Творчество с детьми в психиатрической больнице. Опыт координатора Даниловцев
Своим опытом и секретами делится Елизавета Чистякова — координатор волонтерской группы в детской психиатрической больнице №6. Выпускница филологического факультета МГУ, учитель русского языка и литературы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. С «Даниловцами» с 2008 года. Начинала волонтером в НИИ нейрохирургии им.Бурденко. Поработала почти во всех волонтерских группах. С 2010 — координатор. Волонтерство для Елизаветы — опыт радостной и сложной встречи, творчество и сотворчество общения и события, возможность подарить кусочек красоты, которая вокруг нас. Опыт волонтерской работы — 6 лет.
В детскую психиатрическую больницу (а мы работаем в женском отделении) Даниловцы ходят c 2010 года. Начинались наши встречи с рисунков, бесед и спокойных простых игр. Специфика больницы, и в частности нашего отделения, такова, что категорически нельзя предлагать детям активный досуг и все, что может возбудить. Это обусловлено заболеваниями детей, проходящих там лечение.
Поэтому больше всего у нас прижилось творчество. Но, думаю, не только поэтому. В творчестве дети находят возможность самовыразиться, с одной стороны, и сделать подарки близким, по которым скучают, с другой. Родители приходят к ним два раза в неделю. Точнее, два родительских дня предусмотрены, а на деле все зависит от родителей. Дети у нас разные: из благополучных семей, из неблагополучных, из интернатов.
Начали мы когда-то с бумаги, из которой делали поделки в младшей (7-12 лет) группе. Первым был простейший цветок в технике оригами.Эффект был потрясающий, хотя с технической и педагогической точки зрения занятие оказалось непростое. Полтора десятка гиперактивных, тоскующих по вниманию детей вступали в бой за самый красный картон, самый круглый кружок для серединки цветка и за первое место в очереди к единственному на группу волонтеру.
Мы тогда сомневались: нужны ли поделки, если они провоцируют конфликты? Может быть, для самих детей лучше просто рисовать, как и прежде, фломастерами? Но мы приходили, и дети спрашивали: а что мы сегодня будем делать? Им хотелось новых впечатлений, хотелось сделать что-то необычное, неожиданное для самих себя, и постепенно мы стали готовить занятия для младшей группы на каждое посещение. Конфликты стали случатся реже: дети научились вести себя в новой для них ситуации раздачи картона, волонтеры научились приносить одинаково красный картон и одинаково круглые круги, выбирать поделку в соответствии со сложностью и численностью группы.
В то же время оставались в чести раскраски: мы разрывали их на листы и раздавали детям в конце занятия.
Впоследствии оказалось, что в технике оригами можно делать огромное количество ярких, красивых и несложных поделок – сейчас их потрясающе придумывает наш волонтер Юля Гусакова, пришедшая в группу в конце весны текущего года.
Тем временем старшая группа (12-17 лет), как и прежде, рисовала, кто что может и играла в мафию и пантомиму.
Как заинтересовать творчеством настороженных подростков, было неясно. Но было вполне ясно одно: детские поделки им не принесешь. Они уже большие, и делать с ними надо что-то действительно красивое, на уровне достойного hand-made подарка. Первое, что мы освоили – сложные и красивые модели оригами. Старались оформлять их красиво, вписывать в открытку, в композицию. И… старшие девочки заинтересовались. Приходили к нам уже не 5-6 человек, а 10-12, иногда больше.
Сложность представляло большое количество ограничений в больнице по материалам: нельзя пластилин, ножницы, любые краски, любые нитки и ленты. Про иголки даже не говорю. Сейчас администрация относится к нам с гораздо бОльшим доверием, поэтому в старшей группе (они спокойнее, их проще контролировать) разрешают пластилин и краски, а под особо внимательным присмотром даже нитки.
Через некоторое время в нашем арсенале появились цветы из салфеток, фото-мастер-классы которых были найдены нами в интернете, поделки из гофрированной бумаги , из фольги.
Важным этапом стал квиллинг: он открыл новые возможности. Квиллинг – техника скручивания узких бумажных полосок. Она предполагает несколько базовых форм и позволяет придумывать бесконечно много разных композиций.
И совершенно новой историей стали необычные поделки. Некоторые из них выросли внутри группы (плетение фенечек, лепка из самозатвердевающей глины с последующим раскрашиванием ), а некоторые приносили с собой волонтеры-новички.
Так у нас появились гравюры – их принесла Вероника Братушева. Лист покрывается цветной акварелью, натирается свечкой и закрашивается черной гуашью, после высыхания которой непишущей ручкой выцарапывается рисунок.
Ира Молчанова, в свое время, научила нас мокрому валянию (плоские картинки из шерсти) и раскрашиванию полотняных сумок акриловыми красками.
Особыми событиями мы пытаемся делать праздники. Их я условно делю на просто праздники (Новый год, 8 Марта) и праздники со смыслом (Рождество, Пасха).
В праздники мы дарим наборы из книги, канцелярии, небольшой игрушки и сладостей. Но, главное, в этот день мы проводим особенное творческое занятие. Мы стараемся придумать для детей что-то необычное. Например, два года подряд мы писали каждому из детей личное письмо от Деда Мороза с пожеланиями, словами поддержки и всяческими мотивациями к позитивным свершениям (последнее особенно касается старших).
Традицией стала и форма поздравления с Новым годом. Мы завели большой красный мешок и подарочный сапожок с колокольчиками. Из мешка мы раздаем подарки, а из сапожка все дети тянут конфеты с пожеланиями.
Из необычного новогоднего делали кукол-снеговиков и дедов-морозов для кукольного театра – это были чудесные пожертвованные наборы. Делали объемные елки из бумаги и потом их украшали. Со старшими делали витражные наклейки на окна: клали в прозрачный файл раскраску, делали контур и разукрашивали картинку витражными красками, как обычный витраж. Через сутки картинку можно аккуратно отклеить от файла и поместить на окно.
Однажды пробовали делать огромную коллективную елку из модульного оригами в младшей группе, но дети скоро утомились и разбежались, зато воспитатели и волонтеры очень впечатлились!
На Рождество тоже сложилось несколько традиций. Первая – мультик “Рождество” Алдашина, благодаря которому мы стараемся донести до детей чудо, значимость и радость Рождества. Важным для нас средством визуализации, наглядности Рождества стали вертепы. Первые, – а каждая девочка делала свой вертеп, – были большие, состояли из множества разных оригамных элементов и в итоге оказались сложными: мы делали их до конца Святок. Зато на следующий год вертепы были доведены до ума, многие детали были подготовлены заранее, и вертепы вышли вовремя и очень красивыми.
Первая пасхальная традиция – конечно, раскрашивание яиц. Вторая – опять же мультфильм. Мультфильмы хороши тем, что они привлекают внимание детей, сильнее эмоционально затрагивают, чем просто рассказ. После просмотра мы, конечно, обсуждаем все увиденное. Иногда из этого получаются очень хорошие разговоры со старшими детьми.