News

Волонтеры в детской больнице — особенности работы

волонтеры в детской больнице


Волонтеры в детской больнице — опыт даниловцев

Первое учреждение, в которое пошли Даниловцы, были два детских отделения в научно-исследовательском институте имени Бурденко. Там проходили лечение дети с заболеваниями позвоночника и головного мозга, это преимущественно опухоли разного свойства – доброкачественные и злокачественные, а также разные травмы. Соответственно мы первый волонтерский опыт получили там.

Через полгода я стала координатором волонтерской группы в шестой детской психиатрической больнице в женском остром отделении. Там наша задача была точно такой же, как в Бурденко – организовывать досуг детей, которые по несколько месяцев лежат в больнице.

В больнице кроме детей волонтер еще и общается с их родителями и с персоналом лечебного учреждения. И зачастую они позволяют себе указывать не только детям, но и волонтерам, что им делать. Их просьбы звучат как указания – сделай вот то, сделай это, сходи туда и т.д.  Поэтому этого живого интереса к детям, живого с ними общения немножечко не хватает.

В настоящее время я координирую группу волонтеров в детском доме-интернате № 24,  где лечатся дети с тяжелой степенью умственной отсталости и различными заболеваниями. Мы их регулярно навещаем, два-три раза в неделю, устраиваем им праздники, игры и прогулки.

Волонтеры в детской больнице — с чего важно начинать больничное служение

Самое главное для волонтера и координатора – понимать себя, знать свой тип характера. И наш жизненный опыт во многой способствует этому. Мы должны разбираться в себе, разговаривать с родными, выяснять, как они нас видят со стороны в повседневной ситуации, также общаться с психологами. Поняв это, волонтер поймет, как ему подарить свое время детям в больнице.

Волонтерство – это наше добровольное осмысленное решение, для каждого из нас это имеет свой смысл, свое значение. В чем-то они у всех могут быть похожи, например, мы все хотим помогать, дарить, может быть через это что-то получать. А что мы можем получить, если это не вознаграждается финансово? Мы можем получить признание, которое очень часто отображается эмоциональным откликом на наше присутствие. Когда дети говорят: ой, мы вас так ждали, мы так по вас скучали, а когда вы в следующий раз придете – это дорогого стоит. Вроде бы дети не родные, никак не доводятся волонтерам, но оказываются друг другу важными и значимыми. Вот это признание ценности друг друга.

Кроме того, в детских больницах и интернатах мы можем получить творческую реализацию, занимаясь творчеством с детьми. Важно играть и заниматься с детьми тем, что вам самим близко и что вас самих радует.

Надо учитывать и то, что в больницы лечатся дети разной нации, разных возрастов и религий, с разными заболеваниями и интересами, некоторые говорят по-русски, некоторые нет. Это надо понимать, что могут быть и языковые и другие барьеры, но зачастую волонтерский опыт преодолевает их, потому что есть пространство творчества.

Например, чтобы слепить из пластилина какую-нибудь композицию, совсем не обязательно знать язык, можно показать руками. Это для детей счастливый шанс из мира больницы, где кажется, что детство останавливается или закрывается в шкафчик, где уколы, операции и боль, перенестись в иной, более радостный мир. Таким образом, детство возвращается к детям и иногда даже к взрослым, которые тоже лежат в больнице и их никто не посещает. Благодаря этому совместному творчеству, которое радует и детей, и волонтеров, все получают какой-то свой смысл. Смысл сопричастности, радости от совместного дела, времяпровождения, смысл преодоления собственного одиночества может быть.

Но надо понимать, что мы не можем требовать, чтобы нас принимали, нам радовались, чтобы нас сразу же благодарили за нашу заботу. Потому что человек в сложной жизненной ситуации более закрытый, он сконцентрирован на своих ощущениях, переживаниях и тревогах, на своей болезни. Он может скучать по дому, по близким, и тут приходим мы – очень странные создания, которые почему то приходят, и совершенно бесплатно чего-то предлагают. К нам может быть предвзятое отношение, и мы как волонтеры с этим сталкивались регулярно.

В первое время это может вызывать какое-то отторжение, желание отодвинуться. Это нормальная реакция, здоровое желание, просто это надо делать плавно. Потому что в больнице есть администрация, персонал, врачи, которые в любой момент могут вмешаться в нашу деятельность, потому что они работают тоже по своему уставу. Поэтому тут такой ключевой момент – всегда надо начинать свою деятельность с знакомства с администрацией и персоналом больницы. Так сказать, мы изначально создаем фундамент нашего общения. Очень важно, чтобы учреждение, которое вы выберете, было заинтересовано в волонтерах. Для нашего движения это принципиальный момент, потому что на нашем опыте были случаи, когда мы встречали равнодушие, иногда даже сопротивление, а иногда даже отменяли волонтерские часы.

Нам еще надо понимать, что без нас больница может существовать. Более того, она существует годами без нас. Для работы врачей не нужно присутствие волонтеров. И наша задача, общаясь с медицинским персоналом, как раз это очень четко проговорить. Сейчас уже, к счастью, врачи уже понимают, что присутствие волонтеров при хорошей организации способствует выздоровлению малышей, потому что улучшается эмоциональный фон у пациентов. У них появляется больше надежды, радости, их чувства становятся светлее, они ощущают больше поддержки.

Волонтеры в детской больнице — отличие от детских домов и приютов

Другого подхода требуют детские дома и интернаты. Если в больнице дети находятся временно, то в детских домах и интернатах довольно длительное время, некоторые от дома малютки до 18 лет. Детям в больнице все равно есть жизнь до и после больницы, а дети с тяжелыми нарушениями в интернатах воспринимают этот самый интернат как свой дом.

И волонтер должен понимать, что он может прийти в одну неделю в больнице к одному ребенку, а на следующей неделе его выпишут. А в интернате будет постоянство состава. Т.е. тут отношения могут развиваться. В этом есть и сильные, и слабые стороны. Сильная сторона в том, что развиваются отношения, слабая сторона в том, что это требование постоянного присутствия волонтера.

И в волонтерском коллективе неизбежно есть такая динамичность – кто-то присоединяется, кто-то уходит, меняются жизненные ситуации. Или волонтер может понять, что это не его, вот он раз попробовал, и понял, что не сможет дальше заниматься волонтерством. И важно в этом случае просто информировать координатора. Задача координатора состоит именно в этом – в согласовании действий волонтеров с условиями жизни учреждения. Наша задача – быть внимательными друг к другу и ответственными. Это зона развития и волонтерской деятельности и личностного развития.


Материал подготовлен редакцией сайта  Школы социального волонтерства на основании семинара «Особенности работы волонтеров в детской больнице». Ведущая семинара — Светлана Блинова (Перегудова), педагог-психолог, создатель и экс-координатор нескольких волонтёрских групп Добровольческого движения Даниловцы. Видеозапись семинара можно посмотреть ЗДЕСЬ.


Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства»
в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Share it on

Мы в соцсетях





УЧИМ ДЕЛАТЬ ДОБРО ОТВЕТСТВЕННО И ВСЕРЬЕЗ

Школа Социального Волонтерства

Друзья! Школа социального волонтерства работает благодаря вашим пожертвованиям. 
Деньги нужны для оплаты преподавателей, видео-оператора, редактора и администратора сайта, а так же для оплаты интернета и хостинга.
Без ваших пожертвований Школа не сможет работать! Сделайте пожертвование!