Один волонтер и много детей. Что делать? Тренинг для волонтеров
Тренинг из серии “Искусство быть волонтером” на тему, что делать, если накануне прихода в детское учреждение вы узнаете, что будет один волонтер, и придется одному работать с группой детей. Тренинг будет полезен всем волонтерам, координаторам и кураторам волонтерских групп, посещающих детские больницы, приюты, детские дома-интернаты и прочие учреждения.
«Декабрь и январь — месяцы, когда сессии, каникулы и праздники делают наши посещения все менее посещаемыми волонтерами, но не подопечными. Иногда накануне прихода в учреждение вы уже знаете, что вы будете вдвоем, или даже одни; а бывает, что вы неожиданно сталкиваетесь с этим фактом за несколько часов до посещения. Что же делать? Чем занять детей, какими играми? Дети ждут, их много, возраст от 3 лет до 15, возможности и желания у всех разные, а вы «адын, савсем адын» — идти надо, но вот с чем и как? Мы, как бывшие координаторы и волонтеры, сами попадавшие в эту ситуацию неоднократно, рассказали все, что мы придумали делать, а также узнали варианты участников, а также придумали совершенно новые варианты».
Ведущие – координаторы по сопровождению волонтеров Добровольческого движения «Даниловцы»:
- Лидия Алексеевская – психолог, детский игровой терапевт, сотрудник Центра лечебной педагогики, с 2009 г. – координатор волонтерской группы в отделениях нефрологии и гинекологии РДКБ, автор и ведущий тренингов «Искусство быть волонтером».
- Андрей Мещеринов – педагог, преподаватель колледжа при Московской консерватории, с 2008 г. – координатор волонтерской группы в детских отделениях НИИ нейрохирургии им. Бурденко.
Текстовая расшифровка:
Андрей:
Я на протяжении четырех лет координировал группу в нейрохирургии имени Бурденко, потом еще год ходил туда волонтером, а Лидия была координатором группы РДКБ, до этого тоже была волонтером. И эта ситуация, когда мы приходим вдвоем, или вообще одни, ситуация, которая пронизывает путь волонтера. Бывают моменты, когда наши ряды редеют – у кого-то сессия, праздники, учеба. Это наше испытание, что вдруг может случиться так, что нас станет так мало, что мы будем вынуждены пойти вдвоем или одни. Бывает иногда и такое, когда о том, что мы пойдем одни, мы узнаем буквально за день. Тогда у нас всегда есть возможность сделать выбор. Я всегда решал, что я даже один иду. Хотя это страшно, два отделения, много детей, но я иду. А вот Лида по-другому относилась к этой проблеме, она говорила, что одна не пойдет.
Лидия:
И если я как координатор приходила, и если даже договоренных волонтеров не было, я думала, что подожду еще 10 минут, и если никто не придет, то поднимусь в отделение и скажу, что сегодня посещений нет. Но волонтеры как бы это чувствовали и приходили.
Андрей:
Так что, если вы сегодня узнали, что пойдете завтра один, это, все-таки, одна ситуация, у вас есть возможность приготовиться. Вариантов за день вы узнаете довольно много. Единственное, наше посещение разнится, если мы хотим провести мастер-класс, или какую-то затею людей более или менее одного возраста, одних физических возможностей, то это одно дело. Если нас ждет аудитория от 0 до 18, как в больнице, то, конечно, количеств того, что можно сделать вместе, не такое большое.
Вторая история – это когда мы договорились прийти, нас вроде бы должно было быть трое, пятеро, но кто-то не смог, за полчаса до посещения отвалился еще один волонтер, потом еще один, и вы на пороге больницы узнали, что вы идете туда один. В этом случае тоже можно что-то делать, можно выходить из этой ситуации, но тут ситуация совершенно другая, потому что вы к этому не готовы.
