News

Как сделать мультфильм вместе с детьми?

Мультфильм был полностью сделан самими детьми, основная моя задача состояла в том, чтобы  выбрать с ними сюжет, чтобы дети понимали, о чем речь. Мы взяли тему известной сказки «Колобок». Это заняло у нас три часа. Полтора часа мы лепили фигурки, у нас получились очень красивые колобки, дед и бабка, волк и кого там только не было.

У нас было место для импровизации, поэтому не бойтесь, если ребенок из пластилина слепит пальму, и скажет, что это елка. Это будет елкой. Ваша же задача, подумать, как это все связать в контекст. Например, если сказка у вас о елке, а ребенок слепил пальму, вы можете сделать песню наоборот. Т.е. не «в лесу родилась елочка», а «в Африке родилась пальма». Или у вас не волк по сюжету, а бегемот. Надо просто приспосабливаться под ситуацию, и дети вам в этом сами помогут – они такие креативные, что всем нос утрут.

Мультик на песенку «Маленькой елочке холодно зимой»

Первая задача – выделить, что нам нужно.

Где может быть холодно елочке? В лесу. Значит нам нужно слепить лес. Мы можем выбрать какой нам лес слепить – плоский или же 3Dлес. Каждый должен будет сделать по елочке для нашего 3Dлеса. Пластилин хорош тем, что это мир кружочков и колбасок, из которых можно сделать все что угодно. Поэту берем зеленый или синий пластилин и делаем толстую колбаску, которая к низу заостряется. Можно сделать елку из бумаги тоже. Потом с помощью ножницы мы нарезаем иголочки у нашей елки. Если же у вас пластилин слишком теплый и вас не получается вырезать ножницами иголки, то надо просто набрать в стакан холодной воды и опустить туда поделку. Она затвердеет и будет легче с ним проводить всякие манипуляции. Лепим елочки, у нас уже образовался дремучий лес. Можно для усиления эффекта прилепить назад какой-нибудь фиолетовый картон или бумагу, тогда у нас получится страшно-страшный лес. Выбираем из них одну елочку, которой холодно зимой. Все это чудо мы фотографируем.

Мультик из себя представляет фотосессию, т.е. там передвигаются герои, а мы фотографируем их передвижение. Потом в монтажной программе это все соединяем, и получается у нас мультик.

Тут бы очень помог штатив, но, работая над мультиком с детьми, я работаю без штатива. Позволяю иногда фотографировать и детям. Потому что тогда дети чувствуют, что им доверяют какую-то технику, для них это очень интересно.

Итак, у нас есть первый кадр.

Смотрим дальше, что у нас по тексту – елочке холодно зимой. Тут мы обычно путаемся – ведь вариантов много. Мы, например, можем сделать ей шарфик. Елка укуталась в шарфик, но ей все равно холодно. Или шапочку ей слепить, или снежными хлопьями ее укрыть. Можем также слепить белые шарики и усыпать их на елочках и под елочками. Это у нас будут снежки и сугробы. Нагнетается ситуация, все метет и метет.

Чтобы показать, что елочке холодно, мы предлагаем: снег, шарф, шапочку, варежки и т.д.

Играть с планами и фонами тоже можно, но на данный момент я рассчитываю, что у нас будет один план и фон и с этим фоном мы делаем наш мультик.

Очень важную роль во время монтажа мультика имеет звук. Есть такой сайт «Библиотека звуков», и там можно найти звук пурги.

И дальше по тексту – из лесу елочку взяли мы домой. Теперь будем решать, кто будут эти закадровые «мы».  Кто елочку забрал домой? Тут тоже может быть масса вариантов. Это могут быть девочка и мальчик с санками, или какая-то Белка-Геракл, или волк с лисой, или мама, папа, ребенок и собачка, или же снеговик, или же Дед Мороз со Снегурочкой. Но можно облегчить нам труд и не вылеплять санки, зверей и так далее. Мы можем слепить деток в виде елочек в разных кафтанах. Так как нас много, можно попробовать слепить много деток. В таком случае берем пластилин какого-то одного цвета, и лепим из них цилиндры. Сверху на цилиндрах прилепляем телесного цвета шарики – головы ребятишек. На голове – шапочка, а на руках варежки. Ножки можно сделать в виде сереньких валенок. Получается у нас что-то наподобие тулупа, в которых раньше кутали детей. И все. На мой взгляд, чем проще, тем лучше. Так получается красивее.

Можно использовать пластилин ярких цветов, чтобы было веселее и красочнее.

