Что способствует позитивным отношениям в группе волонтеров? Советы психолога Даниловцев
Опытом работы с волонтерской группой делится Светлана Блинова (Перегудова) — психолог по образованию и профессии, автор и ведущая учебного курса «Православная семья в современном мире», создатель и руководитель направления «Даниловцев» по работе с сиротами «Дорога к дому», в рамках которого была организована работа в 6-ти социальных учреждениях. Создатель и координатор волонтерской группы в Детском доме-интернате для умственно-отсталых детей №24 г. Москвы. По субботам Светлана ведет встречи психологической поддержки для волонтеров.
Когда мы говорим о волонтерской группе, о ее лидере, об отношениях в группе, то сразу надо понимать – в группу приходят очень разные люди, мотивация у всех уникальная, опыт отношений и навыки общения с детьми и взрослыми тоже.
Позитивным отношениям в группе больше всего помогает доброжелательное общение координатора с волонтерами и организация общения волонтеров друг с другом, со специалистами, поддерживающими группу. Очень важно обсуждать с волонтерами их ожидания, чувства, задумки не только на собеседовании, но и перед каждой встречей с детьми. Три-пять минут такого разговора с группой – дело не сложное, но очень позитивное и под силу каждому координатору. Конечно, мотивация и способности каждого волонтера проявляется в процессе встреч с детьми. И, все же, общее основание должно быть. Волонтерам очень интересно, что же движет каждым из них, кто и почему и для чего пришел? Поддерживать эту тему, делиться своим опытом, учить этому волонтеров – дело координатора.
Координатору, необходимо с каждым волонтером общаться. Конечно, не с утра до вечера и не как с родственниками. Но по-приятельски, доброжелательно, ради общего дела. Примерно так, как общаются сокурсники в институте или коллеги (где общее дело – учеба или работа), которые совместно обсуждаются планы, задачи, распределение обязанностей и какие-то дела.
Поскольку качество отношений в волонтерской группе зависят прежде всего от двух вещей: личности координатора и от применяемых им методов сопровождения группы, то все начинается с общего собеседования с кандидатом в волонтеры. У новичка происходит сопоставление своего понимания, ожиданий, смысла добровольческой деятельности и правил, смыслов, опыта, традиций волонтерского движения и конкретной группы, создаются рамки – что приемлемо, что нет.
Общаясь с волонтерами об их участии в посещениях наших подопечных, я считаю важным подчеркивать, что в посещениях важно участвовать “от щедрот”: обязательно когда человек здоров и хорошо себя чувствует, чтобы не заразить детей или других волонтеров, когда позволяет время свободное от личных обязательств, работы, учебы, чтобы время, проведенное с детьми, было подарком, а не замещением или убеганием от решения жизненных вопросов.
Взаимная свобода волонтеров и координатора своего выбора участия в общем деле позволяет группе твердо стоять на ногах и выстраивать позитивные и плодотворные отношения внутри группы и с подопечными, их ближайшим окружением – сотрудниками учреждений, родственниками детей, чиновниками. Со стороны координатора важно предупредить волонтера – новичка, что он может встретить отказ на продолжение волонтерского участия. Такое случается крайне редко. За 5 лет координации мной волонтерских групп и знакомства с сотнями волонтеров к отказу приходилось прибегнуть всего 2 раза. Важно, что отказ возможен без объяснения причин, хотя я сторонник разговора. Волонтер так же может в любой момент, не объясняя причин, перестать участвовать в деятельности группы, когда посчитает нужным. При этом в моей группе волонтеры чаще всего сообщают о своих планах и причинах, что для меня — свидетельство того, что в группе сложились добрые открытые отношения.
Для меня обязательно уважительное отношение к свободе человека и его выбору. Если волонтер плохо себя чувствует, у него дела и работа, или учеба, или что-то дома, или сердце неспокойно, то я не настаиваю на посещении детей и даже советую пропустить эту встречу. Относительно пропусков, у меня к волонтерам всегда единственная просьба – ставить меня известность: придут или нет, опоздают или нет. Если опоздание может повредить посещению – то я могу отказать.
Пусть человек раз-другой не придет, зато потом встретится с детьми со спокойной душой, от щедрот. И такое общение будет более позитивно, чем встреча на надрыве, только из чувства долга, в невротическом состоянии: я везде должен успеть и прочее.
Если волонтеры понимают, что они не должники координатору, другим волонтерам и даже детям, что они делятся из состояния свободного выбора, делятся тем хорошим, что у них есть – своим временем, своим желанием играть, общаться, гулять вместе с детьми, устраивать праздники, делать мастер-классы, тогда это общение происходит в доброжелательной атмосфере и приносит много удовлетворенности.
Управляя волонтерской группой, работу следует организовывать на общем для всех фундаменте доброжелательных и позитивных отношений с детьми (подопечными). По отношению к каждому волонтеру я стараюсь найти слова одобрения, поддержки. У новичков стараюсь не забывать и спрашивать – что было трудным в посещении, что порадовало, даю рекомендации. Видя это, и другие волонтеры откликаются и делятся своим опытом и пониманием происходящего во время встреч с нашими подопечными детьми.
Для меня очень важно поддерживать инициативу волонтеров. Каждый из них может проявить себя, конечно, если это на пользу детям и одобрено администрацией учреждения. Так мы, к примеру, сажали цветы, декорировали рамки. Для доброго и позитивного климата в группе очень хорошо, когда волонтеры видят результаты своих инициатив. Это поддерживает воодушевление и дружественную творческую атмосферу.
Важно всегда делиться с волонтерами своими откликами на их несогласованные действия. Волонтеры нуждаются в такой обратной связи от координатора. Это все-таки не группа по интересам, а волонтерская группа, главная задача которой – доброе участие в жизни подопечных детей. К примеру, если был договор, что придет один новичок, а он приводит друга, без справок, которые требует учреждение от волонтеров, без собеседования, на котором оговариваются правила и цели наших посещений – появляется необходимость провести дополнительную работу, отнять часть времени от встречи с детьми. Такие ситуации нехороши. Конечно, наша цель не оттолкнуть, а обозначить границы, правила и традиции которые продиктованы задачей и опытом группы. Конечно, благодарить и положительно оценивать волонтеров и их дела – неотъемлемая задача координатора. И если волонтер ответственный – то и критику, и положительный отклик он воспринимает с благодарностью.
Волонтеры регулярно видятся, общаются, делают доброе дело с людьми, которые близки по взглядам и по ценностям. Такое общение очень ценно и его развитию нужно помочь. Полезны общие нерабочие встречи волонтерской группы. И если координатор участвует в их организации – это хорошо. Я организую праздники: день рождения группы, пикник на майских праздниках, откликаюсь на предложения волонтеров по совместному проведению времени вне посещений. Мы ходили на концерты классической и современной музыки, устраивали посиделки с настольными играми в кафе, чаепития, недавно наша группа волонтеров участвовала в экскурсии по Данилову монастырю. Волонтеры всегда остаются очень довольны, благодарят. На будущее у нас много планов.
Очень важны для волонтеров и участие в общих даниловских мероприятиях, учебных и творческих занятиях и встречах психологической поддержки.
Текст записал и подготовил к публикации Юрий Белановский