Помоги другим и себе. Советы психолога Даниловцев
«Православная газета» (Екатеринбург) №37-38 (838-839) опубликовала интервью психолога Добровольческого движения Даниловцы Светланы Блиновой (Перегудовой).
Я знаю, что не так давно Вы вернулись с большого мероприятия, которое носит название «Школа общественного действия». Что это за мероприятие, кто его организаторы, кто участники, ради чего собирались эти люди?
– Я очень благодарна Фонду Андрея Первозванного, Центру национальной славы и удивительным сотрудникам этой организации, которые ежегодно собирают социально активную молодежь в разных городах России. В этом году встреча состоялась в Таганроге. Ее участники попытались систематизировать опыт добровольческой работы студенческой и работающей молодежи из более чем 20 регионов России. Приехали несколько десятков человек, около 70-ти, молодые люди, девушки.
Было приятно видеть воспитанность этих ребят, их живость, незажатость и искреннее желание служить ближним, поддерживать людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, – детей-сирот в детских социальных учреждениях, в том числе детей-инвалидов, детей, которые оказались в больнице, особенно с тяжелыми заболеваниями, угрожающими их жизни, пенсионерам, одиноким, нуждающимся в помощи. Эти неравнодушные молодые люди переписываются и помогают заключенным, бездомным, убирают мусор… То есть инициативы самые разнообразные и разного масштаба. Есть очень скромные студенческие группы, которые все равно стараются систематически работать, из месяца в месяц, из недели в неделю на протяжении нескольких лет, а есть масштабные организации, разноплановые.
Приезжала семья из Курска, муж и жена, они очень активно развивают юридическую поддержку выпускников детских домов, чтобы те могли социализироваться, работу с семьями.
Потряс опыт из Вятки. Молодой человек по имени Григорий представлял комплексный подход к работе с молодежью по утверждению семейных ценностей. Это и профилактика абортов, и профилактика незаконных союзов, незарегистрированных, которые ставят обоих в неловкую ситуацию по отношению к своему будущему, друг к другу, к окружающим,– непонятно, семья это или нет. Все для того, чтобы создавались семьи настоящие, чтобы родительская позиция ответственная формировалась. И это не на ровном месте – у Григория, весьма молодого человека, уже есть своя семья и двое деток, чувствуется, что он относится с любовью, с заботой, с уважением к своей семье, своим родителям. Конечно, это произвело очень сильное впечатление.
Мы делились опытом друг с другом, была культурная программа – экскурсии по чеховским местам, по городу Таганрогу. Съездили к Священноначалию ростовскому за благословением и на беседу, познакомились с многодетной семьей, воспитывающей 17 детей. Это, конечно, лучший пример для молодежи.
Все возвращались с этой экскурсии такие наполненные и сказали, что лучшая проповедь, лучшее миссионерство, – когда все подкреплено жизнью. В непосредственном общении там, где этот священник служит, они познакомились с матушкой, узнали, как много родных, как они устраивают свою жизнь. Прекрасный пример для молодежи! Он стал настоящим подарком, своеобразным сердцем всего этого мероприятия.
Проводились и мастер-классы, тренинги. Я вела встречу, посвященную профилактике эмоционального выгорания в волонтерской и семейной жизни, ведь опыт служения, и в семье, и в работе добровольческой требуют больших душевных сил. Явление эмоционального выгорания очень распространено, очень важно о нем знать, чтобы заметить вовремя и не дать ему разрушить человека, его добрые намерения, чтобы человек мог сам себя поддержать и быть последовательным в выполнении поставленных благородных задач. Участники эту встречу очень положительно оценили, а я увидела, что мне есть еще над чем работать.
Приезжали удивительные эксперты – например, Александр Гезалов, Антонина Ростовская, провела замечательный тренинг по осознанному родительству москвичка Юля. Приезжали участники проекта «Поющие клоуны» – Илья и две девушки, Анастасия и Евгения. Они ходили к детям в больницу, проводили музыкальные занятия. Волонтеры их поддержали, вместе с ними навестили детей. Конечно, такая работа очень нужна – детям в больнице требуются не только лекарства.
Насколько распространено волонтерское движение в России? Мне кажется, для многих наших зрителей это будет первая программа, где они что-то об этом услышат.
