Основы коучинга. Семинар эксперта в 2-х частях

1. Темы первой части семинара «Введение в коуч. Основы коучинга:
•Что такое коучинг? Чем он является и чем не является?
•Как создавать открытые расширяющие вопросы?
•Волшебный вопрос «как если бы?»?
•Три уровня слушания.
•Три типа клиентов.
2. Темы второй части семинара «Введение в коуч»:
- Основные техники коучинга: колесо, декартова система, пирамида логических уровней и т.д.
- Методы коучинга как план будущих достижений.
- Как правильно формулировать цель SMART.
Вы научитесь применять эффективные техники и методы коучинга в своей жизни и рабочей практике, научитесь работать с колесом баланса и декартовыми координатами для себя и своих сотрудников, попробуете себя в роли коуча/клиента, попрактикуетесь в умении слушать и умении задавать эффективные вопросы, научитесь задавать вопросы по иерархии логических уровней и многое другое.
Ведущая: Талина Венгржновская, сертифицированный бизнес-тренер, член Совета Директоров ICF Russia Chapter (ICF – International Coaching Federation), автор и редактор издания FirstGull Coaching Review, стаж управленца более 20 лет, стаж применения коучинга в бизнес-практике – более 7 лет.
Организаторы: Добровольческое движение «Даниловцы» http://www.danilovcy.ru/, Школа волонтерских технологий
Текстовая версия:
Коучинг – это когда люди общаются друг с другом. Когда коуч встречается со своим клиентом (или же чемпионом, коучи иногда своих клиентов называют чемпионами), то первое, с чем приходит клиент – это запрос. Он приходит с запросом. Коуч всегда работает на клиента, коуч всегда работает на запрос.
Ответим на несколько вопросов:
— Что такое коучинг? Чем он является и чем он не является?
— Как создавать открытые расширяющие вопросы?
— Волшебные вопросы «как если бы?»
— Как строится коуч-сессия?
— Три уровня слушания
— Три типа клиентов
— Основные техники коучинга: колесо, декартова система, пирамида логических уровней и так далее
— Методы коучинга, как план будущих достижений
— Как правильно формулировать цель SMART
Что такое коучинг? Если предполагать метафорой, то мы берем «велосипедиста» (чемпиона), сажаем его на велосипед, говорим ему, что правую ногу сюда, левую туда, и вот мы ими двигаем. Этим занимаются наставники, менторы, консультанты. Это про то, когда я рассказываю. Первое, чем от них отличается коуч — он никогда ничего не рассказывает своему чемпиону. Коуч не дает советов, ничего не рассказывает, не подсказывает. Это совсем другая парадигма работы. Он никоим образом директивно не управляет своим чемпионом. И коуч не ведет психологические задушевные беседы. Коучинг – это именно про результат, он про развитие результативности чемпиона, про построение видения будущего. Если говорить о нашем велосипедисте, то коуч – это человек, который помогает этому велосипедисту увидеть себя чемпионом. Найти ресурсы в себе и дальше стать этим чемпионом. При помощи определенных техник, при помощи определенных вопросов, построения видения будущего. Вот так работает коуч.
Одним словом:
Коучинг – это 100% конфиденциальный, 100% с фокусом на клиенте разговор, действие которого продолжается после сессии за счет того, что у клиента есть цель и шаги следования.
Коучинг – это процесс, построенный на принципах партнерства коуча и клиентов, который стимулирует мышление и творчество клиентов, вдохновляет их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала.
Чего нет в коучинге:
СОВЕТОВ, директивного указа, преподавания, психологического консультирования.
Все это может быть в работе с клиентом, просто это не будет называться коучингом.
Коучинг бывает разным. Бывает коучинг индивидуальный, а бывает и командный.
Индивидуальный:
— Коучинг первых лиц
— Управленческий коучинг
— Карьерный коучинг
— Лайф-коучинг
— Коучинг Лидер+Команда
Командный:
— Коучинг изменений (развитие команды, распад и т.д.)
— Коучинг проектных команд
— Объединение команды
Это абсолютно разные виды коучинга. Основные базовые принципы одни, но работают они по-разному.
Коуч-позиция на основе принципов Милтона Эриксона
Существует коучинговый университет имени Милтона Эриксона, так называемый эриксонский университет, потому что он работает на пяти основных принципах Милтона Эриксона. Эти принципы стали своего рода мантрой для обучающихся.
Пять принципов Милтона Эриксона:
- Со всеми все ОК.
Если вдруг к вам пришел ваш чемпион, и вам кажется, что с ним что-то не так, то смотрите мантру №1. Со всеми все ОК. Если вы работаете с чемпионом, вы должны понимать, что с ним все ОК, каким бы он странным не был. Это изначально было парадигмой работы известного психолога Эриксона. Кто бы к нему ни приходил, он изначально считал, что перед ним человек, с которым все ОК, несмотря на то, что к нему приходили психически больные люди. То есть, это все равно ОК.
