Школа социального волонтерстваШкола социального волонтерства
  • Мы
    • О нас
    • Эксперты
    • Благодарности
    • Контакты
  • Расписание
  • Программы
    • Школа координаторов волонтерских групп
    • Организатор волонтерской деятельности. Региональная онлайн программа
    • Волонтер 1.0
    • Надежный волонтер
    • Организатор волонтерской деятельности
  • Онлайн
    курсы
  • Тексты
    Видео
    • Медиатека
    • Видео семинаров и тренингов
    • Видео блоги
    • Статьи
    • Книги
  • Анонсы
    • Новости
  • Поддержите
    нас
  • Стать
    волонтером
  • Мы
    • О нас
    • Эксперты
    • Благодарности
    • Контакты
  • Расписание
  • Программы
    • Школа координаторов волонтерских групп
    • Организатор волонтерской деятельности. Региональная онлайн программа
    • Волонтер 1.0
    • Надежный волонтер
    • Организатор волонтерской деятельности
  • Онлайн
    курсы
  • Тексты
    Видео
    • Медиатека
    • Видео семинаров и тренингов
    • Видео блоги
    • Статьи
    • Книги
  • Анонсы
    • Новости
  • Поддержите
    нас
  • Стать
    волонтером

Волонтеру-новичку

  • Главная
  • Блог
  • Волонтеру-новичку
  • Этапы волонтерства

Этапы волонтерства

  • Разделы Волонтеру-новичку, Основы волонтерства, Статьи
  • Дата 28 июня, 2015

Алена Характерова (Штырина) — координатор волонтерской группы в отделении микрохирургии Российской детской клинической больницы. Русист, окончила филологический факультет РУДН, преподает русский язык для иностранцев. К Даниловцам присоединилась осенью 2009 года, через 2 года возглавила волонтерскую группу в отделениях нефрологии и гинекологии в РДКБ. Добровольчество для Алены – радость, друзья и смысл. Опыт волонтерской деятельности 6 лет.

волонтеры даниловцы

Этапы волонтерства

В волонтерстве все очень индивидуально, поэтому то или иное деление волонтерской деятельности на этапы во многом условно. Я расскажу о том случае, когда волонтер приходит на долгосрочный период.

Начинается все с собеседования, которое координатор проводит с новым волонтером. И здесь важно не только познакомиться с человеком, понять его мотивацию, но и максимально подготовить его к вступлению в новую группу, рассказать о ней, о различных тонкостях и нюансах, о сложностях, с которыми он может столкнуться.  Это хоть и не этап, но именно тут закладываются личные отношения.

Знакомство

Первый этап волонтера – знакомство, присматривание к волонтерам, к группе, к детям. Это поиск себя и своего места. Волонтер может чувствовать себя неуверенно, тревожно. Хотя есть люди, которые включаются в работу с первого посещения. Но чаще новый волонтер наблюдает, как мы общаемся с детьми.

При этом я стараюсь создать такие условия, чтобы новый волонтер был включен в процесс. Понятно, что в первые посещения он может переживать, теряться, не знать, о чем с детьми говорить. Но если новичок, например, молча лепит или рисует с ребенком – уже хорошо. Так или иначе постепенно волонтер включается, осваивается, находит свое место.

Мне кажется, такая адаптация в среднем длится около месяца. За это время волонтер успевает познакомиться не только с детьми, но и с другими волонтерами, он начинает чувствовать поддержку от других участников группы. Это тоже очень важно, потому что возникают личностные отношения, и мотивация в таком случае возрастает.

Надо понимать, что человек, идя в больницу, идет на какую-то свою фантазию о больнице. И реальность может оказаться не такой, как он ожидал: и координатор какой-то не тот человек, и врач, и дети не те попались. Поэтому, я думаю, что на собеседовании надо стараться максимально ввести волонтера в курс дела, подготовить его к посещению,  детально рассказать, как все происходит. Помогать детям в больнице – это звучит красиво, это что-то очень высокое и классное. Но каждый волонтер сталкивается и с бытом – вот обычные дети и мамы, которые тоже могут быть чем-то недовольны. И он может разочароваться.

