News

Типы клиентов, тон голоса и умение слушать — основы коучинга


Три типа клиентов

Три типа клиентов бывают в любой практике консультирования. В коучинге особенно.

Первый тип – он всем известен, это просто посетитель. Ему просто интересно. Он просто решил попробовать. Мало что знает о коучинге. У него нет внутренних желаний что-либо изменить, чего-то достигнуть. Клиенты-посетители приходят без запроса. Поэтому он работать не будет. Он просто пришел, посидел, и ушел. Он еще не готов выйти из зоны своего комфорта. Это не про результат. Но из посетителя можно сделать чемпиона постепенно, добром и лаской.

Тактика коуча:

Отмечать сильные стороны

Не давать заданий

Комплименты

Второй тип – жалобщик. Этот приходит пожаловаться. Он жалуется, якобы что-то хочет изменить, на самом деле он не готов к этому. Ему страшно. Думает, что все ложно и даже невозможно. Таких очень много в нашей стране. Жалобщика тоже можно со временем перевести в чемпионы, в конце до концов, он дозреет. Но если у него нет запроса, то есть вероятность, что у него нет ресурса.

Тактика коуча:

Помогают вопросы «Как? Если бы…?»

Исследуйте возможности

Наблюдайте

Третий тип – покупатель. Мы его называем так, потому что коучинг, все-таки, услуга платная. Это тот, кто готов работать на достижение своей цели.

Тактика коуча:

Давать ему прямые задания

Работать

Тоны голоса

Насколько часто мы относимся к своему голосу как к профессиональному инструменту? Вы знаете великое правило, которое доказано психологами? Психологами доказано, что вербальная коммуникация – это всего семь процентов информации, которую вы получаете. 93 процентов – это вся невербалика. Это позы тела, это голос, это интонация, это скорость речи, это ритм речи, это дыхание, мимика, жесты. Это все, что человек выражает. И на самом деле, когда люди общаются друг с другом, вы запоминаете не то, что человек говорил. Вы запоминаете человека, исходя из того, какая невербалика была у него, насколько он вам был приятен или неприятен.

Тоны голоса – это одно из сильнейших воздействий на людей. Мы можем одну и ту же фразу произнести разными тонами голоса, и это будут разные фразы. Чтобы вас слышали ваши подчиненные, ваши сотрудники, ваши друзья, партнеры, вы всегда должны помнить о том, каким голосом вы сейчас говорите.

Для простоты сейчас определяют четыре тона голоса.

  • Голос-волшебник. Сразу представляем себе волшебника, который рассказывает нам всякие прекрасные вещи. Как бы от сердца разговаривают. И строят им как бы проводку в будущее. Потому что именно волшебник может рассказать вам про ваше будущее. Голос-волшебник начинает вам строить визуализацию картинки.
  • Голос-воин. Тон голоса воина направляет на действие. Люди на него реагируют. Это четко, понятно довести до аудитории действие.Он отличается от тона голоса волшебника. Когда идет коуч-сессия, то таким тоном к действию даются именно шаги. Это четкий, понятный тон голоса, при котором мы направляем человека к конкретным действиям.
  • Голос-друг. Это примерно такой тон голоса, когда мы сидим на кухне и общаемся. Этим тоном голоса не строятся волшебные замки и красивое будущее, этим голосом просто общаются. Это обычный разговор.
  • Голос-мудрый правитель. Этот тон немножко похож на голос волшебника. Если вы управленец, или если у вас кто-то есть в подчинении, вы тоном голоса мудрого правителя благодарите своих сотрудников за то, что они сделали. Вы благодарите человека, который с вами работал все эти годы, за тот результат, который он достиг. Это тон – благодарность. То есть, этим тоном вы искренне благодарите человека за ту работу, которую он произвел.

Коуч-сессия делится на определенные этапы, и, соответственно, тон голоса так же. Поэтому, когда вы общаетесь даже дома с родными, вы следите за голосом. Почему мы очень тонко чувствуем интонацию? Мы запрограммированы на восприятие интонации. Когда дети маленькие, они слов еще не понимают, но они хорошо понимают интонации. Человек считывает не те слова, которые вы говорите, человек считывает ту интонацию, которую вы принесете. И именно так работает коуч – на сопереживание, на открытие своей души.

Еще одна доказанная теория – что если мы слушаем тренинги, то вам запоминается 10 % информации. Если мы слушаем и заодно делаем какие-то упражнения, то запоминаем примерно 30-40 процентов информации. Если слушаем, потом делаем упражнения, потом берем все это в практику – то процентов 70-80 запоминаем. А если после всего этого еще и обсуждаем полученный результат, то осваиваем почти 90 процентов информации. И вы на куоч-сесии сами делаете выбор – вы можете от меня получить или 10% информации, или же все 90%.

Три уровня слушания

Когда мы работаем с человеком, мы отслеживаем тип человека, отслеживаем рапорт, и отслеживаем уровень слушания. Коучи различают три уровня слушания:

  • Слушание на уровне содержания.

Включать свое мнение

Слушать, но не слышать

Тут у меня внутри идет мой личный разговор, мой тренер мне говорит там что-то, но у меня свое мнение и я не собираюсь его менять. Это совершенно непрофессионально с точки зрения коучинга. Это тот уровень, который коучи не используют.

  • Принимающее слушание

Контекст, структура речи и мышление, принимающее слушание.

Слушать и вслушиваться

Находить важное и ценное для человека

Тут мы слушаем и вслушиваемся в контекст. Мы убираем себя с этого места. Человек нам говорит, я мы действительно стараемся услышать, что же он нам хотел сказать, что там для него важно, почему он это говорит, в чем ценность того, что он говорит. Я правда его стараюсь услышать. Я принимающая сторона, я принимаю к себе то, что он мне говорит.

  • Глобальное, и вербальное и невербальное

Слушать и слышать

И вот здесь соединяются умение слушать и слышать человека сеговербаликой, невербаликой. Это  легко понять. Когда вы начинаете что-то рассказывать человеку с глобальным уровнем слушания, вы понимаете, что вокруг создалось какое-то такое пространство принимающее. Это как раз высокий уровень профессионализма коучинга, когда у вас чемпион в этом состоянии. Вы ему создали это поле, поле принимающего слушания. Это глубинное мастерство, и великое мастерство профессиональныхкоучей заключается в том, что на 30-минутной сессии он может задать только один вопрос.

Это очень удивительная вещь. Вроде стоит перед тобой человек и внимательно тебя слушает. И даже смотрит тебе в глаза. Но когда он тебя не слышит, ты моментально это считываешь. Мы понимаем на уровне подсознания, на уровне квантовой физике, на уровне нейронов, что нас не слышат.

Материал подготовлен редакцией сайта  Школы социального волонтерства на основании семинара «Основы коучинга». Ведущая семинара Венгржновская Талина — сертифицированный бизнес-тренер, член Совета Директоров ICF Russia Chapter (ICF – International Coaching Federation), автор и редактор издания FirstGull Coaching Review, стаж управленца  более 20 лет, стаж применения коучинга в бизнес-практике – более 7 лет

 Видеозапись семинара можно посмотреть ЗДЕСЬ.


Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства»
в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Share it on

Мы в соцсетях





УЧИМ ДЕЛАТЬ ДОБРО ОТВЕТСТВЕННО И ВСЕРЬЕЗ