- У клиента есть все необходимые внутренние ресурсы.
Если человек пришел с запросом, то, значит, необходим ресурс. Значит, ресурс у него уже есть. Это очень важно понимать. Если к вам пришел клиент, и у него есть уже сформулированный запрос, если у него уже запрос созрел, то ресурс у него точно есть. Уже можно работать с ним. Это значит, что из бессознательного в сознательное перешел запрос, а в сознательном ресурс всегда есть.
- За каждым поведением лежит позитивное намерение.
Что бы наш клиент не делал, что бы он там не вытворял, мы понимаем, что за каждым поведением у него есть то позитивное намерение, которое внутри него его туда вело.
- Изменения неизбежны
Это очень важный принцип в понимании того, что никогда никто из нас не является насмерть закостенелым в своих убеждениях. Если человек приходит и говорит, что все у него плохо, и ничего хорошего в его жизни уже не будет, вы ему точно также несете внутри себя эту убежденность, что все изменяется. Изменения неизбежны во всех случаях. Поэтому мы работаем с клиентом, показываем ему, что с текущего момента изменения все равно будут.
- Люди делают наилучший выбор из доступных для них возможных.
Всегда имейте в виду, что из всех выборов, которые были у человека сейчас, на данном этапе его жизни – это был наилучший для него выбор. И даже мы, когда что-то делаем в своей жизни, мы должны твердо знать, что на этот момент нашей жизни это наш наилучший выбор. Все. Наш мозг так работает, он просто просчитывает ситуацию и выбирает решение.
Три типа клиентов
Три типа клиентов бывают в любой практике консультирования. В коучинге особенно.
Первый тип – он всем известен, это просто посетитель. Ему просто интересно. Он просто решил попробовать. Мало что знает о коучинге. У него нет внутренних желаний что-либо изменить, чего-то достигнуть. Клиенты-посетители приходят без запроса. Поэтому он работать не будет. Он просто пришел, посидел и ушел. Он еще не готов выйти из зоны своего комфорта. Это не про результат. Но из посетителя можно сделать чемпиона постепенно, добром и лаской.
Тактика коуча:
Отмечать сильные стороны
Не давать заданий
Комплименты
Второй тип – жалобщик. Этот приходит пожаловаться. Он жалуется, якобы что-то хочет изменить, на самом деле он не готов к этому. Ему страшно. Думает, что все ложно и даже невозможно. Таких очень много в нашей стране. Жалобщика тоже можно со временем перевести в чемпионы, в конце до концов, он дозреет. Но если у него нет запроса, то есть вероятность, что у него нет ресурса.
Тактика коуча:
Помогают вопросы «Как? Если бы…?»
Исследуйте возможности
Наблюдайте
Третий тип – покупатель. Мы его называем так, потому что коучинг, все-таки, услуга платная. Это тот, кто готов работать на достижение своей цели.
Тактика коуча:
Давать ему прямые задания
Работать
Тоны голоса
Насколько часто мы относимся к своему голосу как к профессиональному инструменту? Вы знаете великое правило, которое доказано психологами? Психологами доказано, что вербальная коммуникация – это всего семь процентов информации, которую вы получаете. 93 процентов – это вся невербалика. Это позы тела, это голос, это интонация, это скорость речи, это ритм речи, это дыхание, мимика, жесты. Это все, что человек выражает. И на самом деле, когда люди общаются друг с другом, вы запоминаете не то, что человек говорил. Вы запоминаете человека, исходя из того, какая невербалика была у него, насколько он вам был приятен или неприятен.
Тоны голоса – это одно из сильнейших воздействий на людей. Мы можем одну и ту же фразу произнести разными тонами голоса, и это будут разные фразы. Чтобы вас слышали ваши подчиненные, ваши сотрудники, ваши друзья, партнеры, вы всегда должны помнить о том, каким голосом вы сейчас говорите.
Для простоты сейчас определяют четыре тона голоса.
- Голос-волшебник. Сразу представляем себе волшебника, который рассказывает нам всякие прекрасные вещи. Как бы от сердца разговаривают. И строят им как бы проводку в будущее. Потому что именно волшебник может рассказать вам про ваше будущее. Голос-волшебник начинает вам строить визуализацию картинки.
- Голос-воин. Тон голоса воина направляет на действие. Люди на него реагируют. Это четко, понятно довести до аудитории действие. Он отличается от тона голоса волшебника. Когда идет коуч-сессия, то таким тоном к действию даются именно шаги. Это четкий, понятный тон голоса, при котором мы направляем человека к конкретным действиям.
