Зачем помогать бедным и бездомным людям? Размышления руководителя Даниловцев
Интернет-сайт “Аргументы и факты” опубликовал статью руководителя добровольческого движения “Даниловцы” Юрия Белановского.
На днях мне довелось участвовать в публичной дискуссии, где настаивали, что не стоит помогать бедным и бездомным. Они, мол, сами виноваты в своей беде, уж лучше кошек кормить. Наряду с такими взглядами мы видим большой интерес россиян к благотворительности, особенно Великим постом и не меньший интерес к новому Римскому Папе Франциску, олицетворяющему сегодня для многих простоту, скромность, милосердие и служение бедным. Будто предугадывая это, Община святого Эгидия издала на русском языке книгу «Милосердие – древнее слово в новое время», в которой напоминает, что Церковь, город и бедные очень тесно связаны, что не может быть христианства без той или иной заботы о бездомных и несчастных. Думаю, это напоминание очень важно сегодня.
Похоже, многие забыли, что бедные и бездомные — тоже люди. Сегодня они большей частью невидимки, часть городского пейзажа, причем часть неприглядная, позорная. О них не пишут, их не показывают по телевидению, их судьбы никому не неизвестны. Бездомных и нищих как бы нет. Однако для христиан важно, что милосердие — это не просто помощь, это всегда встреча человека с человеком, встреча лицом к лицу. Милосердие восстанавливает человеческую общность, возвращая отверженных.
Христианство способно вернуть бедным лица, имена, человеческое достоинство, которых современный город стремится их лишить. Оно не способно в корне, а порой и сколько-нибудь серьезно исправить положение вещей, но, в конечном итоге, для христиан любой человек – брат и сестра во Христе. Каждый, кем бы он ни был, на равных молится в храме и на равных подходит к Чаше с Причастием, называет свое имя, напоминая всем и себе о своем достоинстве. Порой именно с этого и начинается возрождение человека.
Библия много говорит о бедных. Бедные — это люди, а не категория или класс. Библия не идеализирует бедных и не превозносит нищету, понимая, что бедность — это зло и оно лишает человека чего-то важного. Очень просто и быстро нищета может сломать человека, отнять у него саму человечность. Библия призывает, чтобы бедных не было, она говорит, что Бог хочет не только доброты, но и справедливости в отношении к бедным. Логика тут проста. Пришельца, (по-нашему, мигранта), вдову и сироту нельзя обижать или притеснять, ибо сам Израильский народ был когда-то и бедным, плененным и нуждающимся. Целый народ был, как сирота в Египте. Если Бог оказал милость Израилю, то и израильтяне и все верующие обязаны оказывать милость несчастным. Каждый в свою меру, каждый как может, но обязаны. Служение бедным — долг и восстановление справедливости. Бог часто говорит в Библии: если будешь притеснять бедных и несчастных, вдов и сирот, то они возопиют ко Мне, и Я услышу их.
Милосердие — это не только сочувствие, забота и молитва, но и справедливость, которая лежит в основе прав человека. Служение бедным, в том числе — и защита их прав. Это неотъемлемая сторона христианства.
В Евангелии тема бедных и милосердия звучит с особенной остротой. Напомню наиболее известную притчу на эту тему, которая, по моему, не нуждается в толковании.
Некоторый учитель Закона, желая испытать Иисуса, спросил Его: «Учитель, что я должен делать, чтобы получить вечную жизнь?». «А что об этом говорится в Законе?», — спросил его Иисус. «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем, всей душой, всеми силами и всеми своими помыслами. И люби ближнего, как самого себя», — ответил тот. «Ты правильно ответил, — сказал Иисус. — Поступай так и будешь жить». Но тот, желая оправдаться, спросил Иисуса: «А кто мне ближний?». Иисус в ответ сказал: «Шел человек из Иерусалима в Иерихон и попал в руки разбойников. Они его ограбили, избили и ушли, бросив полумертвым. И случилось так, что шел той дорогой священник, но, увидев его, перешел на другую сторону. Так же поступил и левит (тоже, своего рода, священнослужитель). А самаритянин (презираемый иноплеменник язычник), увидев, пожалел его. Он подошел к нему и, омыв вином и смазав оливковым маслом его раны, перевязал их, посадил его на собственного мула, привез в гостиницу и там за ним ухаживал. А на следующий день, уезжая, дал хозяину гостиницы две серебряные монеты и сказал: «Позаботься о нем, а если истратишь сверх того, я тебе отдам». Кто из троих, по-твоему, оказался ближним пострадавшему от разбойников?». «Тот, кто проявил к нему милосердие», — ответил вопрошавший. «Иди и поступай так же», — сказал Иисус.
Ну и самое главное для христиан, наверное, сказано в притче самим Иисусом Христом. Господь Бог недвусмысленно принимает служение бедным, как служение Самому Себе.
Когда придет Сын человеческий в славе и с Ним все Его ангелы, Он сядет тогда на царский престол и приведут к Нему все народы. Он разделит всех на две части, как пастух отделяет овец от коз. И поставит овец по правую руку, а по левую руку — коз. И скажет тогда Царь стоящим по правую руку: «Идите сюда, благословенные Моим Отцом! Владейте предназначенным вам со дня сотворения мира. Потому что Я голоден был — и вы Меня накормили, жаждал — и вы Меня напоили, был чужестранцем — и вы Меня приютили, был наг — и вы Меня одели, был болен — и вы ходили за Мной, был в тюрьме — и вы Меня навестили». Тогда ответят праведники: «Господь, когда мы видели Тебя голодным — и накормили, жаждущим — и напоили? Когда видели Тебя чужестранцем — и приютили, нагим — и одели? Когда видели Тебя больным — и ходили за Тобой и когда навестили Тебя в тюрьме?» И скажет им Царь в ответ: «Говорю вам, все, что вы сделали для одного из самых малых братьев Моих, вы сделали для Меня».
И последнее. Для христиан город, желающий очистить себя от бедных, сирот или бездомных — нечеловеческий. Одна из обязанностей учеников Христовых эту человечность поддерживать, проповедуя милосердие. Но и Церковь, если забудет о малых братьях Христа, если не будет служить им — перестанет быть евангельской и Христовой. Именно бедные и несчастные могут вернуть Церкви лицо, если вдруг она потеряет его в пышности, в церемониалах, в горделивом чувстве самодостаточности и праведности или в самозабвенном обладании Небом.
http://www.aif.ru/society/41786