Дети не вешаются на шею, не благодарят неустанно. Грубо говоря, никто красную дорожку перед тобой не расстилает.Люди, которые пришли в волонтерство за этим, быстро понимают, что волонтерская жизнь далека от каких-то золотых мечтаний, от того, чего они ожидали. И они уходят.  Но таких мало. Может быть, вспомню одного или двоих за все эти годы.

Если человек понимает, что он не готов к волонтерству, в этом нет ничего постыдного. Но найти в себе мужество и честно сказать об этом бывает очень сложно. Обычно люди предпочитают говорить: «Я буду-буду ходить, ты меня не вычеркивай, я приду попозже», – и постепенно пропадают.

Стабильность

После начального этапа адаптации  у волонтера, который участвует в жизни группы постоянно, наступает расцвет. Подчеркну, участвует в жизни и в работе группы.  Такой волонтер многому учится и в творчестве и в отношениях с детьми и волонтерами, за многое берется, реализует свои задумки, раскрывается. Он становится опорой координатора и всей группы, почти не пропускает посещения, начинает проводить свои какие-то идеи – в целом, ведет самую активную волонтерскую жизнь. По моему опыту, это продолжается обычно до каких-то серьезных изменений в личной жизни: создания семьи, смены работы, переезда в другой город… На моей памяти волонтеры обычно уходили по этим причинам.

В среднем, этот период длится год-два, иногда и больше. Есть, конечно, волонтеры, которые участвуют в жизни группы и дольше. Но чаще это все-таки год-два, потому что потом часто в жизни происходят какие-то серьезные изменения.

Профессионализация

Можно даже сказать, что вот этот второй этап, собственно само волонтерство – это время профессионального роста волонтера.  Часто на первые посещения приходит человек, который не знает, как взаимодействовать в группе, как общаться с детьми. А через какое-то время ему уже ничего не нужно объяснять.  Он не только освоил какие-то творческие техники – лепку или аппликацию – но и научился взаимодействовать с детьми, ориентироваться в разных ситуациях: что за ребенок, как с ним себя вести, как вести себя с родителями и т.д.

Наш принцип – не от техники (мастер-класса) – к ребенку, а наоборот, от желания ребенка – к его реализации. Все зависит от ребенка. Отношения с детьми – это самая важная тема. Хотя общаться порой непросто. Бывают общительные дети, которые сами вцепляются в волонтера, все ему рассказывают, а бывают и замкнутые. Нужно найти подход к каждому.

Я думаю, что при еженедельных встречах с детьми, уже через три-четыре месяца волонтер становится профессионалом. Хотя бывает по-разному. Здесь очень важно, насколько человек ответственно относится к своим обязанностям. А это всегда видно по прошествии определенного времени. Когда становится понятно, что человек пришел надолго и всерьез, он адаптировался, соблюдает необходимые правила. Я вспоминаю своих волонтеров. Это люди, которые чувствуют себя уверенно, комфортно во время посещений при любых обстоятельствах. И у них очень серьезная мотивация, они горят добровольчеством.

О мотивации

Рост волонтера зависит от его мотивации.  К волонтерству можно прийти по миллиону причин. Бывает, что человек участвует в посещениях, но с детьми ему не очень комфортно. Но при этом ему хочется быть в процессе, в волонтерской тусовке. Возможно, у него мотивация несколько другая. Но это тоже неплохо.

А люди, которые приходят провести время именно с детьми, их видно сразу. Они активно включаются, у них налаживается личный контакт, и это очень ценно.  они очень быстро раскрываются и расцветают.

Волонтерство – тонкая вещь. Здесь все держится только на добровольчестве. И координатор не должен давить, не должен действовать с позиции, что волонтер «должен-обязан», потому что волонтерство, повторю, это добровольчество.

На мой взгляд, этапы волонтерства и мотивация человека тесно связаны. Потому что те волонтеры, которые приходят именно к детям, часто становятся опорой группы и координаторами.

Именно те, кто приходят к детям, ходят долго, часто, с энтузиазмом, они получают большое удовольствие и радость от самого процесса общения и сотворчества с детьми. А вот те, кто имеют иную мотивацию, быстро перегорают. Хотя необходимо отметить, что изменение мотивации в процессе волонтерских посещений – тоже нередко встречающееся явление.