- Голос-друг. Это примерно такой тон голоса, когда мы сидим на кухне и общаемся. Этим тоном голоса не строятся волшебные замки и красивое будущее, этим голосом просто общаются. Это обычный разговор.
- Голос-мудрый правитель. Этот тон немножко похож на голос волшебника. Если вы управленец, или если у вас кто-то есть в подчинении, вы тоном голоса мудрого правителя благодарите своих сотрудников за то, что они сделали. Вы благодарите человека, который с вами работал все эти годы, за тот результат, который он достиг. Это тон – благодарность. То есть, этим тоном вы искренне благодарите человека за ту работу, которую он произвел.
Коуч-сессия делится на определенные этапы, и, соответственно, тон голоса так же. Поэтому, когда вы общаетесь даже дома с родными, вы следите за голосом. Почему мы очень тонко чувствуем интонацию? Мы запрограммированы на восприятие интонации. Когда дети маленькие, они слов еще не понимают, но они хорошо понимают интонации. Человек считывает не те слова, которые вы говорите, человек считывает ту интонацию, которую вы принесете. И именно так работает коуч – на сопереживание, на открытие своей души.
Еще одна доказанная теория – что если мы слушаем тренинги, то вам запоминается 10 % информации. Если мы слушаем и заодно делаем какие-то упражнения, то запоминаем примерно 30-40 процентов информации. Если слушаем, потом делаем упражнения, потом берем все это в практику – то процентов 70-80 запоминаем. А если после всего этого еще и обсуждаем полученный результат, то осваиваем почти 90 процентов информации. И вы на коуч-сесии сами делаете выбор – вы можете от меня получить или 10% информации, или же все 90%.
Три уровня слушания
Когда мы работаем с человеком, мы отслеживаем тип человека, отслеживаем раппорт и отслеживаем уровень слушания. Коучи различают три уровня слушания:
- Слушание на уровне содержания.
Включать свое мнение
Слушать, но не слышать
Тут у меня внутри идет мой личный разговор, мой тренер мне говорит там что-то, но у меня свое мнение и я не собираюсь его менять. Это совершенно непрофессионально с точки зрения коучинга. Это тот уровень, который коучи не используют.
- Принимающее слушание
Контекст, структура речи и мышление, принимающее слушание.
Слушать и вслушиваться
Находить важное и ценное для человека
Тут мы слушаем и вслушиваемся в контекст. Мы убираем себя с этого места. Человек нам говорит, а мы действительно стараемся услышать, что же он нам хотел сказать, что там для него важно, почему он это говорит, в чем ценность того, что он говорит. Я правда его стараюсь услышать. Я принимающая сторона, я принимаю к себе то, что он мне говорит.
- Глобальное, и вербальное, и невербальное
Слушать и слышать
И вот здесь соединяются умение слушать и слышать человека с его вербаликой, невербаликой. Это легко понять. Когда вы начинаете что-то рассказывать человеку с глобальным уровнем слушания, вы понимаете, что вокруг создалось какое-то такое пространство принимающее. Это как раз высокий уровень профессионализма коучинга, когда у вас чемпион в этом состоянии. Вы ему создали это поле, поле принимающего слушания. Это глубинное мастерство, и великое мастерство профессиональных коучей заключается в том, что на 30-минутной сессии он может задать только один вопрос.
Это очень удивительная вещь. Вроде стоит перед тобой человек и внимательно тебя слушает. И даже смотрит тебе в глаза. Но когда он тебя не слышит, ты моментально это считываешь. Мы понимаем на уровне подсознания, на уровне квантовой физики, на уровне нейронов, что нас не слышат.
Три вида мозга
Исследования источников эмоций или аффектов в конце прошлого столетия позволили американскому ученому Полу Маклину выдвинуть теорию «триединого мозга (или разума)» человека. Согласно этой теории мозг в процессе своей эволюции прошел несколько стадий, которые наслаивались одна на другую.
Пол Д. Маклин (1 мая 1913 — 26 декабря 2007) был американским врачом и нейробиологом, который сделал значительные вклады в областях физиологии, психиатрии и мозгового исследования посредством его работы в Йельской Медицинской школе и Национальном Институте Психического здоровья. Эволюционная триединая мозговая теория Маклина предложила, чтобы человеческий мозг был в действительности тремя мозгами в одном.
В 1962 году Пол Маклин конкретизировал: «Человек пребывает в затруднительном, конфликтном положении, потому что природа наделила его тремя «модификациями» мозга, которые, несмотря на их огромную структурную разницу, функционируют совместно, но не находят гармонии. Видимо, по этой причине мозжечок накрепко увязан с инстинктами, средний мозг — с эмоциями, а два больших полушария — с разумом и интуицией.
Эта теория помогает понять вообще наше поведение. Иногда бывает, что человек делает что-то такое, что мы никак не можем понять и принять. На самом деле следует понимать, что в нашем поведении на нас действует три вида нашего мозга. Существует три вида мозга, которые в процессе эволюции возникали.
