Изобразительные приемы и техники в творческой работе с детьми. Мастер-класс арт-терапевта
Тема мастер-класса: «Разные изобразительные приемы и техники в творческой работе с детьми».
Для знакомства с арт-терапевтическими техниками в работе с детьми в Школу волонтерских технологий был приглашен специалист, имеющий 25-летний опыт работы в области коррекционной педагогики и развивающих занятий художественным творчеством с детьми и взрослыми. Участники мастер-класса познакомились с особенностями и преимуществами различных техник, узнали о наиболее подходящих методах при работе с детьми, в том числе, имеющими особенности развития.
Ведущая мастер-класса: Мария Владимировна Водинская.
— с 1990 г. работает в области коррекционной педагогики и развивающих занятий художественным творчеством.
— арт-терапевт в РБОО «Центр лечебной педагогики» (1993-2014 гг.).
— автоp и соавтор множества научных статей и семинаров-практикумов по арт-терапии.
— сфера профессиональных интересов: арт-терапия в работе с детьми и взрослыми, коррекционная педагогика, психология, психотерапия, творчество.
Организаторы семинара: Добровольческое движение «Даниловцы» http://www.danilovcy.ru/, Школа волонтерских технологий
Текстовая версия:
Арт-терапия – это такой мягкий метод, который позволяет прикоснуться к эмоциям человека, к его сознанию. И это все мягким, безопасным путем. Арт-терапия позволяет человеку выразить свои чувства, свои эмоции, с ними встретиться, потому что когда он выражает свои эмоции, то они уже не у него внутри, а перед ним, в рисунке. Ребенок через такой контакт может осознать их и прожить их еще раз.
Арт-терапия особо важна для детей с особенностями, потому что у них ограниченные возможности. Часто даже в семье к нему относятся по-особенному, он не имеет достаточного количества возможностей для самовыражения. Он может не уметь играть, как другие дети, он может быть ограничен и в рисовании. Кроме того, арт-терапия с детьми – это такое сотворчество, совместный наш продукт, мы соприкасаемся друг с другом. И если ребенок с особенностями, то для него это такой важный опыт эмоционального контакта, в котором у него дефицит. Поэтому очень важным является установление этого контакта. В работе с особенными детьми первые четыре встречи уходят на установление естественных доверительных отношений с ребенком. И когда уже эти отношения есть, создается общее пространство, в котором мы вместе можем переживать то, что с ребенком происходит.
Вторым важным моментом, кроме установления эмоционального контакта, является сопровождение ребенка. Я следую за его мотивацией, я следую за тем, что важно ему, что интересно ему. В этом смысле это совершенно не похоже на работу по заданию — когда приходит ребенок, и я ему говорю, чем мы будем заниматься сегодня. Это не так. Когда к нам приходит ребенок, я должна увидеть, что важно ему, чем он интересуется. У меня в кабинете очень много разных материалов, поделок, инструментов, и когда ребенок впервые попадает в это пространство, я внимательно наблюдаю за ним, пытаясь понять, что ему нравится – полезет ли он выковыривать плинтус, или схватится за карандаши, или за пластилин.
Первые установочные занятия проходят у нас в таком формате. Потому что наше дальнейшее творчество можно построить только на том, что интересно ему. Если плинтус, то я полезу с ним под стол, и мы будем строить там домик для мышки. Если пластилин, то мы вместе будем лепить этот домик. Важным моментом является возможность подстроиться и перестроиться под ребенка. С другой стороны, кроме моего непосредственного контакта, я его вижу и наблюдаю, и обязательно всегда разговариваю с мамой, с другими специалистами, если этот ребенок у них наблюдается. Это могут быть разные специалисты, и я знаю, что происходит там, то есть, я знаю, какие есть у ребенка особенности, какие у него сложности, и что он любит. Вот эти два момента стали для меня очень важными.
Наш контакт в таком диапазоне будет продуктивным, потому что ребенок будет заниматься тем, что любит, что хочет, но не будет заходить за то, что он не может сделать. Например, если у ребенка нет правого поля зрения, то я понимаю, что чтобы он меня услышал и увидел, я должна подходить к нему слева. Если я хочу разработать его правое поле зрения, если я хочу, чтобы шла какая-то внутренняя работа, он пытается освоить то, что ему с трудом дается, то я время от времени кое-какие предметы буду подавать ему и справа, чтобы он каким-то образом задействовал и эту сторону.
Вообще, что можно сделать? Это касается и применения разных инструментов, разных материалов, применения разных техник, различных тем. Из этого набора я предлагаю ребенку наиболее оптимальный вариант. Я следую за ним, у меня есть, что ему предложить. Если у меня этого набора нет, то мне очень трудно быть гибкой и очень трудно будет следовать за ребенком с особенностями.
Что касается тем, то, опять-таки, здесь важным является жизнь ребенка. Если я знаю, что этот ребенок любит поесть, или же что этот ребенок не выносит птиц, я возьму и предложу ему рисовать птицу. У него, конечно, будет стресс. Если я знаю, что он любит машинки, а зверюшек не любит, то, соответственно, темы, которые я ему буду предлагать, будут выбираться по его желаниям.