– Удивительно это слышать, потому что я уже 7 лет состою в добровольческом движении «Даниловцы», и я вижу, что в нашей стране волонтерство активно развивается, в том числе усилиями молодежи. Конечно, этим занимаются и люди среднего возраста, которые тоже целенаправленно, осознанно развивают эту деятельность, систематически публикуя информацию. Очень много информации в социальных сетях – не просто обсуждение политических новостей, но именно организационная информация: где кому какая помощь нужна, какие средства на какие конкретные цели собирают, как развивается взаимоподдержка разных некоммерческих организаций и структур.
И люди откликаются. «Школа общественного действия» показала даже мне самой, что волонтерство более развито, чем мне казалось, в том числе и в российских регионах, что очень радостно. Ведь во всем мире это норма жизни – и в США, и в Европе (не обязательно на них ориентироваться, но это просто некоторый опыт, десятилетиями закрепленная практика, когда студенты колледжей, университетов, рабочая молодежь выступают в качестве волонтеров, помогая в разных сферах деятельности: экологической, нуждающимся людям, заботятся о животных… Хорошо, что это становится нормой жизни и у нас).
Вообще, волонтер – это кто? Есть определение? Волонтером может быть каждый, или есть какие-то ограничения?
– Не могу дать научное определение, я не социолог, я психолог. Как понимаю, скажу. Волонтер – это человек, который бескорыстно дарит другому свое время, свои силы.. Могут покрываться как-то его усилия, его расходы на транспорт, но это очень скромные средства, которые позволяют человеку самому не впасть в нужду: у студентов бывает, что нет заработка, их самих кормят родители, и осуществлять добрые дела за счет родителей как-то и неловко.
Волонтер – это доброволец, он по своей доброй воле принимает решение и помогает действиями, приемлемыми для него, ближним, помогает окружающему миру, помогает животным улучшить, поддержать качество жизни. Это, например, помощь больным людям в больницах или в таких учреждениях, как психоневрологические интернаты, дома престарелых, детские дома и интернаты, где очень ограниченный круг общения. Конечно же, всем живущим в подобных учреждениях нужно расширять круг общения – они чувствуют тогда себя интересными, нужными, вкус к жизни приходит, вдохновение, радость. И эти люди зачастую сами способны становятся на творческое развитие, выходят из состояния ощущения своего неблагополучия, изолированности, исключенности из общества.
– Не получается ли, что волонтеры дублируют деятельность государства?
– Из своего опыта могу сказать, что скорее дополняют. Государство является структурой, которая оказывает базовую помощь людям. Я координатор волонтерской группы в детском доме-интернате №24, одном из семи лучших детских домов-интернатов в Москве. Там все идеально: чистое, аккуратное, украшенное помещение, есть игрушки, прекрасные площадки, замечательные педагоги, многие из которых дарят детям не только свой профессионализм, но и человеческое тепло. Однако это люди, которые дисциплинированно и ответственно приходят на работу: рабочий день заканчивается, они уходят и приходит новый воспитатель. У ребенка нет стабильного человека, который бы интересовался им вне профессиональной позиции. А волонтеров, пусть в нашем случае это происходит 2-3 раза в неделю, зовет туда сердце. Им хочется встретиться, порадовать, чем-то заинтересовать детей, поделиться своим творчеством, чему-то научить, есть искреннее желание провести с ними время, как если бы они пришли к своим друзьям. Не всегда это предметная деятельность, иногда это разговоры о том, что впечатлило ребенка, о поездке в лагерь, о празднике, каком-то выходе, экскурсии. Ребенку есть с кем это разделить. Волонтер не общается с ребенком в указательном режиме (сделай так, не делай эдак), он интересуется именно его личностью, чувствами, впечатлениями, размышлениями. Даже тем деткам, которые не умеют общаться, радостно, что их возьмут за руку, с ними будут делать то, что им интересно, а не то, что бывает по плану у воспитателей.
Получается, что государственные и волонтерские структуры дополняют друг друга. Государство несет формальную, но основополагающую помощь этим людям, и без этих структур волонтеры не смогли бы организовать свою работу, это было бы просто не по силам с точки зрения финансовых, организационных, административных ресурсов. Волонтеры же дарят неформальное, доброжелательное, личностно ориентированное отношение к человеку, кем бы он ни был – стариком, ребенком, больным. Через это они тоже получают большую радость, удовлетворение и ощущение самореализации, радость встречи. Это то, что из раза в раз приводит волонтера в такие учреждения.
