News

Волонтёр-наставник в организации «Старшие братья. Старшие сестры»


Безусловно самое первое, что важно- это человек должен понять для себя: готов ли я раз в неделю, возможно единственный выходной посвящать себя общаться и взаимодействовать с ребенком.

При чем возможно не простым ребенком, от которого он возможно не сразу получит обратную связь, в которого нужно будет много вкладываться. Готов ли я это именно делать, на протяжении как минимум года раз в неделю. И если соответственно человек внутренне говорить — да, я готов, то это уже первый большой шаг к тому, что он может стать наставником.

Так же, очень важно в этой деятельности некая поддержка близкого окружения. Бывает такое, что близкое окружение не очень понимает зачем это нужно человеку, пытается его всячески отговаривать. Крутят у виска, зачем тебе это нужно. Бывает такое, что в процессе взаимодействия с ребенком и окружение меняет свое отношение. Но если окружение изначально категорически против, то это бывает очень сложно, грести против течения всегда сложнее, чем поддерживать этого человека.

И поэтому в данном случае мы иногда рекомендуем нашим наставникам, чтобы сначала они договорились со своим близким окружением. Ну хотя бы чтоб эта идея, что он хочет вступить в эту программу, не вызывала яркого протеста. Хотя бы чтоб это было нейтрально. А потом уже взаимодействовать с ребенком.

Безусловно нужно понимать, что идти в эту программу не с идеей спасти мир. Нужно понимать что есть конкрентный ребенок, с которым вы будете взаимодействовать. И у него есть своя жизнь, у него есть свои качества, свои понимания о жизни, и что бы он хотел в будущем. Важно понимать, что вы можете привнести что то другое, что то новое. Но при этом ребенок не обязательно согласиться с этим.

Ребенок, особенно подросток, может сказать – нет, мне это не нравится. Я хочу по другому или по третьему. И наставник должен быть готов к тому, что ребенок может не принять его точку зрения или  может принять другую точку зрения. Важно поддерживать ребенка в его выборе. Поддерживать его таким, какой он реально есть. Если человек правда готов принять другого таким какой он есть, без попыток его изменить, перекроить его характер, то в данном случае это является успехом и залогом отношений. Мне кажется что это залог любых отношений.

Важно понимать, что первое время правда будет тяжело. Это взаимодействие с непростыми детьми, которые не открыты миру, не открыты другим людям. И часто дети проверяют. Первые пару месяцев это могут проверки со знаком минус. Дети могут проявлять себя с самых негативных сторон показывать себя. И здесь важно наставнику быть внутренне устойчивым и как раз идти с этой внутренней устойчивостью к этому ребенку.

Еще один важный момент, особенно при взаимодействии с ребятами из детских домов. Их не нужно жалеть. История про жалость она очень оскорбительна для ребят, которые находятся в учреждениях, потому что  ребята, которые там живут им там нормально. Не могу сказать, что им хорошо, им правда нормально. И если к ним приходит человек который говорит, ой ты мой бедненький, у тебя такая жизнь сложилась. Это сразу говорит о том, что дети не будут открываться этому человеку, а скорее подумают- о нас жалеют, я пожалуй воспользуюсь этим. Могу попросить новый телефон, положить деньги на этот телефон, использовать это в корыстных целях. Потому что дети очень хорошие манипуляторы, любые дети. И они видят на что можно надавить, чтобы получить то, что им нужно. Поэтому детей этих жалеть не нужно. Они обычные адекватные дети просто с некоторыми своими особенностями и с возможными  какими то своими проявлениями, которых может и не быть у детей семейных.

Еще важный момент, что в программе которой вы участвуете, есть не только наставник, есть не только ребенок, но так же есть опекун у этого ребенка, а так же есть куратор. И эти люди тоже не просто так. Понятное дело, что с опекуном в нашей программе ведется тесный контакт, и все действия и способы времяпрепровождения наставника с ребенком обязательно оговариваются с опекуном. Как раз нужно  наставнику понимать, что если он приходит в программу, то он обязан в том числе взаимодействовать с опекуном этого ребенка. Также есть взаимодействие с куратором.

Даже, например, у наставника все хорошо, то все равно контакт с куратором у наставника должен быть, потому что нужно понимать, что человек встречается с эти ребенком, что у них все хорошо. И он представитель программы.  Что он представитель программы, у нас есть цели задачи и есть правила участия, о которых мы рассказываем на нашем тренинге. И это очень важно. Когда человек приходит в программу, очень важно понимать что он пришел в программу и он готов подчинятся эти правилам. Обычно мы это отслеживаем на интервью. Есть люди по интервью уже понятно, что они не готовы играть по чьим то правилам, и таких мы может не рекомендовать к участию в нашей программе.

Материал подготовлен редакцией сайта  Школы социального волонтерства  по видео-рассказу Русланы Яценко, психолога, куратора программы «Старшие Братья, Старшие Сёстры» .
Видеозапись можно посмотреть ЗДЕСЬ


Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства»
в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Share it on

Мы в соцсетях





УЧИМ ДЕЛАТЬ ДОБРО ОТВЕТСТВЕННО И ВСЕРЬЕЗ