News

Проект социализации подростков «Полдень»: чем интересным мы занимаемся?

Елена Симанович-Корпоративное волонтёрство. Опыт работы проекта «Полдень»


Кто наши подопечные 

Наши подопечные, большей частью – это обычные подростки, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации. В первую очередь, воспитанники детских домов. Возраст —  12-17 лет.

Почему мы выбрали именно такую возрастную группу? Во-первых, потому, что дети в таком возрасте уже способны получить не только какое-то развлечение от занятия, а логически осмысляют свои поступки, готовы к рефлексии. Во-вторых, к сожалению, реальность такова, что у подростков в детском доме все меньше и меньше шансов на усыновление. Поэтому именно этим детям важно помочь подготовиться к взрослой жизни.

Есть опыт работы с детьми у которых ограничены возможности здоровья. Как правило, это небольшая степень коррекции. Возможен 7-й, иногда  8-й вид коррекции. Есть опыт работы с плохо слышащими, или с плохо видящими, с ребятами-колясочниками. Но это скорее исключение, чем правило.  И для этих ребят нашу программу приходится адаптировать. Мы не работаем с ребятами с тяжелыми формами психических заболеваний.

Мы работаем с группами подростков по 10 — 15 человек. Мы стараемся, чтобы группа была стабильная и чтобы наши занятия посещала по возможности одна и та же группа детей.

Наши занятия – регулярные. Работаем в течение школьного года, с сентября по декабрь и с января по май. В каждом полугодии проводим  шесть занятий, примерно два раза в месяц. На каждое занятие к нашим ребятам приезжают ведущие и группа волонтеров от двух до четырех человек. Сама программа трехгодичная, она рассчитана на шесть полугодий. В каждом полугодии проходит три игры на социализацию, и три по профориентации.

Занятия длятся полтора, максимум два часа. Это вместе с подготовкой помещения и рефлексией. Обычно именно столько ребята выдерживают, чтобы сохранить интерес и не устать окончательно.

Чем интересным мы занимаемся

Сотрудники и волонтеры проекта полдень проводят занятия, если говорить казенным языком, по социальной адаптации и профориентации детей. Мы с ребятами учимся тому, как общаться, как выражать свои эмоции, выражать свое мнение, как договариваться, как понимать чужие ценности, как находить общий язык.

Основное отличие от других программ в методе. Мы специализируемся по сюжетно-ролевым играм. Мы игры разрабатываем, отрабатываем их с волонтерами и потом проводим в детских домах. Почему мы это выбрали? Игры — это естественный для детей способ обучения и восприятия реальности. Первые социальные модели и свои шаги ребенок осваивает в игровом методе. Поэтому ребятам из детских домов в принципе этот метод интуитивно понятен и, что самое важное, еще и интересен. Если получается вовлечь ребенка эмоционально в нашу игру, то преподанное нами лучше запоминается и лучше усваивается.

В наших играх всегда есть и воспитательный элемент, и проблематизация, и рефлексия. Конечно же, мы ребятам не говорим: «Друзья, мы сейчас отрефлексируем наше замечательное занятие». Мы разговариваем на их языке: «Сегодня мы сыграем в космическую станцию. Кто из вас будет спасатель, кто из вас будет капитан, выходите сейчас, мы вам все расскажем и покажем». А в конце занятий мы говорим: «Хорошо, а сейчас давайте подумаем, что у нас сегодня получилось, что нет. Вот ты Вася стал капитаном, помогло это тебе?». Оказывается, что быть капитаном – это не только носить классную фуражку, но еще и нести ответственность за свою команду. «Или, вот ты Коля взял и сказал, что ничем и ни с кем делиться не будешь, мол, ты и один справишься. Как у тебя дела? Получилось или нет?»

В итоге у ребят за полтора-два часа игры есть не только свой эмоционально пережитый опыт, но есть еще и возможность вместе с нами этот опыт как-то проанализировать. И проанализировать не в смысле морализаторства из серии «дружить хорошо, надо делиться, надо не обижать девочек», а в смысле, что дети совершили некие свои поступки и в ответ получили своеобразные реакции. То есть, ребенок может понять, хочет он так делать в будущем, или нет.