1 – это так называемый «мозг рептилий» (ретикулярная формация, подкорковые узлы и средний мозг).
Ему порядка ста миллионов лет, он у нас проходит по позвоночному столбу в центральный наш мозг. С ним рептилии выползли на поверхность. У этого мозга всего четыре функции: бороться, убегать, спариваться и кушать. Это очень простой, примитивный вид мозга. Его простая функция – оставить оболочку, внутри которой существует этот мозг, живой. И он самый старый. И поэтому мозг рептилий действует всегда, при всех обстоятельствах, когда мы говорим об уровне выживания. Когда человек не чувствует себя в безопасности, с ним очень сложно разговаривать о высоких материях. Потому что этот мозг срабатывает.
2 – мозг млекопитающего (лимбическая система).
Это следующий вид мозга, который появился в процессе эволюции. Ему порядка 50 миллионов лет. Этот мозг нам к другим функциям добавляет очень важную такую функцию, как эмоции, и чувство соединенности, то есть, стадное чувство. Благодаря ему мы уживаемся в коллективах и соединяемся в стаи. Это эмоциональный мозг. В нем возникают эмоции. Поэтому когда человек эмоционально фонтанирует, то помните, что он сейчас в этом виде мозга находится.
3 – рациональный разум, который дает нам силу воображения, логику, мышление, то, чего нет у животных (неокортекс и таламические структуры).
Это самый молодой вид мозга, ему два с половиной миллиона лет. У животных, например, нет понятия будущего. Ваша кошка или собака, когда провожает вас утром на работу, они провожают вас навсегда.
У человека есть такое понятие. И когда вы как коуч работаете со своим чемпионом, когда вы работаете как управленец со своим сотрудником, и вы строите какие-то планы, то вы обращаетесь к его третьему виду мозга, который может построить будущее.
Фишка заключается в том, что эти три вида мозга одновременно работать не могут. Всегда работает только один вид. У них происходят переключения. Так что, если к вам приходят люди в каком-то стрессовом положении, то надо его переключать. Или надо спуститься на уровень ниже и предложить ему либо покушать, либо другие удовольствия, или подняться на уровень третьего мозга и предложить ему планы на будущее.
Надо понимать, что никто не приходит в коучинг счастливым, просто поделиться своим счастьем и заплатить за это деньги. Все приходят за чем–то, они все несут определенную нагрузку. Просто надо знать, что на эмоциях эмоцию не вытащить. Ее можно только переключить.
Инструменты работы коуча
У каждой профессии есть свой инструмент. Коуч работает вопросами. Волшебными открытыми вопросами. В чем разница между открытыми и закрытыми вопросами? Закрытые вопросы предполагают ответы «да, нет», открытые же оставляют пространство для фантазии, мышления, раздумывания. Поскольку коуч советов не дает, коуч не меняет не директивную тактику, он раскрывает видение своих чемпионов через вопросы. На запрос чемпиона коуч задает один единственный вопрос. От одного заданного вопроса коуч выстраивает поле. На что больше фокусируешься, того становится больше. На проблеме фокусируешься – ее становится больше. Надо просто отбросить шоры. А шоры отбрасываются открытыми вопросами.
Когда мы говорим закрытыми вопросами, мы тем самым практически убиваем нашу беседу. Что происходит? Вопрос задали, получили свое «нет» или «да» и сидим дальше. Обычно этим страдают молодые люди, которые хотят познакомиться с девушкой. Учитесь думать и задавать открытые вопросы. Открытые вопросы всегда предполагают многовариантность.
Волшебный вопрос «Как…, если бы…»
Приходит к вам ваш клиент и говорит: я хочу это, то и другое, но не знаю, что для этого сделать. И тут встречный вопрос: «а если бы ты это знал, то как бы ты это сделал?». Мы знаем про правое и левое полушарие. Мы наш мозг не спрашиваем напрямую, мы ему даем уловку, как бы он поступил, если бы знал. Работать на этом можно абсолютно на разных уровнях. И человек начинает рассказывать решение той самой проблемы, которая у него есть, на чистом автомате. Человек автоматически находит решение своей проблемы. Я на этом этапе не даю никакие советы. Я раскрываю сознание. Начинается диалог.
В чем разница между коучингом и психологией? Психология разбирается с прошлым. Психология ищет, откуда это, почему, как. Коучинг никогда не смотрит в прошлое. Коучинг смотрит только в будущее. На коуч-сессиях мы всегда спрашиваем наших клиентов: «а как ты это отпразднуешь?». То есть, мы говорим нашему чемпиону, что это возможно, мы настраиваем его на победу. На поражениях его особенно до ресурса не доведешь.
