News

Волонтеры на крупном спортивном мероприятии. Обучение


Мы сегодня поговорим о организации волонтеров на крупном спортивном мероприятии, опираясь на опыт нашей организации — Мосволонтер — при подготовке к Чемпионату мира по футболу и при проведении Кубка Конфедераций.

Обучение

После отбора волонтеров ключевой пласт занимает их обучение. Здесь мы основывались как раз на наших департаментах. То есть, изначально те, кто проявили инициативу о том, что им нужны волонтеры, то, соответственно, они и помогали нам их обучать по своей специфике. Например, тот же департамент региональной безопасности. Данный департамент ответственен за прилегающую территорию стадионов «Спартак» и «Лужники», но Лужники у нас будут задействованы только на чемпионате мира. Совместно мы приглашали спикера, которого мы интегрировали в наш первый модуль и на протяжении всего обучения он вел свой блог по безопасности. Рассказывал, как необходимо волонтеру действовать в различных ситуациях. И в том числе привлекали их на функциональное обучение на второй модуль, где как раз уже работали по специфике. То есть, если департамент региональной безопасности – это последняя миля, то он рассказывал о специфике работы на последней миле. Если это, скажем, департамент транспорта, то это были представители аэропортов и ЖД-вокзалов, которые рассказывали о специфике на транспорт. У них еще было третье дополнительное обучение, третий модуль – это объектовое обучение, где волонтеры приезжали уже на место, им проводили на месте инструктаж, экскурсию по объектам, знакомили непосредственно с теми людьми, с которыми они будут контактировать во время Кубка Конфедераций. Но и в целом решить вопросы навигации, как действовать в различных чрезвычайных и внештатных ситуациях. Все это было заложено в третьем модуле, это обучение волонтеров на объекте.

Как вы уже поняли, обучение состояло из трех модулей:

— Общий

— Функциональный

— Объектовый

Также были дополнительные модули, это обучение тим-лидеров и обучение «город», о котором мы поговорим детально чуть позже.

Общее обучение в целом у нас проходило 8 часов, она проходила в выходные дни, поскольку наша целевая аудитория – это школьники и студенты, и в будни они все учатся. Программа стартовала с апреля месяца и завершилась в мае. Мы разбили по группам от 300 до 320 человек, которые приходили в зал и во время общего обучение их уже не разводили по потокам на меленькие аудитории, что будем делать, скорее всего, и в этом году, для того, чтобы программа усваивалась еще более глубинно и эффективно.

В содержании программы конечно же была информация о кубке конфедераций, который нам предоставил оргкомитет, это ролевая отдельная игра «чудесная Москва» о достижениях столицы. Здесь как раз мы делили волонтеров по группам, они находились в одном зале, но у каждого был свой кейс, своя задача – показать Москву и ее достижения с точки зрения благоустройства, с точки зрения транспортной инфраструктуры, с точки зрения культурной составляющей. Волонтерам были заданы минимальные задания, и те, которые не знали, уже слышали от других, чем живет Москва. Это, конечно же, образ городского волонтера, то есть, права и обязанности, которыми он может обладать, это внешний вид, отдельно уделяли внимание данному блоку.

Есть определенные правила, что волонтер, если даже имеет вредные привычки, не имеет права, когда уже надевает волонтерскую форму, их употреблять и проявлять, поскольку он уже является лицом не только нашей организации, но и лицом города, лицом страны. Все наши волонтеры это осознали, и при вопросе «кто вы» они отвечали, что они лица города. К ним действительно пришло это сознание, и это приятно было видеть.

Кроме того, волонтеры зубрили наизусть, что они не дают никаких комментарий для средств массовой информации, поскольку мы опасаемся желтой прессы. Волонтеры могут что-то сказать, пусть даже все правильно сказать, но потом эта информация будет искажен. Поэтому все волонтеры точно знали, что нужно обращаться к тим-лидеру, связываться в пресс-центром Мосволонтера. Но если их снимают, то здесь проблем никаких нет.

