Советы волонтерам-новичкам. Опыт Даниловцев
1. Не держи в себе! Со всеми проблемами, беспокойствами и вопросами необходимо обращаться к координатору! Он для этого и есть.
2. Не бойся детей! Они такие же люди, как и мы.
3. Будь собой. Не надо натужной радости и надевания на себя маски. Волонтерство – пространство естественности и открытости.
4. Уважай свои границы. Если ребенок ведет себя агрессивно – уважительно и спокойно скажи, что тебе это неприятно, и что при таком его поведении общения не получится.
5. Уважай границы ребенка. К ребенку (как и к взрослому) нужно относиться бережно, не с категоричной учительской позиции сверху-вниз, а уважая его мнение и его творческую и личностную свободу.
6. Разреши себе радость творчества. Не думай, что у тебя «руки не из плеч» и т.п. Творчество – это естественное состояние человека, надо просто это себе позволить. Любой ребенок создает феерические поделки из самых простых материалов, потому что в нем нет внутренних запретов на творческую деятельность. А во многих взрослых людях куча установок типа «я не творческий человек, я не могу и т.д.» А ты попробуй – отпусти себя.
7. Разреши ребенку радость творчества. Учителя в школе и на кружках жестко оценивают творчество ребенка, т.к. оно должно соответствовать определенным критериям. И родители часто обесценивают то, что делает ребенок: «Ну кто так рисует?!», «Ты бездарь!», «Море не бывает оранжевого цвета!» и сминают творческое начало, которое есть в каждом ребенке. Наша задача – создать для ребенка пространство свободного творчества, принятия, положительного отклика. Мы всячески поощряем ребенка заниматься тем видом творчества и так, как хочет именно он. И не обесцениваем результат. Только поддержка. Исключая, разумеется, случаи, когда ребенок, например, лепит монстров-убийц и начинает агрессивно играть с их помощью, но это отдельная тема.
8. Не бери на себя ответственности большей, чем у тебя есть.
а) Ты не можешь вылечить ребенка, усыновить его и т.д. Это надо принять и спокойно общаться с ребенком в рамках волонтерства, не плача над его несчастной судьбой и несправедливостью мира в целом. В мире много света, добра и радости. Доказательством тому – наша волонтерская деятельность и ты сам. Больной ребенок хочет не жалости, а радости. Он также, как и здоровый ребенок, хочет радоваться, общаться и играть.
б) Если общения с ребенком не сложилось так, как хотелось, если что-то не получилось, не надо рвать на себе волосы. Может, ты как-то не так себя повел (и это не катастрофа), а может, ребенок плохо себя чувствовал, а может, просто к нему пришли гости и т.п. Надо обсудить с координатором возникшую проблему и идти дальше по волонтерской дороге!
в) Если у тебя сессия/работа/день рождения друга/ усталость и ты не можешь прийти – не надо мучиться и переживать. Предупреди координатора и спокойно занимайся своими делами.
9. Исполняй обязательства, которые ты на себя взял. Ты договариваешься с координатором исполнять определенные обязанности, например: писать накануне посещения «буду-не буду», приезжать вовремя, ходить определенное количество раз в месяц и т.п., и т.д. Если не происходит форс-мажоров, ты должен выполнять договоренности (как и в любой другой деятельности).
10. Посещай волонтерские тренинги, мастер-классы и встречи психологической поддержки! Это реально помогает.
Алена Характерова — куратор волонтерской деятельности Добровольческого движения “Даниловцы“
1. Обязательно соблюдать все установленные правила;
2. Нужно спрашивать, не боясь показаться некомпетентным, задавать вопросы координатору волонтерской группы, сообщать о тревогах и сложностях, не оставаться один на один ни с вопросами, ни с проблемами;
3. Не навязывать подопечным свою помощь, предлагать, но, если нет отклика, не расстраиваться. Не разочаровываться, если не получилось сделать чего-то глобального. А что-то из того, что мы делаем, откликнется в жизни человека позже. Опыт встречи с бескорыстной добротой в современном мире для многих детей, а особенно подростков, оказывается удивительным и бесценным опытом.
4. Важно уметь оценивать свои силы, не обещать того, что не можешь дать в данное время в силу каких-либо причин.
5. Очень важна стабильность. У каждого есть предел ресурсов, того, что каждый может отдавать, это касается также частоты посещений, однако нужно придерживаться стабильности – чтобы было понятно, в чем группа может на тебя рассчитывать.
6. Не стесняться того, что у тебя есть предел сил (никто и не думал, что его у тебя нет). Если сложно – поделиться с координатором, с волонтерами. Не забывать о группе психологической поддержки волонтеров. В “Даниловцах” такая есть. Не делать больше того, что ты можешь.
7. Не бояться ошибаться. Конечно, помня, что главная заповедь “не навреди”. Но в творчестве, в общении надо помнить, что твоя идея может быть не поддержана по разным причинам (сложность, например), многое узнается только опытным путем.
8. У ребенка может быть плохое самочувствие или настроение (как и у нас всех), не стоит принимать его отказ от общения или совместного действия близко к сердцу;
9. Не стоит оставлять свои контакты подопечным направо и налево. Этим ты выражаешь готовность к дальнейшему общению. Не только сегодня, завтра, через неделю и через год, а в том числе и через пять лет среди ночи. Нужно понимать, что ты не всегда будешь готов каждому из детей на звонки отвечать. Тем более что детей за год волонтерства через тебя проходит много. Не нужно считать, что отказ дать номер телефона обесценивает общение с ребенком, ведь ты был важен как этап, который нужно прожить.
Конечно, хочется поддерживать ребенка дальше, после выписки. Часто понимаешь, что это важно, так что здесь очень неоднозначная ситуация. Мне кажется, выходом здесь может быть общение в социальных сетях. Тут тоже ответственность, но уже совсем другая.
10. Может случиться, что ты будешь внутренне не согласен с действиями персонала по отношению к ребенку. Может случиться, что они будут правда непедагогичны. Ни в коем случае не нужно вступать с ними в конфликт (интересно, как после этого измениться отношение к этому ребенку?). Можно сказать координатору. И если ребенок обижен и расстроен в результате этих действий – не выражая негатива к персоналу, проявить внимание и заботу, утешить, отвлечь.
11. Участвовать в жизни и добровольческого Движения, если есть время и силы: там много всего интересного.
Елизавета Чистякова — координатор волонтерской группы в детской психиатрической больнице №6. Выпускница филологического факультета МГУ, учитель русского языка и литературы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. С «Даниловцами» с 2008 года. Начинала волонтером в НИИ нейрохирургии им.Бурденко. Поработала почти во всех волонтерских группах. С 2010 — координатор. Волонтерство для Елизаветы — опыт радостной и сложной встречи, творчество и сотворчество общения и события, возможность подарить кусочек красоты, которая вокруг нас. Опыт волонтерской работы — c 2009 года.
Текст подготовлен к публикации Екатериной Игнатовой и Юрием Белановским.