Еще одно важное правило: с зависимыми людьми коуч не работает. Если к вам пришел наркозависимый человек или алкозависимый, то мы ему говорим, что на данном этапе наша помощь ему будет неэффективной. Ему пока следует поработать с психологом, а потом я с удовольствием продолжу с ним работать как коуч. Коучинг – это не психологическая дисциплина, которая занимается лечением. У нас нет пациентов. Коучинг работает со здоровыми людьми. Коучинг – это такая же наука, его надо изучать.
Колесо баланса, компетенций
Колесо баланса – это один из основных инструментов, на котором начинающие коучи работают. Работают всегда прекрасно, замечательно. Почему? Мы предоставляем клиенту картинку. Мы тут уходим в верхний мозг, в неокортекс. Человек пришел с проблемой, весь в эмоциях, а вы ему картинку нарисовали. У него включился неокортекс, и он стал эту проблему решать. Пока мы с ним разговариваем, он пока может и не переключиться в неокортекс. Но когда он видит картинку, то он переключится. В чем основная теория известного всем колеса баланса? Когда у человека жизнь сбалансирована, он себя чувствует счастливым. Не бывает такого, что у человека где-то в какой-то области все хорошо, в другой все плохо, но при этом он себя чувствует абсолютно счастливым. Я не видела таких людей. Люди становятся счастливыми, когда у них наступает баланс. Это не значит, что всего поровну. Это значит, что у него все должно быть сбалансировано. Поэтому, первое, что рекомендуется вообще сделать в своей жизни, для самого себя – это нарисовать себе колесо своего жизненного баланса. Что оно из себя представляет? Делите его на ровно столько частей, сколько областей вы считаете важным в своей жизни. Обычно получается плюс/минус восемь. Вы делите, из чего, из каких сегментов состоит ваша жизнь. Вы рисуете колесо, делите его на те сегменты, которые вам важны: семья, здоровье, карьера, путешествия, обучение. Сегменты у разных людей бывают разные. Полное счастье человека наступает, когда он делает что-то больше чем для самого себя.
Вы себе задаете вопрос: что для меня означает счастливая жизнь на сто процентов? Вы пишете себе сегменты, правильно заполняя колесо. Ваши собственные сегменты, потому что ваша жизнь индивидуальна. Второе и самое важное – когда? Когда у меня будет моя счастливая жизнь на сто процентов? Это очень важный момент, потому что мозг не может работать без срока. Если сейчас у меня ее нет, то должна же быть она когда-то! Мы же хотим в этой жизни счастья, а не после ее окончания. Мы прописываем это. Например:
Через три года я хочу счастливую жизнь, в которую входят моя карьера, моя семья, мое здоровье и т.д.
Моя карьера на десятку через три года – это что? Это мой собственный бизнес, доход.
Моя семья на десятку через три года – это что? Это муж, любимый ребенок, родители и т.д.
Потом вы задаете себе вопрос: а где я сейчас по шкале от одного до десяти? Десятку вы уже знаете. Она прописана в вашем колесе. Надо определить, где я сейчас – на тройке, пятерке?
Психологами доказано, что в этом колесе есть один сегмент, потянув за которой начнут расширяться все остальные ваши сегменты. И вы себя спросите, где тот самый сегмент, за который потянув, у меня начнет расширяться все мое колесо? Послушайте себя, и сразу к вам придет ответ. Еще ответьте себе на открытый вопрос: а вот что я могу сделать сейчас, чтобы на один или два пунктика мое колесо расширилось? Какие будут шаги в этом направлении? И у вас уже прописывается план конкретных действий. Так работают с колесом баланса.
Колесо можно рисовать на любую задачу. Колесо по бизнес-вопросу вы рисуете просто по задаче. Колесо компетенций работает так же. Ведь счастье в жизни возникает, когда мы и с друзьями пообщались, и съездили куда-то, и книжки почитали, и бизнесом позанимались, и про семью не забыли. А иначе, рано или поздно, приходит либо выгорание, либо какое-то расстройство.
Коучи должны максимально использовать возможность поговорить. На самом деле, когда происходит процесс обучения, особенно в коучинге, самое важное – это максимально прорабатывать именно в том пространстве, в котором вы находитесь, потому что это пространство позволяет нам поработать и над собой, и над своим опытом. Когда к вам придет уже живой реальный клиент, поздно уже будет плавать практически учиться, надо уже будет с человеком работать. Поэтому используйте возможность любой коммуникации с коллегами.
У коучей, например, всегда есть такое понятие, как супервизия, мэтрство, всегда есть кто-то, с кем я прорабатываю свои вопросы, и таким образом мы растем. Потому что если ты постоянно не растягиваешь свое сознание, ты перестаешь расти. Как только вы начинаете честно смотреть в глаза своей реальности, с этого момента вы уже начинаете работать на свою личную эффективность. Мы очень мало фиксируемся на успешность, у нас ментальность в стране такая. И психологически у нас на одного успешного запоминается 19 неуспешных. Мозг так фиксирует информацию.
