О параллельных мирах НКО. Зарисовка руководителя Даниловцев
Я провел 2 дня на московском дискуссионном форуме для НКО, органов власти и госучреждений, организованном Общероссийским народным фронтом. Поделюсь впечатлениями.
Прежде всего слова благодарности. Мне очень понравилась эта площадка! Ресурсность ОНФ впечатляет. Я благодарен за приглашение и возможность представлять опыт социального волонтерства.
Теперь о Форуме. Нашему волонтерскому движению «Даниловцы» семь с половиной лет. В области благотворительности со многими работаем вместе, состоим в двух серьезных ассоциациях, а это более полусотни организаций. Мы сотрудничаем с полутора десятками госучреждений. Я ожидал, что форум станет отраслевой площадкой. И что же? Единицы знакомых лиц на полтысячи, а то и тысячу участников. Меня до сих пор не оставляет недоумение: «Кто все эти люди?»
Вот дяди и тети в возрасте в строгих костюмах. Они друг друга знают, друг с другом лобызаются, что-то по кучкам обсуждают. Для них этот форум — встреча приятелей.
Вот дама, назвавшаяся депутатом, закатывает публичную истерику, как видно на православной почве, и напрочь не понимает, что она не одна. Обокрасть сотню человек в зале на 10 минут драгоценного времени и даже не извиниться за свою неадекватность — для нее нормально.
Вот дядя, с виду серьезный такой, да и не один, их много, что козыряет словом «ФЗ» и разными цифрами и умными словами… Становится ясно, что он хорошо сотрудничает с госучреждениями и органами власти… Тоже НКО-шник…
Вот врач больницы, что после моей реплики о важности простых заданий на начальном этапе волонтерской деятельности, приглашает всех желающих поволонтерить к тяжелым больным взрослым в онкоотделение…
Вот молодой человек в кулуарах высокомерно обращает на себя мое внимание: «А-а… волонтЙОры-ы…». Для меня это звучит, как «А… пионЭры… юные, головы чугунные»…
Вот женщина, руководитель какого-то меж-планетарного фонда по спасению галактики (кстати, тут много таких Лиг, Ассоциаций, Экспертных центров межгалактического масштаба) начинает разговор: «Это хорошо, что вы волонтеры! Как нам заполучить волонтеров?» Мне сразу вспомнилась Шапокляк и Крокодил Гена: «Это хорошо, что Вы плоский и зеленый…»
Другая дама, проходя мимо, снисходительно и очень одобряюще ласково бросает в мою сторону: «Волонтеры! Молодцы!» Хочется от ее имени добавить: «Хороший мальчик, уроки выучил, посуду помыл, можешь пойти погулять немного…»
Или вот холеный, я б сказал, относительно молодой с иголочки одетый франт, напомнивший мне комсомольских работников: «Советский союз был очень социальным государством, там все было для людей…» Ну то есть для комсомольских работников, хотел было поправить я.
И тут же чиновница громко произносит: «Нко? Почему мы не хотим сотрудничать? Нам нужны рабочие руки…» Кто ж против бесплатной рабочей силы?
А другая участница, обратившись ко мне, вдруг ошарашивает вопросом: «Зачем волонтер идет к больному, когда он может это время потратить на себя и заработать денег?». «Потому, что волонтеру важно помочь именно больному», — отвечаю я. «М-м-м… Да… конечно…», — отворачиваясь, процеживает собеседница.
И т.д. и т.п.
И вот у меня вопрос. Если это и есть мир НКО, тогда кто же все те десятки организаций, что я знаю, с которыми мы работаем? Почему нам, жителям подлунного мира, в повседневной жизни не ведомы все эти небожители, что я наблюдал на Форуме ОНФ?
Мне очень интересно знать, если все они такие умные, такие серьезные, такие знающие друг друга, такие близкие к власти, такие эффективные, то почему же всего этого мы не видим в жизни? Получается, что мы, простые НКО-шники, живем в другой реальности? Почему мы, как с чистого листа порой начинаем наш диалог с госучреждениями и властью? Почему мы воспринимаемся, как лузеры, доказывающие всему их сообществу, что мы вообще есть и хотим быть услышанными?
Для меня показательна тема социального волонтерства. Как по лакмусовой бумажке я однозначно могу судить о сообществе, куда попал. Реакция на меня, о которой я сказал выше, говорит только об одном: за годы «плодотворной работы» окологосударственного сектора НКО по отношению к социальному волонтерству не было сделано НИЧЕГО! Более того, уровень развития и отношения к волонтерам ниже плинтуса, он пещерный, на уровне инстинктов, зачаточно-потребительский, без малейшего понимания даже азбучных истин этой социальной технологии.
ОНФ предоставил площадку. И это очень значимо! Наши два мира на этой площадке встретились. Но что-то мне подсказывает, что перспектив у этой встречи немного. Как известно, параллельность не предполагает общих точек.
Юрий Белановский, руководитель Добровольческого движения «Даниловцы«