Руководитель Даниловцев провел семинар для активной молодежи Якутии
С 3 по 5 марта прошел IV православный съезд молодежи Якутии. В г.Алдане (Южная Якутия) собрались более 250 человек — юноши и девушки из 20 районов республики. Учредителем является Якутская епархия. Участники съезда — студенты вузов и ССУЗов, старшеклассники, Якутской Духовной семинарии, активные молодые прихожане.
Руководитель добровольческого движения «Даниловцы» Юрий Белановский провел семинар «Азбука волонтерства» для участников съезда об опыте организации волонтерских социальных проектов.
На сайте Якутской епархии опубликован репортаж с этой учебной встречи.
«Даниловцы» признательны и благодарны Епископу Якутскому и Ленскому Роману за оказанное доверие и возможность вместе работать с молодежью Республики Якутия!
Волонтер — это партнер
— Мне говорят: «Пришли мне волонтеров!» Я отвечаю: «Как я могу кого-то куда-то послать? Я что, рабовладелец?».
Юрий подчеркивает: волонтер — это не тот, кто может сделать любую работу. Волонтер — это человек, добровольно берущийся за определенную работу. У волонтера должны быть, во-первых, стремление помогать другим, во-вторых, бескорыстие, в-третьих — навыки, в-четвертых — свободное время.
Действительно, волонтера не интересует материальная компенсация, но для него важна компенсация моральная. Кроме того, он делает то, к чему склонен — чего хочет и умеет. Соответственно, нельзя добровольца, занимающегося помощью детям-инвалидом, заставить красить заборы, и наоборот.
Ресурсы для волонтера
Это не значит, что волонтеров в принципе нельзя звать на помощь — можно только ждать, когда они придут. Просто надо учитывать, что в данном случае приходится иметь дело именно с добровольцами.
— Когда мы не платим денег, мы работаем на личных отношениях, — объясняет Юрий основной принцип работы с волонтерами. — Я не заплачу тебе, но я буду работать вместе с тобой. Это будет наше общее дело.
Еще одно правило: выполнять работу бесплатно — вовсе не значит «вкладывать в работу за свои средства». Если «заказывается» работа волонтеров, значит, им должны быть предоставлены либо ресурсы, либо свобода.
— Нельзя ставить задачу: «Сделайте для детей-инвалидов сценку про Чебурашку», не предоставив ни мягких тканей для пошива костюмов, ни сценария для постановки. Если вы не предоставляете никаких средств — вы предоставляете добровольцам полную свободу в действиях.
Изменить мир
Юрий разделил аудиторию на две части и предложил выполнить несложное упражнение. Ребята по левую руку докладчика написали, что бы им хотелось изменить вокруг, по правую — что конкретно они хотели бы сделать хорошего, если бы им был подарен свободный день.
Первых беспокоили самые разные проблемы: положение детей сирот, инвалидов, бездомные, старость и одиночество, экология, одичавшие домашние животные, зависимости… Вторые рассуждали более конкретно: «Я бы сходила в ближайший лесок и убрала мусор», «я бы помог одинокому пожилому человеку: сходил бы в магазин, например», «я бы поиграл с детьми-сиротами», «я бы съездила в приют для бездомных животных», «я бы сходила в больницу — помогла ухаживать за больными», «я бы провел целый день с детьми-инвалидами», «я бы накормил бездомных».
Все добрые намерения сталкиваются с одной проблемой: не хватает конкретики.
— Вот вы готовы кормить бездомных. Знаете ли вы, как это организовать? Например, нашим добровольцам понадобилось два года, чтобы приучить бездомных с Павелецкого вокзала в Москве приходить на одно место для получения еды! Готовить еду для бездомных надо целый день.
Волонтер не работает без цели
Другое упражнение: Юрий вызвал из зала двух знакомых между собой ребят и предложил разыграть сценку встречи добрых друзей после долгой разлуки. Один (Алексей) приезжает и выходит из поезда, а другой (Максим) его встречает на платформе — бежит навстречу, приветствует, обнимает. Затем задача меняется. Встречающему завязывают глаза, раскручивают, куда-то толкают… Молодой человек теряется, вытягивает руки, чтобы не налететь на стену. Наткнувшись на своего друга, он сначала не понимает, кто это, затем с облегчением выдыхает: «А, это ты!».
Наконец, третья часть упражнения. Юрий завязывает Максиму глаза и сам медленно подводит его к Алексею.
— Тебе было комфортно, когда я тебя подводил к Алексею? — спрашивает Юрий Максима. — Что ты испытывал?
— Недоверие, сомнение… — начинает отвечать Максим.
— Картина ясна. Алексей привлекает Максима, является его целью. У волонтера тоже есть цель — тот, кому он оказывает помощь, — объяснил лектор смысл упражнения. — Если у человека нет цели, ему страшно, он не понимает, что делать.
Отношения и границы
Предыдущее упражнение продемонстрировало две главные черты волонтерства.
Во-первых, волонтерство — это свободный выбор. Волонтеру нельзя навязать цель и деятельность. Во-вторых — это личный мотив. Впрочем, этот мотив может быть любым.
— Иногда приходят парой — парень и девушка, — привел пример Юрий. — Девушка эмоционально рассказывает, как она хочет помогать деткам, а парень кратко объясняет: «А я с ней!». Благодаря этому, казалось бы, невысокому мотиву он может стать лучшим волонтером, чем она.
Игра «Больница» показала будущим и действующим добровольцам важную особенность волонтерской деятельности: волонтерство — это отношения и границы.
Десять человек изображали больного ребенка, его маму, заведующего отделением, сестру-хозяйку, медсестру, лечащего врача и нескольких волонтеров. Каждому участнику необходимо было занять позицию в пространстве относительно других. По очереди позволялось всех перестроить под себя. В придуманной якутской больнице оказался заведующий, хорошо относящийся к волонтерам, готовый иногда даже заменить ими врача. Но врача это не устраивало, и он волонтеров убирал — объясняя это тем, что они мешают лечению. Волонтеры на свое «изгнание» реагировали по-разному. Юрий обратил внимание на реплику одного из них, обращенную к сестре-хозяйке: «Может быть, я вам чем-то помогу?».
— Смотрите: как сложно выстроить отношения со всеми! Нужно уметь идти на те или иные уступки и компромиссы. Нужно понимать, что вас никто не обязан пускать в больницу, что конфликт может привести к тому, что в дальнейшем волонтеров вообще пускать не будут.
Часовой семинар, разумеется, не смог охватить и решить всех проблем начинающих волонтеров. После встречи к Юрию подходили юноши и девушки за советами, задавали вопросы, обменивались контактами. Так что вполне возможно, в разных уголках Якутии вспыхнут новые огоньки молодежных добровольческих движений.
Источник: http://pravyakutia.ru/content/belanovsky-aldan.html
Метка:делимся опытом