Любая коуч-сессия – это что-то новое, это новые открытия, новые запросы, новый человек. И даже между длительными сессиями человек растет. Вообще про коучинг говорят, что вся работа происходит не на сессии, а после сессии. И это правда. И действие ее будет только длиться, потом произойдет инсайд. И на этом произойдет скачок. Поэтому после сессии я всегда прошу обратную связь.
Колесо развития навыков и компетенций
Алгоритм работы:
— Заполнить сегменты колеса навыков и компетенция желаемой позиции
— Заполнить сегменты колеса навыков и компетенция своей позиции
— Оценить по шкале 1-10
— Выбрать ключевой, Проработать шаги
Если мы хотим быстро достичь каких-то результатов в этой жизни, то нет смысла медленно-медленно двигаться, медленно расти в своей карьере. Это в теории психологии называется моделирование, когда мы берем кого-то успешного в какой-то области, и смоделируем его поведение, его мышление. На самом первом уровне мы сможем хотя бы смоделировать его навыки.
Допустим, если я только начинаю свою карьеру в коучинге, и хочу стать известным, хорошим коучем. Я понимаю, что нужно десять тысяч часов исследований, чтобы быть специалистом в данном деле. Я могу идти этот путь медленно и верно, постепенно преодолевая его. Лучшие коучи, у которых я занималась, они по 20-30 лет занимаются коучем. Поэтому у них есть этот опыт. Я могу тоже поставить себе задачу через 20-30 лет стать лучшим коучем, но где-то это не очень для меня будет эффективно.
Поэтому я себе ставлю задачу по-другому. Я выбираю того лучшего, который для меня гуру, я считаю его мастером именно в моей области. Благо, сейчас в интернете все можно найти об известных людях. Делаю колесо на этого человека, то есть, я делаю колесо для его навыков. Вычисляем, а что ему позволяет быть таким успешным? Какие навыки, какие способности позволили ему стать тем самым, кто он есть? Чем он обладает? Лидерская харизма, умение быстро реагировать на какие-то ситуации, большие знания у него или? наоборот, опыт, умение коммуницировать? Делаем это колесо, понимаем, кто вот этот человек, который сейчас обладает той самой социальной позицией, которую я хочу достигнуть, и делаю свое колесо по этим же самым элементам. А что у меня с лидерством, а что у меня с харизмой, а что у меня с коммуникацией, а что у меня со знаниями и опытом? Рисуем и смотрим – а что у меня определяющее?
И, по крайней мере, я уже для себя рисую карту своего развития – как мне выйти и быть таким же, как мой кумир. И тогда уже мой мозг фокусируется не на том, что я себе представляю – мне надо еще 15 лет, чтобы дорасти до этого состояния, а уже четко работает, что мне уже нужно сделать вот такие цепочки действий, которые меня точно будут приближать к этому. И я сразу буду видеть, что и где не дотягиваю. Иногда мы себе какой-то сегмент колеса видим, что, допустим, я хороший лидер, и я думаю, почему бы мне не стать тем же самым сео. И может быть, если я нарисую колесо, я увижу, что по этому сегменту у меня десятка, я-то ее вижу. А вдруг неожиданно всплыли еще какие-то сегменты, про которые я просто забыла, когда изучала его колесо. А на самом деле именно эти сегменты позволяют ему быть тем, кто он есть, и не позволяют мне быть тем, кем я хочу быть. Вы должны вспомнить об этом, когда хотите себя вытащить на новый уровень. Точно так же вы работаете со своим коучем, со своим волонтером или клиентом.
Иногда бывает, что человек боится взять на себя ответственность за какой-то новый проект. И какие-то поощрительные слова тут не работают. Хорошо, тогда мы его спросим: а как ты думаешь, чем должен обладать человек, который делает такие проекты? Давай посмотрим, а что у тебя? Где ты сейчас, на каком уровне знаний, развития? И когда человек видит все это целиком, ему это не так страшно уже становиться. Он понимает, что да, нужно просто какой-то сегмент подтащить.
Декартовы вопросы
Форма развития сотрудника
Я говорю себе, что я хочу развить компетенцию, для этого очень полезно расписывать план развития компетенций. Мы определяем, где мы сейчас по шкале, и что мы хотим. И как я пойму, что я этого достиг? Допустим, я хочу выучить английский язык. Тут очень важный вопрос – зачем нужна компетенция. Потому что тут важно поднять для человека ценность того, что он хочет в себе развить. Если человек этого не понимает, то при первых же трудностях, когда проходит ажиотаж и устанавливается рутина изучения, то, скорее всего, он соскочит, если не понимает ценность того, чем он занимается. Ему это просто надоест.
