News

Эмоциональное выгорание в детской больнице — как справиться


Для того, чтобы избегать эмоционального выгорания, следует делать чуть меньше, но регулярно. Например, есть волонтеры в детской больнице, которые могут приходить только раз в месяц. И, слава Богу, потому что они делают это регулярно и они в этом незаменимы. Есть волонтеры, которые без вреда для своего здоровья и общения с близкими могут ходить каждую неделю, а то и по два раза в неделю. Тут главное – определенность и умение согласовывать с координатором возможность своего присутствия.

Волонтеры в детской больнице — должны уметь говорить «нет». Например, волонтер пришел к детям, чтобы заняться творчеством, лепкой. А медсестра подходит и просит его сходить в магазин за хлоркой. Тут важно уметь объяснять, что это не в компетенции волонтера. Уметь говорить «нет» и самому себе, и координатору, и подопечному тоже. Это ключевой навык. И хорошо удерживать определенные границы, чтобы группа работала более слажено и избегала эмоционального выгорания на службе.

Принципиально важно не замещать ни санитарку, ни нянечку, ни родных детей. Наша роль всегда должна быть четко обозначено. Мы не конфронтируем с сотрудниками учреждений и не отвечаем грубостью на их грубость. Об этом очень важно говорить на собеседованиях и впоследствии регулярно напоминать волонтерам.

Также у нас регулярно проходят встречи психологической поддержки волонтеров для профилактики эмоционального выгорания. На этих встречах психологи работают по конкретным темам – агрессия подопечных, конфликт сотрудниками учреждения или родителями и т.д. Мы учим волонтеров замечать эти жизненные ситуации в их начальных проявлениях и прорабатывать их. Когда проблемные зоны накапливаются, то в результате это сказывается на здоровье и эмоциональном состоянии волонтеров. Еще одной темой обсуждения с психологом бывает отношение к смерти и ее восприятие. Это очень важно для волонтеров, которые работают с детьми, у которых тяжелые диагнозы и вероятность смерти очень высока. Это важный момент, который никак нельзя игнорировать.

Волонтерское служение – это очень ценный социальный опыт общения с людьми в разных ролях. И мы с ними общаемся преимущественно на равных. Мы не боремся с устоями, не противопоставляемся коллективу медучреждений. Наша задача — не говорить, что мы знаем лучше, как лечить детей. Наша задача – организовывать досуг больных детей. В больнице дополняем то, для чего в самой больнице нет условий. В больнице есть лечебные процедуры, а мы привносим туда общение, интерес, творчество. Это еще один сегмент поддержки детей.

Быть волонтером, служить ближним и при этом не понимать мотивов и значения служения для самого себя, не анализировать собственные чувства и ощущения — разрушительно. Бывает, что человек (в нашем случае – волонтер) участвует в нескольких благотворительных проектах: помогает на ярмарке, навещает детей в больницах, кормит бездомных, что-то делает на благотворительных ремонтах и при этом у него работа, учеба, помощь друзьям, родственникам. Волонтер может таким образом испытывать себя на прочность и при этом чувствовать, что нужен всем, может получать одобрение от окружающих его людей за свою активность, отзывчивость, доброту… Но, при всем этом, если у человека нет ясного понимания, зачем ему это нужно, каковы его силы, что он в себе через это восполняет, нет осмысления деятельности через свои ценности, то он может столкнуться с эмоциональным выгоранием.

Я думаю, что в волонтерской деятельности одна из серьезных причин выгорания – не понимание ценности, значения и смысла своей жизни, непонимание целей, ради которых осуществляется добровольчество. За этим может стоять пресловутое молодежное «попробовать свои силы», «узнать, на что способен». Аналогичные мотивы присутствуют в экстремальных видах спорта, интеллектуальных соревнованиях. Если человек не получил принятия и одобрения в своей семье, взрослой жизни, он ищет другие способы для этого, один из которых – добровольчество. Через добрые дела, человек ставит амбициозную цель «помочь всем», при этом, не имея возможности найти себе места в этой жизни, пытается его найти среди добрых дел, других волонтеров или людей, которые нуждаются в помощи. Все это, в итоге, приводит к излишней нагрузке.

В такой ситуации эмоциональное выгорание схоже с защитными реакциями организма на вирус. Например, тело сообщает, что что-то не так через повышенную температуру, слабость, бессилие. Так и тут, описанные выше проявления говорят человеку о «выгорании». Соответственно, возможны два варианта реакции на этот сигнал: либо игнорировать его, и тогда есть вероятность, что эмоциональное выгорание станет «хроническим» и может привести к самым серьезным последствиям. Лучший выход – признать наличие выгорания и сознательно начать восстанавливаться. Во втором случае доброволец начинает осознавать, что, например, одни добрые дела (кормление бездомных) ему даются тяжело, а другие дарят больше удовлетворения. Тогда даже при нахождении, казалось бы, наиболее оптимальной нагрузки, следует быть внимательными, чтобы позволить восстановиться душевным и физическим силам.

Если волонтер не осознает четко и глубоко, что же положительного приносит ему самому его доброе дело, то для него существует опасность втянуться в деятельность, разрушающую его.


Материал подготовлен редакцией сайта  Школы социального волонтерства на основании семинара «Особенности работы волонтеров в детской больнице». Ведущая семинара — Светлана Блинова (Перегудова), педагог-психолог, создатель и экс-координатор нескольких волонтёрских групп Добровольческого движения Даниловцы. Видеозапись семинара можно посмотреть ЗДЕСЬ.


Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства»
в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Share it on

Мы в соцсетях





УЧИМ ДЕЛАТЬ ДОБРО ОТВЕТСТВЕННО И ВСЕРЬЕЗ