Особенно это надо учитывать при работе с детьми-аутистами. Иногда они приходят к нам на занятия очень взвинченными, их может вывести из колеи даже громкий разговор, или гудок автомобиля. Поэтому надо быть готовым к тому, что на этом занятии мы будем рисовать гудок. Нужно успеть вовремя перестроиться, чтобы сделать то, что сейчас важно для ребенка.
Что касается страхов, то это отдельная тема. Можно рисовать ситуации, которые ребенка страшат, мы применяем такую технику, когда детские страхи рисуем на кафеле в ванной, а потом смываем их. Есть техника, когда детский рисунок можно довести до абсурда, до какой-то смешной ситуации, чтобы ребенок перестал бояться этого. Например, если ребенок боится чудовища, или волка, то можно к нему прицепить бантик, нарисовать ему морковку в руках, которую он ест. Если у вас будут получаться смешные, жизненные картинки, то ребенок видит, что это не так уж и страшно. Это облегчает ситуацию. Понятно, что если ситуация серьезная, глубокая, то одними страхами не отделаться.
Есть еще такая вещь, как коррекционная задача. Если вы работаете с особенным ребенком, то разрабатываю коррекционную задачу, которую я ставлю, про которую знаю только я. Я придумываю, как я занимаюсь с ним творчеством и, следуя его мотивации, думаю, каким боком прилепить это к тому, чтобы задача решалась.
Задачи могут быть разные. Например, освоение пространства. Ели у ребенка сильные пространственные нарушения, то я, соответственно, буду давать ему задания, на которых он будет осваивать пространство листа, его протяженность в длину, ширину.
Я считаю, что в работе с особыми детьми арт-терапия – это стык творчества и коррекционной работы. Они стыкуются в какой-то точке.
Мы пользуемся разными техниками в арт-терапии с детьми. Этим можно заниматься как с детьми с особенностями, так и с абсолютно здоровыми детьми:
— Акварель по мокрой бумаге
Это техника, которая позволяет расслабиться. Он релаксирующая. Но здесь многое зависит от того, какие вы возьмете цвета. Если использовать очень яркие цвета, здесь будет комплексное воздействие. С одной стороны, это будет расслабляющей медитацией, когда краска плывет, и ребенок расслабляется. С другой стороны яркие цвета тонизируют. Поэтому если вы делаете это с детьми, то вы должны учитывать, возбужден ребенок или нет. Если ребенок возбужден, то нужно брать очень нежные, бледные цвета (голубой, зеленоватый). Если, наоборот, ребенок вялый, то можно рисовать очень яркими красками. Конечно, это все интересно попробовать самим, чтобы прочувствовать и поделиться этим.
Тут есть свои технологические особенности. Чтобы акварельный лист не коробился, его прилепляют к столу без бумаги, просто на пластмассу или на клеенку. Если нет возможности его окунуть в воду целиком с двух сторон, то мочится кистью стол и задняя часть листа, потом передняя часть. Лист прилипает, и когда вы начинаете по нему красить, он не встает колом и не подворачивается. Это важно, потому что это мешает работе. Кроме того, его можно отлеплять в нужный момент и наклонять лист в разные стороны, чтобы краска затекла в нужные места так, как надо. По такому листу потом можно рисовать и белой краской, очень красиво получается.
Если тему рисунка не задавать совсем, то есть категория детей, для которых это очень тревожно. Есть дети, которые не справятся без темы, они просто поплывут, их разнесет в разные стороны. Поэтому тему можно дать (например, просто пятна, закат, радугу, солнышко, цветы в траве и т.д). Но очень важно, чтобы та тема, которую вы предлагаете ребенку, для него эмоционально была понятна. Если мы скажем ребенку нарисовать море, а он море никогда в жизни не видел и не знает, как оно выглядит, то вы попадаете мимо. Вот почему важно знать, что ребенок любит, что у него происходило в жизни, с чем он соприкасался. Один ребенок будет с удовольствием рисовать ночь, другой не знает, что это такое, потому что его все время укладывают спать в восемь часов, и он не видит ночь. Поэтому лучше делать то, что эмоционально насыщенно для ребенка.
Насколько можно вмешиваться в работу ребенка
Есть дети, с которыми можно делать творчество вместе. Но есть дети, которые воспринимают общее пространство как свое. И они вообще не вычленяют, что это я сделала там что-то, где-то поучаствую. Они не допускают никого в свое пространство. В таких случаях я рисую где-то на соседнем столе. Да, я хочу быть с ним в контакте, поэтому у нас идет такой параллельный процесс. И очень часто такие дети подглядывают, что я делаю. То есть, меня они в свое пространство не впускают, но им важны впечатления и они смотрят мои рисунки. А я делаю вид, что не вижу этого.
Иногда я просто открываю краски перед ребенком и смотрю, что он будет делать, как он будет рисовать. Потому что я могу приклеить ему мокрый лист бумаги, а он может не захотеть рисовать на нем. Тогда я выдам ему другой лист, и пусть он делает то, что хочет. Детям нужно давать право выбора. Это касается и выбора цвета красок.