Были сюжеты во время Кубка Конфедераций, когда к волонтерам подходили и просили рассказать, как была проведена подготовка, какие были этапы, на что они отвечали, что они не имеют права давать комментарии. Потом про нас писали, что мы закрытая организация, не делимся никакими своими технологиями. Это неправда. Просто мы хотим избежать как раз тех самых рисков, которые могли бы на самом деле произойти.

Если возвращаться к обучению, то прививали еще навыки общения с различными клиентскими группами, здесь мы подразумеваем инвалидов, средства массовой информации, иностранцев. Как необходимо с данными группами взаимодействовать.здесь мы привлекали в том числе внешних спикеров, это наши партнеры из некоммерческого сектора, департамента здравоохранения. Хотелось бы отметить, что в целом программа обучения разрабатывалась не только нами, а совместно с нашими партнерами и, назовем их заказчиками, в лице органов исполнительной власти. Но и какой-то наш опыт в нашей программе тоже отражался.

Это правила безопасности, алгоритм действий в нестандартных чрезвычайных ситуациях, отработка основных фраз на английском языке, и здесь как раз присоединилась наша школа английского языка. Два часа из восьми мы выделили на общение на английском языке. Это уже в принципе была более или менее англоговорящая аудитория волонтеров.и носитель языка с ними разбирал различные кейсовые ситуации, с которыми они могут столкнуться уже в работе. Таким образом мы протестили и еще раз осмотрели волонтеров, кто как быстро реагирует, и порекомендовали на должность тим-лидеров.

Повышение вовлеченности и ответственности волонтеров

Мы проводили различные интерактивные кейсы, чтобы внести мотивационную составляющую в обучение. Чтобы это не был сухой формат лекций. У нас в конце бывали вал-эффекты, когда по итогу мы сделали большой полутораметровый мяч в стилистике чемпионата и были маленькие мячики большого размера, которые мы выбрасывали в аудиторию. Мы зашли следующим образом, что каждый мячик – это та компетенция, тот навык, которые они приобрели на данном этапе обучения. И они должны будут передать другому. Но происходило следующее: эти шарики просто летали по всей аудитории, а большой шар — так это вообще постоянно сносил то проектор, то еще что-то. Но именно этот вал-эффект, данные шары как раз и создавали показ по итогу обучающего мероприятия.

Функциональное обучение

Здесь также 2220 волонтеров прошли специальные трех- четырехчасовые тренинги, в зависимости от функции. Здесь мы уже работали с малыми группами – от 50 до 120 человек. Здесь содержание было следующее: рассказать о данной функции, об объекте, где они будут находиться, изучить задачи данной функции.

Мы представляли как раз отдельно блог для заказчиков в лице органов исполнительной власти, департаментов и комитетов. Они более детально знакомились с каждым волонтером, делились своим опытом, делегируя уже на них какие-то задачи. Плюс мы отрабатывали в конце все это на кейсах, то есть, приводили ситуацию, которая может произойти на данной точке, и соответственно, волонтеры уже давали свои ответы. Все это проходило тоже в интерактивной форме, ребята выходили, задавались вопросы, получались ответы. Это было довольно забавно, как некий театр.

Ну и, конечно же, отдельная задача – это сплотить волонтеров внутри функции, чтобы они чувствовали себя внутри команды, поскольку многие функции, особенно уличные, как мы их называем, где волонтеры находятся по два-три человека, и не чувствуют той причастности к большой команде и 900 человек, которые ежедневно помогают. Поэтому очень важно на функциональном обучении донести этот мэседж, показать масштаб. Именно для этого мы разработали карту, где в Москве отразили локацию каждого волонтера. Они видели, что если один волонтер не выходит, то соответственно уже этот механизм не работает. Значит, где-то в чем-то мы уже нарушаем нашу модель.

Объектовое обучение

Здесь все предельно понятно, но тут, наверное, стоит отметить, что это только три функции из семи, это транспорт, ЖД и аэропорты, и это центр аккредитования журналистов. Мы с вами еще отдельно разберем каждую функцию, как велась подготовка.