Мы делаем то, что измеряем, а не измеряем то, что делаем.
Соответственно, прописываются критерии оценки и средства.
Как я пойму, что я достиг результата? Какой уровень развития языка мне нужен? Для чего мне нужен этот навык? На какой шкале я сейчас нахожусь? Все это мы должны себе четко прописать.
Декартовы вопросы
Многие, может, знают декартову систему, но не все знают, как она работает. Когда работает декартова система координат? Это очень хорошо работает, когда приходят вопросы с выбором: мне остаться на этой работе или пойти на вольные хлеба? Мне, все-таки, бросить своего мужа или остаться в семье? Мне переехать в другой город или остаться с этом? Мозг когда работает с этими вопросами и не может выбрать, и с этим когда приходят к коучу, то коуч, как раз, включает эту декартову систему координат. Это, прежде всего, вопросы:
— Что случится, если это произойдет?
— Что случится, если это не произойдет?
— Что не случится, если это произойдет?
— Что не случится, если это не произойдет?
Алгоритм работы:
Выбрать одно из двух убеждений. Установить точную дату. Пройти квадрат вопросов.
Например, что случиться, если через неделю я подам на этого человека в суд? Что случится, если не подам на этого человека в суд? Что не случится, если я подам в суд? И что не случится, если я не подам в суд? И обязательно нужно подчеркивать временной ресурс – через неделю.
То есть, мы берем из двух выборов, один определяем для себя как плюс, неважно, какой, но как будто в эту сторону вы больше склоняетесь. Определяете время. Рисуете декартов квадрат, делите его на четыре части, отвечаете на вопросы и прописываете их в квадрате. Чаще всего уже в процессе ответов возникает четкое убеждение, что я должен сделать. Декартова система очень хорошо работает. Здесь именно про то, что вы помогаете вашему партнеру увидеть возможные шаги. Если не знать декартову систему координат, мы начинаем погружаться в разные дебри, где конструктивного ничего не происходит.
Когда вы работаете в декартовой системе, то ваша задача – включите свой второй уровень слушания. Третий уровень придет со временем. Я обычно подчеркиваю значимые, ценностные слова. Когда человек начинает отвечать, то то, что его действительно трогает, оно будет выражено по-другому. Он либо затормозиться на этом, где-то обязательно пойдет невербалика. И я обычно подчеркиваю для себя. На каких плюсах или на каких минусах это происходит. Есть еще эмоциональное составляющее, есть ценностное составляющее. Иногда бывает, что один ответ в этом квадрате перевесит все пятнадцать ответов другого квадрата. На самом деле, задача декартова квадрата – это немножко запутать мозг. В каком плане? Мы для себя где-то уже должны были выбрать какой-то ответ. Происходит взбивка мозга. Вроде все об одном и том же, мы отвечает на одно и то же, но все равно где-то на 16-ом вопросе происходит щелчок – а мне вот это важно. И ты уже понимаешь, что человек сделал выбор, решение уже созрело.
Уберите слово «сложно» из вашей лексики. Замените его на «непросто». Вы можете задать себе вопрос: это для меня сложно или это для меня вызов? Вы сразу увидите, насколько по-другому пойдет энергия. Когда я говорю, что это для меня сложно, у меня руки опускаются. Уже ничего делать не хочется. А когда я говорю, что это для меня вызов – наш мозг совсем по-другому работает.
Согласно международным стандартам коучинга, все сессии очень конфиденциальны. Настолько, что вы заключаете договор с клиентами с самого начала сессии, где определяется конфиденциальность в оба конца. То есть, я как коуч никогда не расскажу о том, что было на этой сессии. Более того, я как коуч без решения самого коучи никогда не назову, кто у меня был в коучи. Это очень конфиденциальная информация, это личный выбор человека, который к вам пришел. На западе это нормально, там у каждого человека есть свой психолог и свой коуч. Там люди это открыто говорят. В России пока такая тема не очень развита, у нас пока не очень охотно об этом говорят, и это выбор самого коучи. Я хочу сказать, что если кто-то вам доверился в коучинг, то соблюдайте зону его конфиденциальности. Не надо об этом рассказывать кому-то.
Коучинг – как новый подход управления людьми и новый вид организационной культуры.
Пирамида логических уровней Роберта Дилтса
Я была на тренинге Роберта Дилтса, это совершенно невероятный человек. У Роберта в свое время заболела мама раком. Врачи предупредили, что ей осталось жить два года. И Роберт сам путем расшатывающих вопросов, путем изменения картинки мира, именно на уровне вопросов, изменений действий привело к тому, что мама еще прожила 12 лет, и все у нее было нормально. Тема, что мысль материальна, уже доказана. Наши мысли определяют наши действия, действия определяют привычки, привычки в свою очередь определяют нашу судьбу. Это сказал Ганди, и это правда.
