News

Схема коуч-сессии — основы коучинга


По какой схеме работает коуч-сессия?

Это следующие части: рапорт, контракт, четыре вопроса планирования, формат конечного результата, создание опыта, шаги, действия, объявленная ценность, признание.

Рапорт

Любая коуч-сессия начинается с раппорта. Что такое раппорт? Если вы работаете со своим волонтером, если вы работаете со своим волонтером, если вы встречаетесь с каким-либо человеком, если вы не создали с ним раппорт в общении, то, наверное, вам будет тяжело дальше с ним общаться. Раппорт создается очень многими способами.Раппорт – это создание хорошего пространства. И ответственность коуча – это создание пространства изменения для своих чемпионов. А ответственность за результат лежит на чемпионов. Это очень важное правило. Надо объяснить своему клиенту, что ответственность за результат – это его задача. А моя задача, как коуча – это создать поле для его изменения. Это как в пословице: «можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». Если человек сидит в роли не автора своей жизни, а жертвы, то можно просто об него разбиться в лепешку, но он не сделает то, чего от него требуется. Он просто очень долго будет чего-то хотеть. Объясните ему, что ответственность за изменения его жизни лежат на нем. И тогда он начнет работать. В противном случае он просто будет ждать мановения какой-то волшебной палочки волшебного коуча. Нет, надо самому работать, но коуч поможет.

Создание раппорта

  • Вводные слова смягчители, «словесный пух»: Интересно, что…; Знаете ли вы, что…; Могли бы вы мне рассказать…
  • Повтор сказанного: Позвольте мне прояснить…; Правильно ли я понял, что…; Вы сейчас сказали…; Так ли это?
  • Назовите цель, для чего спрашиваете: Чтобы вам было проще…; для того, чтобы…

Контракт 

Вы подписываете контракт на сессию, то есть, с чем пришел человек. То есть, вы расписываете, что будет наилучшим результатом сессии. Это важно понять, потому что если ваше коучи пришел и не знает своего запроса, не знает, что будет лучшим результатом сессии, то через 30 минут вы никаким образом не достигнете никакого результата. Потому что человек не будет понимать, достиг он или не достиг каких-то границ, если вы заранее не обговорите их. Вы заключаете контракт, и в этот момент, конечно же, определяете, а кто же к вам пришел? Человек-жалобщик, который пришел просто пожаловаться. Или же человек, который действительно пришел поработать.

Четыре вопроса планирования

Вы создаете пространство для изменения, задавая эти четыре вопроса:

— Чего вы хотите?

Это его запрос. И тут важно знать, в зоне ли контроля его желание. А то вдруг он придет и скажет, что хочет полететь на луну. Если он не космонавт и не готовится к полетам в космос, то вряд ли в зоне его контроля взять и полететь на луну. То есть, этот момент очень важный.

Еще один важный момент. Когда к вам приходит человек с вопросом про третье лицо (жалобы на мужа, жену, начальника и так далее), сразу задавайте ему вопрос: а то, чего он хочет, насколько подконтрольно именно ему? Вы тогда ему объясняете, что вы можете работать только с тем человеком, который здесь и сейчас находится на коуч-сессии. Вы работаете именно с тем человеком, который рядом, а не с гипотетическим мужем, который пьет. Или с начальником, который орет. Это уже другая тема. Все начинается с нас, и все надо начинать с работы над собой.

— Как вы можете этого достичь?

Каким вам нужно быть? Что станет еще возможным? Какие первые шаги можно сделать? Это тоже вопрос про риски и про экологичность. Например, выясняется, что для того, чтобы достичь цели, надо в течение полугода работать по 16-18 часов в день. Тогда возникает другой вопрос: а насколько это экологично для него и для его семьи? Выясняется, что у человека маленький ребенок, которому тоже нужно внимание. Иногда мы фокусируемся на одной теме – хочу бизнес. Но когда мы раскрываем границы видения, то человек понимает, что он что-то не продумал до конца, и пусть результат будет не через полгода, как он изначально хотел, а через год.  В зависимости от этого человек строит свой бизнес-план, свое видение развития бизнеса. Одним словом, мы всегда должны для себя ответить на вопросы: а насколько то, чего я хочу достичь, подконтрольно мне и насколько оно вообще для меня экологично?

Конечно, человек сам определяет себе цель и свой запрос. Но надо понимать, что и у коучей есть свои какие-то этические принципы. Я, например, никогда не стану работать с руководителей табачной фабрики на развитие его бизнеса, зная то, как табак влияет на окружающих, на жизнь людей.я не буду с ним заниматься коучингом на эту тему.

— Что от вас потребуется, чтобы достичь цели? Почему это важно?

Рассмотреть возможность плана Б. Риски. Экологичность. Мы учимся на положительном опыте. И важно понимать, что когда это произойдет, что тогда будет по-другому? Надо спросить себя: почему для нас важно владеть этим навыком? Например, если девушка хочет похудеть, то она должна четко осознавать: что станет по-другому, когда она станет стройной? Тогда человек для себя поднимает ценность этого запроса, понимает, для чего это важно. Потому что иногда во время процесса коучинга клиент понимает, что овчинка выделки не стоит. Иногда бывает, что запрос и то, что за ним стоит, можно достичь совершенно другим способом. Без всяких страданий и мытарств.

— Как вы узнаете, что достигли цели? Что будет по-другому? Как вы отпразднуете?

S.M.A.R.T цели

Смартовка цели говорит о том, что когда вы узнаете цель у своего клиента, или даже свою собственную ставите, вы, соответственно, проводите себе четкое понимание, четкий анализ этой цели. Она должна быть:

— конкретная

— измеримая

— достижимая

— актуальная

— реалистичная

— определена во времени

— позитивная, «экологичная» для клиента и окружающих, вызывает драйв.

Материал подготовлен редакцией сайта  Школы социального волонтерства на основании семинара «Основы коучинга». Ведущая семинара Венгржновская Талина — сертифицированный бизнес-тренер, член Совета Директоров ICF Russia Chapter (ICF – International Coaching Federation), автор и редактор издания FirstGull Coaching Review, стаж управленца  более 20 лет, стаж применения коучинга в бизнес-практике – более 7 лет

 Видеозапись семинара можно посмотреть ЗДЕСЬ.


Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства»
в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Share it on

Мы в соцсетях





УЧИМ ДЕЛАТЬ ДОБРО ОТВЕТСТВЕННО И ВСЕРЬЕЗ