитывать их интересы. Не сбрасывайте со счетов, что в больнице вы проводите двойную терапию: отвлекаете и развлекаете детей, но при этом вы такие же палочки-выручалочки для бедных мам, которым может быть даже тяжелее, чем ее ребенку.

Но тут есть еще одна сторона – иногда волонтеры сваливаются в родительскую ревность. Нужно понимать, что волонтер – человек-праздник, который приходит раз в неделю, скажем, и ни в чем ребенку не отказывают. Получается, мама злая, волонтер добрый. Тем самым волонтер непроизвольно может вызвать ревность мамы. К этому надо быть готовым.

— Обозначь границы!

Это тоже очень важный пункт. Если вы как координатор видите, что его волонтеры эти границы попирают или в силу своей молодости еще не могут выстроить грамотно, то вы должны немедленно вмешаться. Часто эти границы бывают нарушены в группах, которые работают в социальных учреждениях, где у детей совершенно сбиты нормальные представления о больнице. Дети, которые воспитываются в казенном пространстве, вне семьи, не понимают границ и думают, что все общее. Такой ребенок запросто может сказать волонтеру: ой, подари мне свой телефон! Такой волонтер, движимый жалостью, возьмет и подарит его ему. Все, границы нарушены. Причем эти границы не стоит нарушать ни одной из сторон. Координатор вправе влиять и на границы со стороны подопечного.

— Вкладывай усилия, а не деньги! Координатор и волонтеры должны быть генераторами идей, творчества. Ведь большинство детей увлекаются творчеством – рисованием, играми, лепкой. Но тут надо учитывать возрастные интересы детей. Ведь подростка вряд ли можно заинтересовать лепкой из пластилина.

— Развивайся, учись, фантазируй, перенимай опыт!

Иногда дети сами бывают инициаторами новшеств каких-то, активно обсуждают с нами тематику будущих занятий, поэтому зачастую и взрослые перенимают у них немало опыта.

Сами волонтеры

«У нас в движении Даниловцы» к волонтерам относимся как

Движение своей задачей ставит заботу о координаторе. Его поддержку, развитие, обучение. Координатор в свою очередь вкладывает в волонтера. Он все, что в него вложило движение, транслирует на свою группу.  Волонтеры же в свою очередь эту заботу, поддержку и обучение направляют на самих подопечных. Поэтому «клиенты» координатора – это не подопечные, это волонтеры. Если вы конечной своей целью ставите подопечных, то вы минуете волонтерскую группу. В то время как координатор руками волонтеров рисует коридоры для подопечных. Одним словом, целевая аудитория координаторов – это их волонтеры. И чтобы волонтер не потерялся в этой долгой пути, мы, координаторы, с первых шагов его должны курировать. Иногда волонтеру очень важно, как вы его приняли, как обеспечили его вход в группу. Им в начале всем очень страшно, потому что много людей приходит к нам без какого либо волонтерского опыта. Все, что они имеют, это свои ожидания от этого дела. А эти ожидания зачастую бывают очень далеки о действительности. Их быстро ломает суровая действительность. И все, вы потеряли волонтера и даже не поняли, почему вы его потеряли. Поэтому, на мой взгляд, очень важно поддерживать волонтеров с момента заполнения ими анкеты. Мы выделили несколько пунктов этой поддержки:

— Ясная и прозрачная вводная информация (где и когда сбор, что нужно иметь при себе, чему посвящена встреча, кто старший, у кого можно попросить помощи и т.д.)

— Один в поле не воин. Создавай команду!

-Будь рядом! Спрашивай, поддерживай, заботься!

— Помогай людям расти!

Очень важно быть на связи с новичками. Поддерживайте волонтеров, устраивайте неформальные встречи, придумывайте какие-нибудь забавные или веселые традиции вашей группы. Чтобы каждый волонтер чувствовал себя неотъемлемым винтиком этой группы. И растите себе смены. Все мы люди, все устаем, болеем, переезжаем. Поэтому начните готовить себе смену уже сейчас. Это тоже нужно делать грамотно, потому что если вы просто-напросто перегрузите человека своими обязанностями, то это может воспринято не очень доброжелательно. А если это продумать и сделать грамотно, то волонтер это воспримет это очень хорошо — как доверия.

А кто поможет мне?!

Мы поняли, что координатор в своей работе должен всем – и администрации учреждений, и своему фонду, и волонтерам, и подопечным. Рождается вполне такой логичный вопрос: а кто и что поможет мне, координатору, в этом процессе? Помочь себе тоже можешь сама себе.

— Опирайся на свою организацию

— Делегируй полномочия волонтерам

— Соглашение с учреждением. Иногда даже бюрократия бывает полезна

— Не варись в своем соку

— Отдыхай

— Доверяйся процессу. Позволяй себе отпускать людей и ситуации.


Материал подготовлен редакцией сайта  Школы социального волонтерства на основании выступления Анны Гарибян на семинаре «Радости и головная боль координатора волонтерской группы». Видеозапись семинара можно посмотреть ЗДЕСЬ.


Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства»
в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Share it on

Мы в соцсетях





УЧИМ ДЕЛАТЬ ДОБРО ОТВЕТСТВЕННО И ВСЕРЬЕЗ

Школа Социального Волонтерства

Друзья! Школа социального волонтерства работает благодаря вашим пожертвованиям. 
Деньги нужны для оплаты преподавателей, видео-оператора, редактора и администратора сайта, а так же для оплаты интернета и хостинга.
Без ваших пожертвований Школа не сможет работать! Сделайте пожертвование!