News

Декартовы вопросы — основы коучинга


Форма развития сотрудника

Я говорю себе, что я хочу развить компетенцию, для этого очень полезно расписывать план развития компетенций. Мы определяем, где мы сейчас по шкале, и что мы хотим. И как я пойму, что я этого достиг? Допустим, я хочу выучить английский язык. Тут очень важный вопрос – зачем нужна компетенция. Потому что тут важно поднять для человека ценность того, что он хочет в себе развить. Если человек этого не понимает, то при первых же трудностях, когда проходит ажиотаж и устанавливается рутина изучения, то, скорее всего, он соскочит, если не понимает ценность того, чем он занимается. Ему это просто надоест.

Мы делаем то, что измеряем, а не измеряем то, что делаем.

Соответственно, прописываются критерии оценки и средства.

Как я пойму, что я достиг результата? Какой уровень развития языка мне нужен? Для чего мне нужен этот навык? На какой шкале я сейчас нахожусь? Все это мы должны себе четко прописать.

Декартовы вопросы

Многие, может, знают декартову систему, но не все знают, как она работает. Когда работает декартова система координат? Это очень хорошо работает, когда приходят вопросы с выбором: мне остаться на этой работе или пойти на вольные хлеба? Мне, все таки, бросить своего мужа или остаться в семье? Мне переехать в другой город или остаться с этом? Мозг когда работает с этими вопросами и не может выбрать, и с этим когда приходят к коучу, то коуч, как раз, включает эту декартову систему координат. Это, прежде всего, вопросы:

— Что случится, если это произойдет?

— Что случится, если это не произойдет?

— Что не случится, если это произойдет?

— Что не случится, если это не произойдет?

Алгоритм работы:

Выбрать одно из двух убеждений. Установить точную дату. Пройти квадрат вопросов.

Например, что случиться, если через неделю я подам на этого человека в суд? Что случится, если не подам на этого человека в суд? Что не случится, если я подам в суд? И что не случится, если я не подам в суд? И обязательно нужно подчеркивать временной ресурс – через неделю.

То есть, мы берем из двух выборов, один определяем для себя как плюс, неважно, какой, но как будто в эту сторону вы больше склоняетесь. Определяете время. Рисуете декартов квадрат, делите его на четыре части, отвечаете на вопросы и прописываете их в квадрате. Чаще всего уже в процессе ответов возникает четкое убеждение, что я должен сделать. Декартова система очень хорошо работает. Здесь именно про то, что вы помогаете вашему партнеру увидеть возможные шаги. Если не знать декартову систему координат, мы начинаем погружаться в разные дебри, где конструктивного ничего не происходит.

Когда вы работаете в декартовой системе, то ваша задача – включите свой второй уровень слушания. Тритий уровень придет со временем. Я обычно подчеркиваю значимые, ценностные слова. Когда человек начинает отвечать, то то, что его действительно трогает, оно будет выражено по-другому. Он либо затормозиться на этом, где-то обязательно пойдет невербалика. И я обычно подчеркиваю для себя. На каких плюсах или на каких минусах это происходит. Есть еще эмоциональное составляющее, есть ценностное составляющее. Иногда бывает, что один ответ в этом квадрате перевесит все пятнадцать ответов другого квадрата. На самом деле, задача декартова квадрата – это немножко запутать мозг. В каком плане? Мы для себя где-то уже должны были выбрать какой-то ответ. Происходит взбивка мозга. Вроде все об одном и том же, мы отвечает на одно и то же, но все равно где-то на 16-ом вопросе происходит щелчок – а мне вот это важно. И ты уже понимаешь, что человек сделал выбор, решение уже созрело.

Уберите слово «сложно» из вашей лексики. Замените его на «непросто». Вы можете задать себе вопрос: это для меня сложно или это для меня вызов? Вы сразу увидите, насколько по-другому пойдет энергия. Когда я говорю, что это для меня сложно, у меня руки опускаются. Уже ничего делать не хочется. А когда я говорю, что это для меня вызов – наш мозг совсем по-другому работает.

Согласно международным стандартам коучинга, все сессии очень конфиденциальны. Настолько, что вы заключаете договор с клиентами с самого начала сессии, где определяется конфиденциальность в оба конца. То есть, я как коуч никогда не расскажу о том, что было на этой сессии. Более того, я как коуч без решения самого коучи никогда не назову, кто у меня был в коучи. Это очень конфиденциальная информация, это личный выбор человека, который к вам пришел. На западе это нормально, там у каждого человека есть свой психолог и свой коуч. Там люди это открыто говорят. В России пока такая тема не очень развита, у нас пока не очень охотно об этом говорят, и это выбор самого коучи. Я хочу сказать, что если кто-то вам доверился в коучинг, то соблюдайте зону его конфиденциальности. Не надо об этом рассказывать кому-то.

Коучинг – как новый подход управления людьми и новый вид организационной культуры.

Материал подготовлен редакцией сайта  Школы социального волонтерства на основании семинара «Основы коучинга». Ведущая семинара Венгржновская Талина — сертифицированный бизнес-тренер, член Совета Директоров ICF Russia Chapter (ICF – International Coaching Federation), автор и редактор издания FirstGull Coaching Review, стаж управленца  более 20 лет, стаж применения коучинга в бизнес-практике – более 7 лет

 Видеозапись семинара можно посмотреть ЗДЕСЬ.


Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства»
в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Share it on

Мы в соцсетях





УЧИМ ДЕЛАТЬ ДОБРО ОТВЕТСТВЕННО И ВСЕРЬЕЗ