Поэтому пирамида логических уровней Роберта Дилтса используется коучами, используется психологами, она используется в разных техниках. Я сама безумно ее люблю. В чем ее величие вообще? В том, что мы можем задавать вопросы, перемещаясь все выше и выше по пирамиде логических уровней человека. Пирамида Дилтса идет по внутреннему миру человека, в зависимости от того, где у него возникают проблемы и задачи.
Важно!
Решение находиться на уровне выше возникновения проблемы.
То есть, невозможно решить проблемы и запросы вашего клиента с того уровня, на котором она возникла.
Теперь про уровни.
Первый уровень – человек и его окружение. Если я спрашиваю про то, что с ним происходит, что, где, когда, с кем вы это делаете.
Второй уровень – что я делаю, согласно тому самому окружению.
Третий уровень – какие навыки и способности позволяют мне делать это, когда я нахожусь в этом окружении.
Четвертый уровень – какие убеждения мои и ценности, зачем и для чего я это делаю, используя свои навыки, способности в том поведении, в котором я это делаю.
И уровень выше – это уровень миссии. А кто я как идентичность?
На самом деле это очень хорошо работает, если вам нужно очень быстро найти раппорт с незнакомым человеком. Это хорошо работает, если у человека есть уже цель, и вы хотите расширить его границы видения этой цели.
Проходя по пирамиде, если вы поднимаетесь выше и выше, это очень ценностно для человека. Когда выходим на высший уровень пирамиды, очень большая вероятность, что могут быть слезы, вы можете стать чуткими ко всему этому. Потому что чем выше вы поднимаетесь, тем больше приобретаете глубинные ценности. То есть, вы это делаете не для себя, а чтобы быть полезным для других. Еще более ценное – что я нужен! Я нужен другим в осознании себя. Для человека это важно.
Если вы проникнетесь, узнаете, сможете работать на уровне пирамиды, то вы очень многое сможете сделать для человека, который рядом с вами. Потому что это действительно соединение с его внутренними ценностями. А когда мы соединены, мы уже двигаемся дальше совершенно по-другому. И понимание того, почему я это делаю, зачем я это делаю, для чего большего, для кого еще я это делаю – тогда возникает очень много граней, которые человек сам в себе не видит и даже боится об этом подумать. А когда у него будет понятие ценности, то он на все способен.
Я хочу еще раз напомнить, что за результат отвечает чемпион. Коуч создает поле, пространство, коуч отвечает за процесс, но за результат всегда отвечает клиент. Это его задача – поработать. Он для этого пришел. А моя задача – помочь ему в этом. Но не моя задача волшебной палочкой в голову ему внедрить иностранный язык, например, или же сделать еще какие-то манипуляции с его карьерой.
Командный коучинг
Коучинг очень многогранный, очень много разных техник, одна из них – Арт-коучинг. Как работает коучинг в команде? Например, у нас была задача организовать Международный день коучинга. Соответственно, был запрос проработать ясное видение и структуру проведения Международного дня Коучинга. При этом было мало времени, дефицит средств и не было аналогов проекта.
Что мы делали?
1 сессия – командная диагностика.
— Контракт
— Цель
— Почему это важно
— Что будет результатом
Вопросы сессии:
— Сбор данных о команде
— Определение возможностей для изменений
— Создание среды изменений и пространства для рывка
2 сессия – Видение миссии и ценности
Вопросы сессии:
— Что нас объединяет?
— Какие ценности как команда мы вместе несем?
— Какие ценности людям, Планете несет Международный День Коучинга?
3 сессия – Как мы будем это реализовывать?
Вопросы сессии:
— Какие наши шаги?
— Что нас поддержит в нашем намерении?
Результаты:
19 февраля 2015 года прошел первый Международный День Кочинга.
В общей сложности было проведено более 500 бесплатных коуч-сессий.
В первом Международном Дне Коучинга приняли участие пять стран: Россия, Украина, Латвия, Польша, Португалия.
Был проведен флешмоб «Искренних звонков» — участие приняло 266 человека из восьми стран: Россия, Украина, Латвия, Польша, Италия, Белоруссия, Республика Молдова, Казахстан.
9 Комментариев
Огромная благодарность, очень редкое сейчас, системное изложение материала. Последнее время появилось желание освоить коучинг
Отлично, доступно понятно! Я бы у вас поучилась))
Спасибо!
Здорово! То, что надо!
Спасибо!
Благодарность от души за лекцию! Всё прослушала и многое прояснилось, так как хочу начать свой коучинг бизнес и это был прорыв. Спасибо!
спасибо!!
Спасибо за хороший материал. Почерпнула для себя много интересного.
Просто и доступно, все по полкам разложили. Много для себя полезного отмотал.