– Не бывает ли так, что волонтеры работают с «дальними», а от своих близких отдаляются? Наверняка у них есть свои семьи, свои старики, свои племянники.
– Вы смотрите прямо в корень. К сожалению, случается и так. У волонтерства бывают свои теневые стороны, например не всегда бескорыстная мотивация. Часто мы помогаем, не осознавая, что ищем в этом для себя некие смыслы, которые не можем самостоятельно обрести. Москва – город огромный, и здесь живут достаточно отчужденные люди, особенно те, кто приезжает работать, учиться. Они скучают по своим семьям и нередко, приходя именно в детский дом, в результате теплого эмоционального общения с детьми находят утешение, преодоление тоски по дому, по родным людям, им самим радостно от того, что их с любовью встретили. Конечно, среди волонтеров есть и москвичи, и даже волонтерские семьи. Бывает так, что супруг в одном добровольческом движении, жена – в другом, а вечером они обмениваются впечатлениями, а порой и нет сил ими обмениваться. Но когда волонтеры создают семьи, преимущественно их активность сразу или постепенно сходит на нет или становится меньшей.
Личное благополучие волонтера очень важно, чтобы он от избытка делился с нашими подопечными, тогда подопечный не чувствует себя компенсирующим, эмоциональным донором для волонтера. Очень важно регулярно общаться со всеми волонтерами, особенно с новичками: что порадовало, огорчило, встревожило, были ли досадные, раздражающие моменты, какова жизненная ситуация самого волонтера. Если идет сессия, я как координатор говорю: пожалуйста, не приходи, сделай дело, потом поделишься своей радостью от того, что у тебя наступили каникулы или начался новый семестр и график стал посвободнее. Если есть нужды у твоих родных или сам заболел, пожалуйста, сообщи, мы можем помолиться, помочь действенно: привезти что-то из лекарств, продуктов. Бывает, что волонтер один, недавно приехал учиться или работать, и ему одиноко, когда он болеет. Иногда достаточно предложить помощь, чтобы человек не чувствовал себя одиноким, чтобы знал, что он не только дарит помощь сам, но и среди волонтеров находит сопереживание и тоже помощь, тогда формируется дружественное сообщество.
На первом собеседовании мы всегда интересуемся, как люди из его близкого окружения (родители, жена, муж, друзья) относятся к его намерению. Просим не скрывать это, обсудить, и если кто-то из близких против, то советуем не торопиться включаться в волонтерскую деятельность, потому что это может означать, что близкому человеку не хватает внимания, общения.
Иногда родители выражают обеспокоенность тем, что молодые ребята чрезмерно вовлечены в волонтерскую деятельность и что это может быть в ущерб их жизни: они не прилагают достаточно усилий для создания собственной семьи, не стараются выглядеть привлекательно, тратят на других свои небольшие доходы, которые только начинают зарабатывать. В таких случаях я как психолог говорю волонтерам: родители вас любят, заботятся о вас, знают вас лучше, чем кто-либо, и со своей стороны могут видеть то, что вам не хочется видеть, – например, то, что вы можете действительно чрезмерно увлечься чем-то. Обычно молодежь склонна игнорировать мнение родителей, даже психологически отделяясь от них, и мы просим послушать родителей из уважения к ним, из предположения, что они заботятся, а не просто настаивают на своем. В юном возрасте люди иногда проверяют себя на прочность: идут учиться, работать и «волонтерить». Если это новоначальные христиане, они, как правило, говорят, что Господь все устроит, «счастье и на печи найдет», в итоге совершенно погружаются в дела и себя запускают. Тогда приходится просить сделать перерыв на небольшой период: неделю или две, или месяц, чтобы волонтерство было не в ущерб учебе или работе, не мешало высыпаться, чтобы были и другие интересы: прогуляться и пообщаться с друзьями, сходить в кино, почитать интересную книгу, заняться спортом. Потом можно вернуться в движение, ведь мы всегда человеку рады. Это необходимо, чтобы появилось чувство меры. Помощь ближним точно не должна быть в ущерб чему-либо важному.
