Что делать, если подопечным грозит беда? Инструкция для волонтеров от руководителя движения «Даниловцы»
Бывает, хоть и редко, что волонтеры становятся свидетелями чего-то плохого: санитар унизил и оскорбил больного, старушкам в Доме престарелых не выдали одеял или даже простынь, и они спят на голых матрасах, сотрудник психоневрологического интерната отнял у своего подопечного телефон, дети в больнице вместо завтрака получили нечто несъедобное. Не стоит сразу публиковать эмоциональные реплики и фото в социальных сетях. Стоит всерьез все обдумать и даже посоветоваться и только после этого действовать.
Исключением является прямая угроза жизни и здоровью пациентов. Определяется это просто, и каждый человек может отличать плохие условия жизни от убийственных. Синяки и раны у детей в детском доме, отсутствие отопления зимой в комнатах, где проживают старики, протухшие продукты питания в столовой, хроническое недоедание, а может быть даже сексуальное насилие. В таких случаях случает сразу вмешаться, привлечь внимание ответственных лиц и обратиться в правоохранительные органы.
Что делать, если подопечным грозит беда?
1. Проверить и перепроверить, правильно ли вы все понимаете. Нередко волонтер не является сам свидетелем чего-то а знает ситуацию со слов других людей или по косвенным признакам. Бывает, что так сложились обстоятельства, что волонтер стал свидетелем какой-то исключительной ситуации, в которой с успехом разберутся и персонал учреждения и проживающие. Бывает, что волонтер за нечто ужасное воспримет то, что давно стало обыденностью по всей России. К примеру, отвратительную и серую, как у собак, алюминиевую посуду в доме престарелых, или колючую проволоку вокруг психо-неврологического интерната или отсутствие ручек у дверей и т.д. Конечно, в этом случае нельзя «зло» признать «добром». Но надо понимать, что изменить всю российскую систему казенных учреждений невозможно.
2. Следует определиться: вы волонтеры – правозащитники или нет? Какова ваша задача, для чего вы приезжаете к детям в больницу или старикам в интернат? Если для защиты прав, если вы имеете опыт, или знаете правозащитников и понимаете, что и как делать, тогда вы можете решать ту или иную проблему.
Но большинство волонтеров, которые приезжают заниматься с детьми в детдома, или петь песни бабушкам в дома престарелых имеют другую задачу. Они едут ради общения с подопечными, едут для организации досуга, прогулок, концертов. Для таких волонтеров важна возможность не разового общения, а регулярного постоянного. Их компетенция не в защите прав, а в иной не менее важной помощи людям. В этом случае стоит обратиться к руководству своей волонтерской организации, а через него к профессионалам. Правозащитных организаций сейчас немало.
3. Одна из задач руководителя волонтерской группы – инструктировать всех участников, чтобы они не начинали войн по собственному решению. Волонтеры должны понимать, что пока их помощь улучшает состояние людей и она достаточно значима, следует делать свое дело и молчать. Да, это выбор из двух зол. И в данном случае молчание – это зло меньшее, чем отказ от своего волонтерского дела.
Внутри группы волонтеров должна быть договоренность, что рядовой участник, или тот, кто несет ответственность за отдельную поездку к детям или инвалидам или за ее часть не должен самостоятельно конфликтовать с учреждением и тем более выносить конфликты в публичное пространство. Вступить в конфликт ради подопечных может только тот, кто отвечает за всю конструкцию в целом, кто знает, как должно быть, у кого достаточный опыт и авторитет.
4. Если волонтеры решаются обратиться к правозащитникам, им следует знать, что основные методы защиты прав – это широкая огласка и обращения в разного рода инстанции и властные органы. Такие действия, в свою очередь, неминуемо приведут к негативному отношению к волонтёрам со стороны того казенного учреждения, где права подопечных нарушались. Немного смягчить ситуацию можно в том случае, когда правозащитники не будут ссылаться на волонтеров.
5. В конечном счете волонтеры должны все взвесить и решить для себя, они будут воевать с системой, или останутся помогать людям. Переживания, эмоции, сочувствие иногда побуждают волонтеров к войне. Но если волонтер плохо все взвесил, не заручился серьезной поддержкой правозащитников, то добра не будет никому – ни подопечным, ни ему самому. Потому что он точно лишится возможности волонтерить, как прежде, а значит подопечные лишатся помощи, да и сам волонтер может потерять смысл своего служения.
Конфликт с заведующим отделением больницы легко приведет к тому, что волонтер никогда больше не увидит Андрюшу или бабу Галю. Нетрудно навредить общему делу, если из-за конфликта вокруг отдельной проблемы в отдельном учреждении волонтерам закроют доступ в полтора десятка аналогичных учреждений по региону. Запреты могут коснуться всех, а не только «виновной» волонтерской группы.
К примеру, волонтеры помогают нянечкам в больнице ухаживать за отказными детьми. Их задача – сделать так, чтобы у малышей были сухие чистые попы, чтобы их больше брали на руки, чтобы с детьми общались. Это очень и очень важно для малышей. При этом волонтеры понимают, что в пищеблоке воруют, что прачечная работает плохо, а нормы выделения подгузников ничтожны. В этом случае, благо конкретных детей, вероятно, нужно ставить выше войны с учреждением и попытки когда-нибудь решить проблемы на глобальном уровне.
Приоритет здесь очень практический практический: лучше иметь синицу в руках, чем мечту о журавле. Если кроме волонтеров некому научить ребенка названиям цветов или надеванию колготок, то бессмысленно писать разгромные тексты в интернете. Шум поднять можно, но конкретный Ванечка в итоге не научится завязывать шнурки.
6. Надо понимать, что разрешение сложных ситуаций с участием волонтеров способствуют систематические поездки в учреждения. А если волонтеры оказывают материальную помощь (чинят крышу, привозят новые кровати, обеспечивают месячный запас подгузников), то их авторитет и значимость непросто будет игнорировать. Постепенно будет меняется сознание персонала больниц и интернатов. В результате мягкого, но продолжительного «натиска» волонтеров директор и сам однажды уволит самого вороватого кладовщика и самого нечистого на руку повара.
7. И последнее. Надо знать и помнить, что есть закон об общественном контроле. В частности, в каждом учреждении есть общественные советы с достаточно большими полномочиями. Главное заранее на положительной ноте урегулировать все формальности: подписать соглашение между волонтерами и казенным учреждением, получить благодарности за оказанную помощь, и все положенные документы при оказании материальной помощи. А когда формальности урегулированы, можно поставить вопрос об участии руководства волонтерской организации или группы в общественном совете и о своем праве на общественный контроль. За подробностями я отсылаю к профильным юристам и профессиональным правозащитникам.
Юрий Белановский, руководитель Добровольческого движения “Даниловцы“