News

Теория про три вида мозга — основы коучинга


Исследования источников эмоций или аффектов в конце прошлого столетия позволили американскому ученому Полу Маклину выдвинуть теорию «триединого мозга (или разума)» человека. Согласно этой теории мозг в процессе своей эволюции прошел несколько стадий, которые наслаивались одна на другую. 

Пол Д. Маклин (1 мая 1913 — 26 декабря 2007) был американским врачом и нейробиологом, который сделал значительные вклады в областях физиологии, психиатрии и мозгового исследования посредством его работы в Йельской Медицинской школе и Национальном Институте Психического здоровья. Эволюционная триединая мозговая теория Маклина предложила, чтобы человеческий мозг был в действительности тремя мозгами в одном.

В 1962 году Пол Маклин конкретизировал: «Человек пребывает в затруднительном, конфликтном положении, потому что природа наделила его тремя «модификациями» мозга, которые, несмотря на их огромную структурную разницу, функционируют совместно, но не находят гармонии. Видимо, по этой причине мозжечок накрепко увязан с инстинктами, средний мозг — с эмоциями, а два больших полушария — с разумом и интуицией.

Эта теория помогает понять вообще наше поведение. Иногда бывает, что человек делает что-то такое, что мы никак не можем понять и принять. На самом деле следует понимать, что в нашем поведении на нас действует три вида нашего мозга. Существует три вида мозга, которые в процессе эволюции возникали.

1 – это так называемый «мозг рептилий» (ретикулярная формация, подкорковые узлы и средний мозг).

Ему порядка ста миллионов лет, он у нас проходит по позвоночному столбу в центральный наш мозг. С ним рептилии выползли на поверхность. У этого мозга всего четыре функции: бороться, убегать, спариваться и кушать. Это очень простой, примитивный вид мозга. Его простая функция – оставить оболочку, внутри которой существует это мозг, живой. И он самый старый. И поэтому мозг рептилий действует всегда, при всех обстоятельствах, когда мы говорим об уровне выживания. Когда человек не чувствует себя в безопасности, с ним очень сложно разговаривать о высоких материях. Потому что этот мозг срабатывает.

2 – мозг млекопитающего (лимбическая система).

Это следующий вид мозга, который появился в процессе эволюции. Ему порядка 50 миллионов лет. Этот мозг нам к другим функциям добавляет очень важную такую функцию, как эмоции, и чувство соединенности, то есть, стадное чувство. Благодаря ему мы уживаемся в коллективах и соединяемся в стаи. Это эмоциональный мозг. В нем возникают эмоции. Поэтому когда человек эмоционально фонтанирует, то помните, что он сейчас в этом виде мозга находится.

3 – рациональный разум, который дает нам силу воображения, логику, мышление, то, чего нет у животных (неокортекс и таламические структуры).

Это самый молодой вид мозга, ему два с половиной миллиона лет. У животных, например, нет понятия будущего. Ваша кошка, или собака, когда провожает вас утром на работу, они провожают вас навсегда.

У человека есть такое понятие. И когда вы как коуч работаете со своим чемпионом, когда вы работаете как управленец со своим сотрудником, и вы строите какие-то планы, то вы обращаетесь к его третьему виду мозга, который может построить будущее.

Фишка заключается в том, что эти три вида мозга одновременно работать не могут. Всегда работает только один вид. У них происходят переключения. Так что, если к вам приходят люди в каком-то стрессовом положении, то надо его переключать. Или надо спуститься на уровень ниже, и предложить ему либо покушать, либо другие удовольствия, или подняться на уровень третьего мозга и предложить ему планы на будущее.

Надо понимать, что никто не приходит в коучинг счастливым, просто поделиться своим счастьем и заплатить за это деньги. Все приходят за чем–то, они все несут определенную нагрузку. Просто надо знать, что на эмоциях эмоцию не вытащить. Ее можно только переключить.

Инструменты работы коуча

У каждой профессии есть свой инструмент. Коуч работает вопросами. Волшебными открытыми вопросами. В чем разница между открытыми и закрытыми вопросами? Закрытые вопросы предполагают ответы «да, нет», открытые же оставляют пространство для фантазии, мышления, раздумывания. Поскольку коуч советов не дает, коуч не меняет не директивную тактику, он раскрывает видение своих чемпионов через вопросы. На запрос чемпиона коуч задает один единственный вопрос. От одного заданного вопроса коуч выстраивает поле. На что больше фокусируешься, того становится больше. На проблеме фокусируешься – ее становится больше. Надо просто отбросить шоры. А шоры отбрасываются открытыми вопросами.

Когда мы говорим закрытыми вопросами, мы тем самым практически убиваем нашу беседу. Что происходит? Вопрос задали, получили свое «нет» или «да» и сидим дальше. Обычно этим страдают молодые люди, которые хотят познакомиться с девушкой. Учитесь думать и задавать открытые вопросы. Открытые вопросы всегда предполагают многовариантность.

Материал подготовлен редакцией сайта  Школы социального волонтерства на основании семинара «Основы коучинга». Ведущая семинара Венгржновская Талина — сертифицированный бизнес-тренер, член Совета Директоров ICF Russia Chapter (ICF – International Coaching Federation), автор и редактор издания FirstGull Coaching Review, стаж управленца  более 20 лет, стаж применения коучинга в бизнес-практике – более 7 лет

 Видеозапись семинара можно посмотреть ЗДЕСЬ.


Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства»
в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Share it on

Мы в соцсетях





УЧИМ ДЕЛАТЬ ДОБРО ОТВЕТСТВЕННО И ВСЕРЬЕЗ