Отдельно мы обучали тим-лидеров. Это был однодневный тренинг. В этом году на чемпионат мы планируем отдельно выездную смену, где уже будет не 200 человек, а 500, более детально заложить в них управленческие навыки и рассказать о их задачах в период чемпионата мира по футболу. Здесь закладывалась следующее: это задачи тим-лидера, то, как будет выстроена работа с точки зрения управления, чтобы они понимали все. Они прошли несколько тренингов, которые им помогли во время кубка конфедераций с точки зрения коммуникации, с точки зрения управления и другим компетенциям. И как реагировать при нештатных ситуациях, поскольку волонтеры должны будут обращаться к тим-лидерам, а тим-лидер уже точно должен дать ответ на любой вопрос, чтобы не звонить менеджеру. Так как на одного менеджера таких тим-лидеров может доходить до двадцати человек, и если каждый из них будет ему звонить, то, соответственно, дело не продвинется. Тим-лидер четко должен знать, как вести себя в нештатных ситуациях.

Это было бучение для волонтеров и тим-лидеров. Не все понимают специфику работы волонтеров, и мы понимали, что столкнемся с органами исполнительной власти, поэтому провели однодневные тренинги, на котором рассказали в целом о мотивации волонтеров, о их правах и обязанностях и сфере деятельности. Но прежде чем об этом рассказать, мы запрашивали обратную связь. Она была разная, потому что не все до этого имели опыт работы с волонтерами. Нам было предельно важно разрушить стереотипы и сформировать положительный имидж волонтера и рассказать, что входит в зону ответственности, а  что не входит. Это очень важно при совместном партнерском сотрудничестве.

Собственно говоря, эти товарищи рисовали портрет волонтера, какими качествами должен обладать волонтер. То есть такой стандартный тренинг, который мы проводим для своих же волонтеров, когда их взращиваем – делаем их менеджерами. Скажу вам честно, лед тронулся и сейчас в правительстве Москвы совсем другое отношение к волонтерам, что не может не радовать нас как ресурсный центр. В содержание тренинга входило  обсуждение согласования организационных вопросов, поскольку  на тот момент еще не со всеми были до конца согласованы наши схемы, наши карты. Отдельно наши менеджеры и сотрудники «Мосволонтер» прошли обучение на базе МЧС города Москвы, где нас обучили действовать в нештатных ситуациях, как оказывать первую медицинскую помощь.

Все волонтеры на общем обучении были проинформированы о том, что мы не оказываем никакую медицинскую помощь, в том числе и доврачебную. Что необходимо волонтеру это правильно отреагировать – вызвать скорую помощь и не навредить. То есть оградить человека от прохожих, если он находится в толпе, создать для него комфортные условия, но ни в коем случае не оказывать медицинскую помощь, поскольку мы не обучаем данным навыкам.

Каждый менеджер прошел как раз такой специальный курс, для того, чтобы во время Кубка понимать, как действовать при таких ситуациях, когда к ним обратится за помощью тим-лидер. Такую же программу мы планируем провести  при подготовке к чемпионату мира по футболу. Здесь мы планируем обучать не 30 менеджеров, а тим-лидеров как раз на том выездном семинаре, чтобы наши 500 человек получили такой вот навык и знали, как необходимо себя вести при чрезвычайных ситуациях.

Материал подготовлен редакцией сайта  Школы социального волонтерства на основании семинара «Волонтеры на крупном спортивном мероприятии. Как организовать?». Ведущий семинара — Дьяченко Олег Андреевич, начальник отдела по развитию спортивного волонтёрства ГБУ города Москвы «Мосволонтёр».  Видеозапись семинара можно посмотреть  ЗДЕСЬ.


Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства»
в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

В

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Share it on

Мы в соцсетях





УЧИМ ДЕЛАТЬ ДОБРО ОТВЕТСТВЕННО И ВСЕРЬЕЗ