Кризисные риски благотворительности. Руководитель Даниловцев поясняет “на пальцах”
На сайте “Эхо Москвы” опубликована заметка руководителя Добровольческого движения “Даниловцы” Юрия Белановского.
О благотворительности
Что такое профессиональная благотворительность? Это когда деньги и усилия граждан идут на добрые дела через посредников, тех, кто может добрые дела организовать, реализовать, отчитаться, в том числе финансово. Главный источник ресурсов – общество. Главный исполнитель – благотворительная организация. Их связь всегда двухшаговая: первый – привлечение внимания и просьба о помощи; второй – отчет о проделанной работе и о результате.
Важно понимать, что ресурс общества – деньги и люди. Ресурс благотворительности – знания, опыт (профессионализм) и связи.
Есть благотворительность, что называется, адресная или прямая. Когда помощь оказывается максимально предметно и при наименьшем количестве посредников. Кто-то болен и ему нужно конкретное лечение и лекарства, у кого-то сгорел дом и требуются ясные виды и объемы стройматериалов, или конкретные специалисты-строители. Результат понятен – в первом случае ожидаемый эффект от лечения, во втором – готовое жилье. Это наиболее эмоционально притягивающее направление благотворительности, а значит и наиболее популярное среди доброделателей и жертвователей.
Есть благотворительность проблемная (или системная), та, что направляет свои усилия на решение той или иной общественной проблемы. Среди проблем, кстати, есть очевидные и эмоционально яркие, ну скажем сиротство, а есть такие, что требуют даже стратегического мышления и взгляда, к примеру, социальное волонтерство.
Благотворительность системная только начала вставать на ноги последние лет пять. Она, я бы сказал, научилась питаться крохами со стола адресной благотворительности. Хотя, кто-то смог всерьез обратить на себя внимание некоторой части общества.
При этом, куда идут средства? В случае адресной благотворительности – идут благополучателю, за вычетом 20% на благотворительную организацию. В случае проблемной (системной) благотворительности – до 100% средств и сил может идти на сотрудников, ибо именно знания, опыт и связи – ключевые в этой теме.
Кстати, для многих людей – сотрудников благотворительных организаций, именно благотворительность стала их профессиональным делом и даже основным источником доходов. Это принципиально важно. Благотворительность, как и бизнес, требует стабильности, системности развития. Залогом этого являются профессиональные сотрудники!
Теперь, о кризисе.
Финансовый ресурс общества понизился. Цены растут, денег у людей меньше. Нервозность выше. Человеческий ресурс общества вырос, поскольку занятость многих людей уменьшилась, а потребность быть востребованными и что-то делать у них осталась.
Так вот, очевидно, деньги от общества на благотворительность будут распределяться прежде всего в соответствии с эмоциями, а уж потом рационально и тем более стратегически.
Чем более тяжелая, но в то же время излечимая болезнь ребенка (!) – тем больше вероятность привлечь ресурсы из общества. Сказывается, конечно, и бренд благотворительной организации. Чем более неочевидная для обывателя тема, тем меньше денег.
К примеру, наша волонтерская организация “Даниловцы” почувствовала это сразу! Развитие социальных волонтерских проектов не всем понятно. Уже с января пожертвования в нашу организацию через интернет упали до сотен рублей в неделю, на фоне десятков тысяч в аналогичный период прошлого года.
Не в пользу благотворительности и высвобождение человеческих ресурсов. Хотя, со стороны кажется иначе. С людьми надо уметь работать! Те, кто умеет это делать, так или иначе привлекали и привлекают помощников (волонтеров). И кардинального увеличения запроса ждать не приходится, поскольку силы ограничены. А те, кто не умеет работать с людьми и смотрит на них потребительски – не смогут позитивно и партнерски выстроить отношения с вновь образовавшимися помощниками.
Тут, кстати, помогла бы своего рода школа волонтерства и для освободившихся людей, и для благотворительных организаций, желающих помощников привлечь.
И последнее. Кризис обострил отношения внутри благотворительного сообщества. Общая психологическая напряженность, нехватка средств, нехватка внутренних сил и ресурсов, тревога от неопределенности – все это выявляет накопившиеся противоречия между организациями. Если в “тучные” времена можно было позволить себе “по-барски” где-то промолчать и “простить”, то сегодня это не все могут себе позволить. Вероятно, появится и “конкуренция” в борьбе за жертвователей. Конфликты же, в свою очередь, будут бить по репутации, что может еще больше уменьшить пожертвования.
ЗЫ. Появился дополнительный риск. Думаю, на фоне кризиса возрастет количество мошенников. И прежде всего в области адресной помощи. Собственно, это уже и происходит. Появляются поддельные сайты, стилизованные под известные бренды. А это тоже ударит по репутации.
Вывод
Благотворительность ждут непростые времена. Но! Кризис – это всегда возможность. Сможет ли этой возможностью воспользоваться сообщество благотворительных организаций и сможет ли воспользоваться общество? И у первых, и у второго есть зона роста. Посмотрим…