News

Организация поездки в детский дом. Опыт «Клуба волонтеров». Пост-поездка


Примерный план поездки «Клуба волонтеров» к детям

7:30 – сбор волонтеров и финансов (ищите куратора!)

11:00 – приезд в учреждение, планерка с куратором

11:30 – мастер-класс до обеда (или другое мероприятие)

13:30 – обед

14:00 – мастер-класс после обеда

16:30 – сладкий стол

17:30 – отъезд

21:00-22:00 – приезд (водители довозят до метро)

Отчет

После того, как поездка прошла, все ребята вернулись в Москву, тогда куратор обязательно пишет отчет. Опять таки все это происходит на форуме. Т.е., форум – это такой неотъемлемый объект нашей организации, на котором в принципе происходит вся наша жизнь.

Куратор пишет свой отчет в административном отделе нашего форума, который видят только кураторы. Его не видят даже действующие волонтеры, потому что если у куратора во время поездки произошли какие-то неприятные вещи, или какой-то волонтер себя не очень хорошо себя повел, или другие моменты, которые нужно обсудить коллегиальным органом, то волонтерам это вовсе необязательно читать. Это внутренний отчет, и мы считаем, что он очень важен.

Кураторов самих так таковой особо никто не контролирует. Потому что куратором становится человек ответственный, с определенным волонтерским багажом, опытом, знаниями. Конечно, проблемы, недопонимания бывают. Все мы люди, у все какие-то свои этапы жизни, проблемы и дела. Но, опять таки, все сводится к человеческим отношениям, мы стараемся вытаивать отношения с нашими кураторами на доверии и понимании. Для нас очень важно соблюдать нашу внутреннюю гармонию, благоприятную атмосферу внутри клуба.

Но такие казусы с кураторами, к счастью, бывают редкими. В основном к кураторам у нас никаких претензий, потому что он выступает лидером в команде. Куратор не может подстраиваться под каждым волонтером, и если случается так, что какой-то определенный волонтер не может сработаться с каким-то определенным куратором, то он просто переходит в другую команду с другим куратором,  и начинает посещать другой интернат. У нас 26 учреждений и выбрать между ними всегда можно.

Это, к счастью, очень редкие моменты, в основном все ребятки у нас очень хорошие, все ладят друг с другом и работают дружно.

Помимо этого куратор на форуме еще открывает ветку впечатлений, где все волонтеры от опытных до новичков могут написать свои впечатления от поездки. Эта ветка впечатлений открыта любому человеку в интернете, даже не зарегистрированному в нашем форуме. Эта ветка помогает поддерживать дух волонтерский, поддерживать мотивацию.

Если же поездка состоялась без участия интернета, то очень важно после мероприятия собрать волонтеров и устно хотя бы выразить благодарность. Это тоже очень сильно отражается на мотивации, приносит позитив в волонтерский труд, пробуждает в них интерес к продолжению служения.

Как на начальном этапе выявить потенциал волонтера. 

Это достаточно сложный момент, и мы с этой проблемой сталкивались не единожды. Бывает, что изначально человек проявил себя с наилучшей стороны, но непосредственно на мероприятии показал  свои худшие стороны. Или наоборот. Поэтому наши кураторы в момент поездки всегда пристально смотрят за новичками. Здесь поможет только наблюдение. Когда куратор пишет отчет о поездке, он обязательно про каждого новичка делает заметку. После таких характеристик мы коллегиально решаем, давать тому или иному новичку уже статус волонтера или к нему еще стоит присмотреться. Если куратор пишет, что новичок проявил себя как-то неоднозначно или даже отрицательно, то мы не выдаем им статус волонтеров. Другого способа выявлять потенциал волонтеров у нас пока нет. Это очень важно на начальной стадии выявлять неадекватных людей, чтобы они, не дай Бог, не нанесли какую-нибудь психологическую травму нашим подопечным.

Перед сбором команды мы проводим дни открытых дверей, все желающие могут прийти, послушать о нашей деятельности, почить ответы на интересующие их вопросы. И таким образом происходит хотя бы минимальный, но визуальный контакт с этими людьми. Конечно, здесь далеко нет гарантий, чтобы выявить будущих хороших волонтеров, но, по крайней мере, мы ставим какой-то маленький фильтр. Желательно, чтобы все новички-волонтеры проходили определенный психологический тест, общение с психологом, но пока мы это не ввели в систему. Потому что это, во-первых, намного усложнит процесс в некоторых поездок, во-вторых, отсеется часть людей, не потому, что они психологически неуравновешенные, а может время не позволить или что-то еще.

У нас в клубе по этому вопросу всегда проходят баталии. Часть считает, что необходимо усложнить процесс поступления к нам в клуб, другая часть считает целесообразным оставить все так, как есть. Так как есть у нас сейчас, в таком случае риски, безусловно, высокие, но пока мы придерживаемся этого метода, потому что это позволяет нм привлекать большое количество волонтеров. У нас в выходные происходит порядка пяти-шести поездок, и в каждой поездке участвует до 20 человек. Т.е., около ста человек у нас в выходные участвуют в деятельности. Следовательно, чтобы обеспечить каждый раз эти сто человек, мы используем такой облегченный метод, чтобы к нам попасть в клуб. Но, риски высокие.

Есть еще и другое явление – когда человек едет к детям в интернат, он социально не опасен, он тихий, скромный, но абсолютно бесполезный. Он никак себя не проявляет, он пассивен, он нигде не помогает. Тут непонятно, зачем этот человек туда поехал, какие у него цели? Он хочет социализироваться, войти в общество, помочь себе раскрыться или еще что-то? Такие люди, скорее всего, ездят в детский дом не с целью помочь детям и что-то им дать, а с целью помочь себе. Скорее всего, они имеют какие-то свои внутренние психологические проблемы. Тут каждый для себя решает, что делать с такими людьми. Или их сразу же исключать, или же работать с такими людьми, чтобы донести до них истинный смысл волонтерства. Но надо учитывать, что, все таки, наши ресурсы не нацелены на работу с такими людьми, наши ресурсы нацелены на детей-сирот, а они оттягивают часть наших сил и времени. Но мы стараемся максимально помочь всем.

Если мы видим, что ребята с какими-то своими проблемами, но они хорошие, они тянутся, пытаются измениться, пытаются стать волонтерами настоящими, то таким людям мы всегда помогаем. Очень много случаев, когда изначально пассивные и замкнутые люди постепенно раскрылись, стали активными и даже ответственными за какие-то мероприятия. То есть, наш клуб во многом помогает решить и какие-то свои внутренние проблемы волонтеров.

Все таки, российское общество очень слабо пока подготовлено в плане благотворительности, люди зачастую даже не знают, что это такое. И то хорошо, что люди хотя бы узнали, что такое волонтерство и кто такой волонтер. Поэтому тут надо очень много работать индивидуально с людьми, но это сложно, потому что наши ресурсы ограничены.


Материал подготовлен редакцией сайта  Школы социального волонтерства на основании семинара «Организация поездки в детский дом. Опыт Клуба волонтеров». Ведущий семинара — Дарья Манакова, исполнительный директор «Клуба волонтеров«. Видеозапись семинара можно посмотреть ЗДЕСЬ.


Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства»
в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Share it on

Мы в соцсетях





УЧИМ ДЕЛАТЬ ДОБРО ОТВЕТСТВЕННО И ВСЕРЬЕЗ