News

Терапевтические возможности самодельной бумаги


Самодельную бумагу можно использовать для открыток, для елочных игрушек, из нее можно делать маленькие картины на магнитике, из нее можно сделать картины и иллюстрации, которые можно даже использовать в книжках, в календаре. Можно сделать из нее блокноты – и внутренность, и обложку, только обложку надо делать более плотную. Можно делать разные формочки. Дело в том, что эта бумажная масса жидкая, и ее можно наливать в разные формы, даже в любые пластмассовые баночки, ведра, и отжимать. И когда она высохнет, у вас будет бумажная коробочка, которую можно украшать на разные лады.  Единственный недостаток таких коробочек в том, что они боятся воды. Мы их пробовали покрывать лаком, но они тогда уже не такие теплые, не такие шероховатые, не такие приятные на ощупь. Можно делать всякие такие штуки, но беречь их от воды. Так можно делать всякие домики, штучки на елочку, игрушечки, коробочки для хранения сухих вещей. Мы с детьми один раз даже сделали таз. Получился большой таз, мы плотно-плотно сделали его из разноцветной бумаги. Когда это высохло, у нас была такая большая коробка и мы в ней бумагу же и хранили. Это если говорить о применении.

Терапевтические возможности самодельной бумаги

Техника самодельной бумаги – это такое творческое самовыражение для детей, для подростков и для всех, кто этим занимается. Она позволяет развивать креативность от того, что очень много возможностей. Можно мешать любые цвета, можно добавлять что-то. Возможности для составления цвета очень большие. Можно размазывать ее в компании, ее можно молоть в жижу, можно ее делать гуще, можно в нее добавлять разные ингредиенты. Это может быть чай, свекла, разные листочки, засушки, нитки. Можно ее красить пищевыми красителями, тогда можно молоть обычную белую бумагу и красить потом ее красителями. Если вы будете красить ее красителями для ткани или шерсти, то надо надевать перчатки, потому что они очень пачкают руки. А пищевыми красителями можно красить и без перчаток, хотя детей в любом случае надо одевать перчатки. Мы вначале так и делали, работая с детьми. А потом мы стали использовать цветные салфетки. Это оказалось гораздо проще, оказалось, что это самый оптимальный вариант. Естественно, если вы хотите сделать настоящую художественную картину, то тогда может быть стоит не брать салфетки, а покупать хорошую цветную бумагу или картон цветной, и размалывать его. Тогда качество новой картины будет лучше в разы, потому что салфетки, понятное дело, более хрупкие.

Кроме того, когда работаешь с бумагой, то ее можно накладывать  или тоньше, или толще, неровно или ровно. Это тоже возможности для творчества для детей, для подростков. Я много работала с особыми подростками, с аутизмом, с разными другими заболеваниями, особенностями. И для них работа с бумагой дает множество вариантов, и они могут среди этих вариантов выбирать. И так как у них возможности ограничены, то это, оказывается, очень ценно.

Какие еще возможности у этой техники?

Она дает тактильные ощущения. Когда мы контактируем с бумажной массой, то можно ее накладывать ложкой, но можно разравнивать ее руками красиво, можно ее отжимать, лепить и прилеплять к ней разные элементы, когда ты делаешь картину. То есть, эта техника развивает еще тактильную чувствительность детей.

Кроме того, многие дети очень любят разрывать бумаги на кусочки. Это позволяет им сбросить какие-то агрессивные эмоции. Оказывается, это тоже очень ценно, потому что дома совсем не все можно рвать, а здесь у них есть такая счастливая возможность. Единственное, надо всегда детям объяснять, что рвать можно только вот это, а это нельзя, чтобы потом они не пришли домой и не стали рвать все салфетки, которые увидят. Такие случаи бывали у нас.

Кроме того, этот размельчитель, с которым мы сейчас будем работать, он шумит, и на него надо надавливать. И это тоже моторика, и некоторым детям безумно нравится этот шум. У нас были дети, которые выбирали работу только на измельчителе. Ему не нравилось руками трогать эту жидкую бумажную массу, только измельчитель. Другой, наоборот, всегда выбирал массу, запускал туда руки, третьему нравилось смешивать цвета, он из разных баночек накладывал разные цвета в основную массу, перемешивал и смотрел, что получилось. Это тоже креатив своего рода.

Кроме того, это работа еще и с пространством, потому что когда выкладывают лист бумаги, то можно давать детям такие задания, например, выложить, заполнить какое-то определенное пространство, выложить прямоугольник, или квадрат, или круг. Ребенок таким образом может осваивать и пространство, и разные формы. Это еще и моторика, потому что когда лепят какие-то выпуклые элементы, то это помогает развивать разные движения у особого ребенка. Можно катать, можно делать шарики из этой массы, потом прижимать все это к картине. Ну и еще есть обрезка бумаги. Когда бумажка высыхает, то уже можно пользоваться резаком и вырезать из нее всякие фигурки. У нас была мастерская для аутичных подростков, и многим детям очень нравилось резать бумагу резаком. Это развивает у них точность и четкость движений.

Есть еще и возможности в работе с подростками, особенно если это группа из нескольких человек, и вы планируете какую-то совместную деятельность с ними, то можно составлять программу – какие у вас будут процессы. Есть, например, процесс, есть стадии этого процесса – порвать бумажку, измельчить, налить воды, смешать эту массу. То есть, есть шаги, и для многих детей и подростков бывает очень важно действовать по плану. Кроме того, они могут разделить свои функции, каждый может знать, что именно делает он в этом процессе. Таким образом, у них развивается коммуникация, взаимодействие между собой, и они ощущают себя причастными к общему делу, к общему процессу. Особенно когда результат получается очень товарный, и красивый, и каждый по отдельности может быть один сделать этого бы не смог, но вместе они сумели, и у каждого из них там есть своя часть.

В группе могут быть люди, у которых возможности совсем ограничены. Но и они могут быть частью общего процесса. Это для них очень важно.

Какие могут быть трудности

Так как мы работаем с измельчителем, то, соответственно, бывают дети, которые не любят громкие звуки. Это надо, конечно, предусматривать.И если вы работаете с таким ребенком, то не желательно, чтобы он присутствовал именно в этом процессе или как-то его к этому подготовить.

Бывают дети, которые не любят мокрую массу, они пусть лучше будут рвать бумагу, чем выкладывать эту массу потом. Бывают еще у детей ограничения по зрению или по движению. Это тоже надо как-то учитывать. Если у ребенка совсем плохо со зрением, то он практически не видит, что выкладывает, но ему может понравиться отжимать губкой бумагу. Ну и так как мы работаем с измельчителем, то важно, чтобы по близостибыла электророзетка. И с водой работать не во всех больницах есть возможность. Ведь ребенок может быть совсем лежачим, и он просто физически не сможет ни прилеплять, ни отжимать.

Материал подготовлен редакцией сайта  Школы социального волонтерства на основании семинара «Техника изготовления самодельной бумаги». Ведущая семинара – Мария Водинская.

 Видеозапись семинара можно посмотреть ЗДЕСЬ.


Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства»
в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Share it on

Мы в соцсетях





УЧИМ ДЕЛАТЬ ДОБРО ОТВЕТСТВЕННО И ВСЕРЬЕЗ