Что касается формата листов, по моим наблюдениям, формат А3 лучше, чем А4, но есть исключения для детей очень быстро истощаемых или очень зажатых, которым с ходу сложно охватить большие пространства. Но формат А3 соответствует нашему внутреннему психологическому пространству, на него лучше всего переносится то, что с нами происходит.
Есть дети, которые говорят, что они рисовать не любят и не будут. В таких случаях я говорю: ничего страшного, мы с тобой просто пообщаемся, поиграем. Достаю краски и предлагаю покапать просто на бумагу капли кисточкой. Ребенок соглашается, потому что он думает, что не рисует, а капает. Он постепенно расслабляется и входит во вкус.
Есть дети, которым важен процесс, а не результат. Есть дети, которым важна сама краска. Они рисовать не хотят, но хотят мешать краски. У меня был мальчик, который ко мне приходил исключительно мешать краски. Мы доставали гуашь и делали множество баночек, он соединял цвета, и у нас получалась масса изумительных оттенков. Потом другие дети ими рисовали.
— Витражи
Это такое условное название, оно действительно напоминает витраж, но здесь все нарисовано гуашью. Я заметила такую вещь, что витражный рисунок заготавливается мною заранее. Соответственно, я делаю разные темы, зная интересы детей — машинку, кораблик, просто узор, просто черная решетка, цветочек. А дальше дети могут выбрать то, что им нравится и это раскрасить. Эта техника двоякая. С одной стороны, она, как любая раскраска, собирает. То есть, там есть границы, в которые ребенок должен уложиться. Но когда дети раскрашивают раскраску, карандашиком, меленько, то этот процесс их очень быстро истощает. У них устает рука, иногда это тяжело для их моторики. В таком варианте нужно применять кисти и гуашь, потому что тут ребенок, с одной стороны, учиться следовать границам, а с другой стороны, краска расслабляет и растормаживает их. Это такое встречное действие. Этот процесс хорош для всех детей. И для активных, и для замкнутых. Дети, которые мало что могут, в этой технике оказывается тоже очень успешными.
Количество цветов, которые даю тут ребенку, может быть тоже разной. Одному ребенку можно дать два цвета, другому – четыре. А кто-то может и больше. Пусть даже один цвет, но чтобы ребенок был удовлетворен.
— Граттаж
Эта техника от французского слова «гратте», означает процарапывать. Когда-то мы использовали свечу, намазывали лист парафином или воском, а потом сверху рисовали крылья или тушью, или черной гуашью. Потом можно процарапывать на нем фигуры спицей, зубочисткой, гвоздиком. Там, где ты царапаешь, слой краски или туши сходит и получается белая линия. А сейчас есть восковые и масляные мелки и можно грунтовать лист под это цветными мелками. Эта техника хорошо получается на глянцевой бумаге.
Эта техника требует усилия, у детишек очень часто устают ручки, поэтому я обычно беру бумаги маленького формата для них. Можно даже открыточный формат подобрать. В такой технике получаются у нас своими руками очень красивые поздравительные открытки к праздникам.
Есть еще такая техника, когда рисунок рисуется мелками и масляными красками, а сверху покрывается акварельной краской. Можно и гуашью, но акварельными красками лучше.
Надо уметь выбрать и бумагу, она должна быть плотной. Лично я предпочитаю отечественную, не импортную. Такая бумага позволяет стереть рисунок несколько раз, если ребенку не нравится какой-то свой штрих.
Кисть тоже должна быть со средней щетиной. Бывают еще кисти с жесткой щетиной, такие не надо брать. Ими неудобно рисовать детям. Да и тренировка моторики лучше идет на кисточках со средней щетиной.
— Рисунки в круге
Рисуется простой круг разной величины, а внутри круга ребенок может рисовать все, что ему вздумается.
Можно делать объемные вещи. У меня один мальчик сделал башню на пластиковом стаканчике. Пока рисуется картинка, потом рисунок облепляется, например, плотной цветной бумагой и делать из нее разные вещи.
Иногда мы применяем и бисер в наших занятиях, потому что это очень хорошо помогает развивать мелкую моторику. Здесь очень много разных функций, в том числе и мышечный. Это очень полезная техника и при подготовке детей к школе. К тому же эта техника хорошо совмещается и с рисованием, там можно детали добавлять и с помощью карандашиков, ручки.
Можно делать и объемные инсталляции. То есть, мы рисуем загорающего на пляже мальчика, бисером можем сделать камушки и ракушки у его ног, все это укладываем на картон, сверху можем прикрепить зонтик, и получается у нас большая красочная инсталляция. Можно сочетать и плоскость, и объемные предметы. Например, можно на плоскости нарисовать дома для поросят, а самих поросят слепить пластилином. Втыкание спичек в пластилин тоже очень полезное для детей дело.
Можно делать красивые бутылочки и вазочки. Можно наклеить на обычную банку красивый рисунок или бисерные поделки, и получается ваза красивая.
2 Комментария
спасибо огромное за то что делитесь таким ценным
Спасибо! Интересный и полезный материал.