News

Социализация подопечных — волонтеры в ДДИ


Экспериментальный проект «Тренировочная квартира»

В 2010 году начался проект, цель которого – помочь молодым людям подготовиться к самостоятельной жизни или к проживанию с поддержкой. Это небольшое пространство, часть общежития Технологического колледжа №21. В проекте участвует более 20 ребят, поддержку оказывают специалисты и волонтеры. В 2013 году в Центре 3 150 специалистов из образовательных и реабилитационных учреждений из 49 регионов России, а также из Беларуси, Украины, Грузии, Узбекистана и Казахстана прошли курсы повышения квалификации, приняли участие в семинарах и тренингах.

Говоря об интернатах, на ум первым делом приходят малыши, маленькие и беспомощные. Но на самом деле очень большая проблема с взрослыми, с их социализацией. Они уже выросли, и теперь им как то надо пытаться наладить быт. Это можно сделать, просто на это надо потратить много времени.

Первоочередные меры для социализации воспитанников ДДИ

— Организовать работу волонтерских групп во всех ДДИ Москвы

— Открытие классов в шаговой доступности от ДДИ в системе образования (подготовительный и первый класс)

— Обеспечение и использование необходимых детям технических средств реабилитации

— Составить программу развития каждого ДДИ на ближайшие пять лет

— Создать рабочую экспертную группу для реализации стратегий и мониторинга изменений.

Для таких детей очень важно умение чем-то занять себя. Тут важна всякая мелочь. Например, умение улыбнуться. Вы знаете, что дети, которые умеют улыбаться, гораздо легче живут в интернатах. Потому что они отвечают. Поэтому получается, что если какой-то ребенок долгое время жил дома, попал в дом-интернат не сразу после рождения, то у него уже больше шансов, потому что он уже умеет отвечать на привязанность. А у детей без такого опыта шансов намного меньше. И если ты научишь его общаться с тобой и идти к другому, то это целый шаг вперед, в жизнь.

Тяжелых детей есть чему поучить. Например, есть, умение одеваться, умение здороваться. Это и есть их обучение. Например, в Оренбургском ДДИ нас совершенно поразили — они сделали курс коммуникации. Они учат ребят здороваться. Ведь из таких тяжелых детей практически никто не здоровается никогда, даже говорящие, и те, которые могут ручкой помахать. С ними никто никогда не здоровался и нет у них такой привычки. И вот в Оренбурге их обучает всем формам приветствия. Целую игру из этого устроили. Это оказалось очень сложным занятием, но зато когда ребята научились здороваться, и даже на улице они стали вести себя лучше, чувствовали себя важнее.

Я уже не говорю о других важных умениях, которые пригодятся им во взрослой жизни – научить резать продукты, например, намазывать масло на хлеб, разрезать яблоко, чистить яйца, класть самому сахар себе в чай. У нас в одном ДДИ никто из детей не опознавал банан в кожуре. Потому что они их никогда не видели, им бананы приносили уже очищенными. И научится таким на наш взгляд мелочам очень важно для них.

Помимо всего прочего, когда вы (волонтеры) приходите к детям, то вы немножко открываете им этот мир. Появляется окошко, откуда-то приходят какие-то люди, они приносят с собой что-то, чего дети не видели раньше.

Помимо того, мы – глаза. Мы приходим, и волей неволей все видим. Это мешает персоналу расслабляться и плохо выполнять свою работу.

Еще одна важная деталь – нельзя детей переводить из группы в группу, потому что тогда они теряют чувство всякой привязанности.

Не всегда есть ресурс, но надо пользоваться тем, что у нас есть.

Что касается трудоустройства особенных людей

По нашим подсчетам, тяжелых больных детей в Москве около трех тысяч. Из них 55 в интернатах, около 2,5 тысяч дома. А взрослых то тяжелых намного больше. Это сколько должно быть рабочих мест, чтобы даже тяжелых смогли трудоустроить, чтобы они чувствовали себя нормальными взрослыми людьми. Это очень непростая работа, и надо думать, как бы эту проблему решить и помочь инвалидам трудоустраиваться. Можно ведь подобрать такому особенному человеку такую работу, которая ему будет очень нравиться.

Материал подготовлен редакцией сайта  Школы социального волонтерства на основании семинара «Волонтеры в ДДИ». Ведущая семинара — Анна Битова, директор РБОО «Центр лечебной педагогики», ведущий логопед, член Экспертного совета организации.  Видеозапись семинара можно посмотреть ЗДЕСЬ.


Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства»
в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Share it on

Мы в соцсетях





УЧИМ ДЕЛАТЬ ДОБРО ОТВЕТСТВЕННО И ВСЕРЬЕЗ

Школа Социального Волонтерства

Друзья! Школа социального волонтерства работает благодаря вашим пожертвованиям. 
Деньги нужны для оплаты преподавателей, видео-оператора, редактора и администратора сайта, а так же для оплаты интернета и хостинга.
Без ваших пожертвований Школа не сможет работать! Сделайте пожертвование!