Период спада активности сильно зависит от мотивации. Слабая мотивация по отношению к детям видна сразу, и она является причиной, скажем так, не очень ответственного поведения, редких посещений, когда человек то ходит, то нет.

А если у волонтера сильная мотивация, то он активно включается в жизнь группы, старается не пропускать посещения, и только изменение жизненных обстоятельств может вынудить его покинуть группу.

Спад и уход

Даже у опытного волонтера может начаться спад активности. Когда человек устает, выгорает. Но по моему опыту, обычно уход из волонтерства происходит из-за каких-то внешних обстоятельств: слишком много энергии и времени начинает занимать другая деятельность:учеба/работа/личная жизнь, смещается акцент. Но ничего плохого в этом нет.

Еще одна из причин ухода из добровольчества – будничность еженедельной волонтерской деятельности, когда «волонтерская лодка разбилась о быт». С течением времени часто проходит тот азарт, адреналин, который присутствовал вначале. Одно дело – походить «к детям в больницу» несколько раз, ощутить новые эмоции и т.п., и совсем другое – годами выкраивать  полдня в неделю (а это очень много), откладывая другие дела, включить волонтерство в свой график жизни.

От волонтерства к координаторству

Есть еще один этап, вернее, возможность.  Опытный волонтер может стать координатором волонтерской группы. И чтобы стать координатором, он должен быть готов взять на себя гораздо больше ответственности, а также административные функции. Координаторство – это не всегда про детей, потому что ты не находишься уже на том уровне близости с детьми, на котором ты находился, когда был просто волонтером. Это некое административное направление, и не все к этому готовы.

Здесь важно, готов ли человек взять на себя дополнительную ответственность, имеет ли организаторские способности, хочет ли он вообще быть координатором. Ведь волонтерство для людей, которые в этом заинтересованы, – это чистая радость. А в координаторстве больше обязанностей и ответственности.

Если бы я не прошла свой начальный путь волонтерства в «Даниловцах», в нашем Движении, я не решилась бы стать координатором. Именно  движение дает колоссальную поддержку. Я помню, до того, как прийти в движение в 2009 году, много слышала о добровольчестве: что волонтеры ходят в больницы, детские дома. И я думала: «Живут же люди, а я тут зря время провожу». Были такие мысли. И однажды на лектории я услышала объявление от «Даниловцев». И тоже пришла.

Движение помогает реализовывать наше желание делать добро. И если брать наше движение («Даниловцы»), то здесь созданы все условия, всё очень четко простроено. От человека требуется только желание. Все проблемы помогают решить.

 

Текст подготовлен к публикации Юлией Шишковой и Юрием Белановским.

  • Поделиться:
Юрий

Предыдущая запись

Эмоциональное выгорание у волонтеров
28 июня, 2015

Следующая запись

Зачем волонтеру нужна волонтерская организация?
28 июня, 2015

Вам также может понравиться

NLM_5065
О важных аспектах делового общения в работе координаторов волонтерских групп
1 декабря, 2020
maxresdefault (12)
Быть директором МОО «Старшие Братья Старшие Сестры». Школа социального волонтёрства
22 июля, 2020
maxresdefault (11)
Как за 1 месяц создать проект волонтёрской помощи на дому?
22 июля, 2020

Поиск

МЫ В СОЦСЕТЯХ





О НАС

«Даниловцы» — это ежегодная помощь более чем 4000 подопечным, 18 постоянно действующих волонтерских групп, почти тысяча добровольцев.

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Проект 'Школа социального волонтерства' реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы

КОНТАКТЫ

Address: г. Москва, ул. Шухова, 17к2, м. «Шаболовская»

Телефон +74997887387

Email: info@danilovcy.ru

Education WordPress Theme by ThimPress. Powered by WordPress.

  • Privacy
  • Terms
  • Sitemap
  • Purchase

Хотите стать волонтером?

Присоединяйся к тысячам наших волонтеров и меняй мир к лучшему!

Стать волонтером