И конечно, ребят увлекают придуманные нами яркие увлекательные сюжеты. Мы стараемся выбрать сюжеты, которые детям понятны. Например, на тему популярных фильмов или компьютерных игр. То, что у всех на слуху. Как-то мы хотели сделать несколько игр по фильму «Матрица», который мы  в своей юности очень любили и переживали. Но поняли, что двенадцати летние подростки этот фильм не видели. И нам нужно выбирать что-то другое, новое, что понятно им. Кстати, дети неплохо принимают классические сюжеты, приключенческие — средневековье,  роботы, космос и так далее. Мы делали игры по «Безумному Максу», по «Голодным играм». Одним словом, то, что детям сразу понятно и заставляет их эмоционально вовлечься.

Мы проводим и профориентацию. И ее тоже, как сюжетно-ролевые игры. Начинали мы с классической модели – приводили кого-нибудь специалиста из представителей профессии и он рассказывал ребятам о своей работе. Приходил пожарный, приходил врач, приходила секретарь, рассказывала, как у нее длится день, сколько она получает, интересно ли это, как и где она на этом учится. Мы поняли, что детям такие лекции неинтересны. Поэтому мы перешли к обучению не профессии, а навыкам, которые ребятам понадобятся в их дальнейшей профессиональной деятельности. Мы прорабатываем как написать резюме, как успешно проходить собеседование, что будет, если профессию за тебя выберут другие, как самому понять, что тебе нравится, как строить свой рабочий день, как понимать, какие нормы поведения в трудовом коллективе, в который ты попал, как договариваться с коллегами между отделами. Мы делаем акцент на тех навыках, которые обязательно понадобятся детям в будущем, не зависимо от того, какую профессию они дальше выберут.

Эти занятия проходят так же, как сюжетно-ролевая игра, где ребята, например, составляют резюме для какого-нибудь рыцаря, проходят собеседование у магов, работают в магической башне, спасают космический корабль и при этом и вправду совершают те или иные выборы и приобретают определенный опыт. Все это разбирают потом. Например: «Вот вы сегодня на собеседование не узнавали деталей, и поэтому ваше магическое путешествие закончилось плохо, в болоте. Вы не достигли цели». И дальше разбираем, а в жизни как бы они поступили, пригодится ли им это? И очень часто наши беседы, рефлексии с ребятами приводят к обсуждению сегодняшнего дня, как они в школе могут поступить в похожих случаях и т.д.

Примерно так у нас проходят занятия. Мы привозим какие-то костюмы, привозим реквизиты, сами готовим помещения. Это не очень много временитребует. Наша игра выглядит как папка с распечатанными материалами, которые заламинированы, нарезаны какие-нибудь карточки, задания, письма, телеграммы, инструкции. Очень хорошая игра – это такая же папка и большая спортивная сумка с костюмами.

В нашем проекте есть команда разработчиков игр. Это очень профессиональные люди. Я, другие сотрудники и волонтеры получает от разработчиков игру, отрабатываем ее и везем в детский дом.

Материал подготовлен редакцией сайта  Школы социального волонтерства на основании семинара «Корпоративное волонтёрство. Опыт работы проекта «Полдень»». Симанович Елена – Координатор работы по Москве проекта «Полдень».  Видеозапись семинара можно посмотреть ЗДЕСЬ.


Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства»
в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Share it on

Мы в соцсетях





УЧИМ ДЕЛАТЬ ДОБРО ОТВЕТСТВЕННО И ВСЕРЬЕЗ

Школа Социального Волонтерства

Друзья! Школа социального волонтерства работает благодаря вашим пожертвованиям. 
Деньги нужны для оплаты преподавателей, видео-оператора, редактора и администратора сайта, а так же для оплаты интернета и хостинга.
Без ваших пожертвований Школа не сможет работать! Сделайте пожертвование!