Так как у нашей елочки есть варежки, то дети ее просто возьмут в хоровод. Потому что песня, по сути, получается какая-то не экологическая – там елочку срубили. Поэтому мы предложили вариант, чтобы елочку просто повели за ручку.  У нас изменился концепт, когда елочку уведут, на ее месте появится снеговик, чтобы место пусто не было.

В мультиках иногда делают, когда птички летают над головой персонажа. В нашем мультфильме тоже можно сделать нечто такое. Шарики разноцветные или шишки можно налепить, которые будут летать над этой елочкой.

Так как у нас елочка маленькая, и мы на нее шарики и шишечки уже не повесим, мы сделаем дополнительно веточки, на которых будут висеть шишки всякие узоры. Это как бы мы рисуем будущее елочки – когда она вырастит, она будет такой красивой, нарядной, вся в шариках и шишечках.

Потом мы будем плавно вводить в кадр персонажей наших детей. В группе детей всегда бывает лидер, который бесстрашный, который первый ведет детей по темному лесу. Поэтому нашим лидером будет первый появившийся на съемочной площадке человечек. Он сначала будет аккуратно только выглядывать в кадр. Снимаем. Следующий кадр – как он подходит ближе. Сначала он пока не видит елочку, он как бы гуляет по лесу. Опять снимаем. За ним появляются уже и другие ребятишки, его друзья. Можно сделать, как будто они играют в снежки пока. Постепенно он уводит их за елку. Он как бы говорит им – ребята, сюда, тут елочка мерзнет. Если есть желание, то можно поработать в мультике и над ракурсами – и близкие, и дальние ракурсы, разные планы поснимать. Потом все это будет легче монтировать на монтажном столе. Можно отдельно показать лес, отдельно елочку, отдельно собачку, которая прибежала вместе с детьми. В монтаже тоже есть свои правила, например, на один крупный план должны быть несколько средних и так далее. Так фильм получается эффектней.

Дальше мы делаем хоровод ребятишек вокруг елки, они должны двигаться по кругу. Мы переставляем ребят местами, вертим их вокруг своей оси и каждый раз снимаем по кадру. Парень, который всех привел, он должен всех и увести из круга. Уводим вместе ребятишками и елочку, а на ее место ставим снеговика.

Затем нам нужна другая сцена – дом, куда привели елочку. Так как у нас дети в тулупах, то, наверное, домик тоже деревенский. Поэтому нам понадобится два листочка желтого или коричневого картона. Так как у нас елочка маленькая, была задумка сделать дополнительные елочные веточки и на них уже развесить елочные игрушки. Из зеленого пластилина делаем веточки. На них периодически будут появляться шишки и бусинки, как будто это крупный план нашей маленькой елочки. Вырезаем ножницами иголочки, посыпали их украшениями. Снимаем подробно перемещение плана тоже. В конце я пролистываю ребятам все фотографии, которые мы поснимали, и они с радостью ждут их появления в виде мультика. Они на этой стадии начинают активно обсуждать, что нужно было сделать в этом кадре, как можно было лучше сделать, как еще все украсить.

Финальная стадия – монтажная программа WindowsMovieMaker. Это очень легкая программа, там все просто, она на русском языке. Если даже вы впервые ее откроете, то сразу разберетесь, что к чему. Она есть на всех компьютерах, ее не надо дополнительно устраивать. Просто в поиске введете и она у вас высветиться. Там можно прикреплять музыку, звуковую дорожку, сокращать кадры. Еще есть такой классный сайт plast.me/anim. Там люди, в основном, не профессионалы, которым интересна пластилиновая анимация. Там можно найти и всякие эксперименты, мультики и мастер-классы как их можно сделать. Там бывают и профессиональные мультипликаторы, которые делают скульптуры, персонажи. Мне этот сайт очень нравится, он очень забавный.

Готовый продукт – мультик на радость всем ребятишкам. В конце можно пустить титры с фамилиями ребятишек, которые лепили фигурки и помогали вам.


Материал подготовлен редакцией сайта  Школы социального волонтерства на основании мастер-класса «Как создать мультфильм самому вместе с детьми. Мультик, анимация, как средство самореализации и творческой деятельности». Ведущий мастер-класса: Анастасия Коломина (Лямина), волонтер движения «Даниловцы», координатор группы в Наркодиспансере.  Видеозапись семинара можно посмотреть ЗДЕСЬ.


Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства»
в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 



Пожертвовать
Банковской картой

Пожертвовать

Через Яндекс.Деньги


Регулярные пожертвования
Банковским переводом
Через СМС
Через QIWI


Share it on

Мы Вконтакте

Мы нa Facebook

УЧИМ ДЕЛАТЬ ДОБРО ОТВЕТСТВЕННО И ВСЕРЬЕЗ