News

Волонтеры идут к особенным детям. Зачем?


Андрей Мещеринов — руководитель учебного направления «Быть волонтером», координатор и специалист по сопровождению волонтеров:

Первое, что мы даем нашему подопечному — это право на уважение. Уважение к тому, что он может найти свой собственный путь. Уважение к нему, даже когда он делает ошибки. Мы можем делиться с ним своими ценностями. Здесь очень важно (и мы на своем опыте это знаем), что только те ценности, в соответствии с которыми мы сами живем, и это видят окружающие, — могут захватить, преобразить, подействовать на другого человека. Никакое морализаторство никогда не поможет. Мы можем делиться опытом своей жизни. Мы можем давать приобретать навыки: обыкновенные бытовые навыки человеку в детском доме, обыкновенные бытовые навыки человеку, который лежит в больнице, или нашему подопечному бездомному, или можем о чем-то писать нашему подопечному заключенному — неважно. Можем обогащать его жизнь таким образом. Мы можем принимать его, когда он совершает ошибки, это очень важно. Потому что люди, которые только что встают на новый путь, они боятся совершить ошибку, они боятся быть отвергнутыми, брошенными в тот момент, когда они ее совершают. И здесь тоже мы можем поддержать их: тем, что мы остаемся с ними в контакте даже после того, как произошел какой-то эмоциональный срыв.

Анна Битова, директор РБОО «Центр лечебной педагогики», ведущий логопед, член Экспертного совета организации:

Центр лечебной педагогики занимается  детьми с нарушениями в развитии уже 25 лет. Мы всегда считали, что помогать надо семье. И даже принципиально считали, что не будем помогать детским домам, потому что считали, что это очень плохо.

У нас был очень грустный опыт много лет назад: в свое время ходили в один дом-интернат и обнаружили, что там дети с синдромом Дауна собраны в одну группу. Там было девять таких детей а группе, а еще пара лежачих. Они были очень депривированы, почти такие же, каких детей мы сейчас видим в «отделении Милосердия».

Когда мы пришли в этот дом интернат, я взяла девочку с синдромом Дауна погулять на улицу. Там шла кошка, а так как человек невольно следит за движущимся предметом, а у грудного ребенка это появляется в ранние месяцы, то меня удивило, что эта девочка не прослеживала двигательные предметы в шесть лет. Она ее увидела, и потеряла ее буквально через два шага. Это была глубокая форма депривации. Почему? Потому что когда она лежала в интернате у себя в углу, мимо нее почти никто не проходил, и у нее не сформировалось прослеживание. Соответственно, изучение всего мира у нее тоже не состоялось. Мир для нее стал совершенно другим,фрагментальным, она видит его кусочками.

Экс-координатор волонтёрской группы «Даниловцев» в ДДИ24 Дороничева Виктория:

Одно из наших правил — строго нельзя выходить с детьми за территорию ДДИ.

Просто так взять какого-либо ребенка, к которому у вас личная симпатия, и уйти гулять с ним даже по территории ДДИ строго запрещено. У каждого ребенка есть свои особенности, ограничения здоровья. Мы захотим сделать для ребенка как лучше, а потом окажется, что у этого могут быть печальные последствия.

Еще одно важное правило – это правило нашего личного состояния – как волонтера, так и координатора. Если накануне вы чувствуете недомогание, у вас поднялась температура или у вас кашель, болит голова или еще какие-то симптомы заболевания, то лучше отказаться от поездки. Дети от этого не пострадают, если вы один раз не приедете – вы сможете восстановиться и приехать в следующий раз. Если же вы приедете заболевшим, для детей это может закончиться плачевно, потому что у нас около 120 детей, и это может просто привести к эпидемии.

Светлана Блинова, экс-координатор группы даниловцев в ДДИ 24:

Очень важно настроить себя правильно на посещение детского учреждения. Осмыслить, для чего я это делаю, зачем мне конкретно это нужно. И прописать себе несколько пунктов, или может быть это будет один пункт, но чем больше их будет, тем с большей вероятностью я буду это делать. Это очень важный момент и для волонтера и для координатора. Мы регулярно проводим и тематические вечера о смысле и значении нашей деятельности. Лично у меня, как у координатора, опыт такой, что лучше начинать с меньшего присутствия и постепенно увеличивать, чем наоборот. Чтобы не надорваться. Если мы видим, что группа крепнет, волонтеров становится все больше, то можно увеличивать количество присутствий и со временем можно прийти к ежедневным посещениям. Исходя из моего опыта, для того, чтобы избегать эмоционального выгорания, следует делать чуть меньше, но регулярно. Например, есть волонтеры у нас, которые могут приходить только раз в месяц. И, слава Богу, потому что они делают это регулярно и они в этом незаменимы. Есть волонтеры, которые без вреда для своего здоровья и общения с близкими могут ходить каждую неделю, а то и по два раза в неделю. Тут главное – определенность и умение согласовывать с координатором возможность своего присутствия.

Ирина Молчанова, координатор волонтерской группы даниловцев в ДДИ 28:

Какие основные принципы взаимодействия с нашими подопечными? Так как это всё-таки дети-сироты, они живут в специфических условиях интерната, есть заблуждение, что от этого они более социализированы, но это не так.

Им нужно много времени, чтобы привыкнуть к новому человеку, для того, чтобы понять, что взаимодействовать с этим человеком безопасно. Поэтому, как правило, первые посещения они не отличаются особой активностью, они происходят на уровне притирки. Мы понимаем, что можно ожидать от детей, дети понимают, что можно ожидать от нас, и потом, когда нам вместе становится интересно и безопасно, мы можем предлагать им какую-то более активную деятельность.

Пожалуй, самый важный постулат в нашей группе это то, что мы даём детям максимальную самостоятельность, даже, допустим, в ущерб результату.  Потому что ребёнок должен сам отвечать за свой результат, а зависимости от того, сколько он сил приложил, насколько был внимателен. И это важно дать особенно детям в интернате, потому что, как правило, за них очень многое делается. Не потому что воспитатели такие добрые, а просто потому, что проделать такую работу с таким огромным количеством детей, чтобы каждый из них был самостоятельным, это очень сложно и понятно, что у воспитателей нет на это ресурса.

Важный принцип взаимодействия с нашими детьми — это принцип доверия. Потому что, если ты не доверяешь ребенку, то ему сложнее доверять тебе. И даже, если тебе кажется, что вот сейчас эта девочка сделает что-то не так, что-то прольёт или что-то у неё пойдёт совсем-совсем плохо, важно немножко отпустить эту ситуацию, в рамках безопасности, и дать ребёнку получить этот опыт.

Материал подготовлен редакцией сайта  Школы социального волонтерства . 


Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства» в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Share it on

Мы в соцсетях





УЧИМ ДЕЛАТЬ ДОБРО ОТВЕТСТВЕННО И ВСЕРЬЕЗ