У нас запрещено ходить к подопечным в плохом самочувствии, чтобы им не навредить, потому что среди них есть детки со сниженным иммунитетом и склонные к частым заболеваниям. Также важно, чтобы волонтер сам не разболелся, других волонтеров не заразил и чтобы учился заботиться о себе. Одна из теневых сторон волонтерства заключается в том, что, заботясь о других, человек зачастую компенсирует этим неспособность заботиться о себе. Может стать опасным, когда волонтер начнет фокусироваться на другом человеке. У нас так бывает в группе помощи бездомным, когда некоторые энтузиасты живут жизнью своих подопечных: ищут им работу, помогают с оформлением документов, с отправкой домой. Это очень ресурсоемкая деятельность. При этом важно, чтобы сам волонтер не снижал уровень своей социализации, развивался.
На наших ежемесячных встречах психологической поддержки мы очень подробно обсуждаем важные для волонтеров вопросы. В первый период волонтерства очень много эйфории, вдохновения, воодушевления, а потом, конечно же, приходит более реалистичное восприятие этой деятельности. Появляется досада, раздражение, тревоги, опасение, может даже – сопротивление. Тут важно нацелить волонтера на то, что надо быть внимательным к себе и поддерживать баланс между личным благополучием и благополучием подопечных.
Личное благополучие составляет и организация духовной жизни. Наше движение действует при Даниловом монастыре, но у нас есть люди разных конфессий, в том числе немного мусульман, и светские люди, которые с уважением относятся к христианству и его ценностям, но при этом не являются воцерковленными. Мы говорим, что о своем духовном основании нельзя забывать, что нужно не только делать добрые дела, но и свою личность целенаправленно развивать в этом направлении. Мы не настаиваем, но предлагаем такую возможность. Например, у нас проходят семинары «Человек перед Богом», евангельские кружки, тематические встречи со священниками, священноначалием Данилова монастыря: о. Алексием (Поликарповым), руководителем Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи о. Иоасафом, о. Георгием Брылевым – с теми, кто откликается на наши просьбы о встречах. Это очень полезно, и молодые люди разных уровней воцерковленности или светские люди приходят, задают вопросы, и это искреннее общение тоже помогает. Мы с уважением относимся к свободе личного выбора, но предупреждаем, что так как у нас движение христианское, то в начале и при завершении всех мероприятий мы молимся и у нас недопустима ненормативная лексика.
– Если можно, коротко расскажите нашим зрителям, ради чего стоит заниматься волонтерской деятельностью. Может быть, те, кто нас смотрит, услышав Вас, захотят этим заняться.
– Это, возможно, самый главный вопрос в теме добровольчества лично для меня, потому что приходят по очень разным причинам, и зачастую эти причины достаточно поверхностные, а с волонтерским опытом и его осмыслением прорастает внутренняя система ценностей. В современном обществе развито потребительское поведение (съездить, купить, обладать, организовать, получить «зачеты» по всем этим успешным направлениям), и в данном случае контраргументом является децентрация самого себя, преодоление эгоцентризма. Следует жить не только своими нуждами (хотя это важно), но и нуждами другого человека. Это подготовка к семейной жизни, потому что в семье тоже служение, жертвенность. От них никуда не деться, чтобы быть счастливым в семье, чтобы ближние чувствовали себя любимыми и дарили любовь в ответ.
В этом смысле волонтерство – опыт такой балансировки: «я – другой человек», «брать – давать». Мы учимся благодарить. С христианской точки зрения, если это актуально для волонтеров, есть возможность развивать добродетели: милосердие, отзывчивость, доброту, незлобие, преодоление гордости. Ведь приходится общаться с разными людьми, в том числе с руководителями организаций, родителями деток, которые тяжело болеют. Волонтерство – это и активная позиция в обществе. Вместо того чтобы критиковать, выражать недовольство и быть угнетенным от этого, можно деятельно исправлять ситуацию в рамках своих возможностей. Это позволяет утверждать оптимизм, жизнелюбие, радость. Та молодежь, с которой мы встретились в Таганроге, просто вдохновляет. И я желаю всем это почувствовать, встретиться с этим в своей жизни, потому что это дает перспективу и оптимизм по поводу будущего нашей страны. Такие молодые люди – достойные последователи своих дедушек, прадедушек, которые воевали, которые еще до революции созидали нашу страну, они вызывают благодарность.