Лидия:
Когда я ходила в РДКБ, то встречи проходили так: это была столовая, собирались дети, самым младшим было три-пять лет, были подростки из разных районов России, и не только России, то есть, не все хорошо владели русским языком. Были и девочки, и мальчики. У нас было полтора часа, и у нас был шкафчик для материалов. У нас была возможность туда приносить материалы. И дети могли прийти на некоторое время и уйти. То есть, не было такого замкнутого пространства, где нужно было провести все полтора часа точно. Кто-то приходил попозже, кто-то уходил пораньше, поэтому в любой момент мог появиться новый ребенок. Это были те условия, в которых мне приходилось работать с детьми, проводить с ними занятия, даже если их было много, а я была одна.
Когда я прихожу одна, а детей много, я понимаю, что лично всем не могу уделять внимание, и я как бы специально фокусирую внимание на то, что происходит между нами. Не на каждом ребенке отдельно, а в общем. Я могу внимание одного ребенка обратить на другого ребенка буквально одной фразой. Вылепить какого-то своего персонажа, если там все лепят, и он будет ходить по очереди и в каждый рисунок чего-то доносить. То есть, уже он будет фокусировать внимание. Когда детей действительно много, понятно, что есть ребята, которые нуждаются в нашем внимании особо, и есть такие, которые умеют его получать. Дети бывают ведь разные. Бывает, что ребенок сидит, вроде сам все делает, и никак не сигнализирует о том, что ему нужно. А рядом сидит девочка и через каждые две минуты спрашивает, спрашивает, требует внимания. И невольно включает полностью на себя внимание, а ребенок рядом будет чувствовать себя обделенным. Поэтому я стараюсь показать, что я здесь не с каждым, а именно с процессом. Что мы вместе тут творим игру, и я поддерживаю эту игру, но не поддерживаю каждого, потому что меня на это просто не хватит.
Андрей:
У меня две стратегии. Первая стратегия – это игра в официанток, когда я в качестве чемодана или шкафчика просто стою и говорю, что если кому-то что-то нужно, то пусть просто подходят. Делайте что хотите, а я вот вам материалы раздаю. А второй вариант такой, что, все-таки, нам в помощь в больнице есть мамы, и есть старшие дети, которые хотят по-доброму покровительствовать, помогать младшим. Как ни странно, этот такой своего рода инстинкт отцовства, старшего братства, заботы включается у очень многих в больнице. Старшие часто ухаживают за маленькими. Поэтому какому-то старшему ребенку поручить несколько младших в процессе, тогда удавался процесс. Какой-то мамочке, двум мамочкам можете поручить несколько детей. Есть и такие дети, которые когда увидят нечто блестящее или интересное, у них уже дым коромыслом, и им уже никто не нужен – они сами будут себя занимать. А есть дети, которые без личного контакта, без личного общения просто не смогут остаться в игровой. У них не получится, им нужно общаться. И моя задача была найти этих детей и быть рядом с ними, потому что если не будет постоянного тет-а-тет контакта, то он просто уйдет к себе в палату и проведет вечер в одиночестве. Мне не хотелось упустить кого-то из них. Конечно, с другой стороны, не хочется проявлять и насилие, то есть, если он не хочет заниматься, ему неинтересно, он хочет уйти, то пусть уходит. Но бывает и так, что ребенок хочет, но он не может находиться там без общения. И тогда я лично включался в несколько человек, а остальных просто обеспечивал элементарной безопасностью. Я смотрел не за детьми, я смотрел за ножницами, за клеем, если что-то падало на пол, я это вовремя поднимал, чтобы это все не засохло. Я бывал с двумя-тремя детьми до конца, а остальные могли рисовать сами.
Лидия:
А я, соответственно, наоборот, была как бы со всеми, а если кто-то видел, что процесс интересный, но сам не включался, то у меня на него не было ресурсов и ребенок в этом случае , конечно, мог уйти, или преодолеть себя без личного контакта и включится в процесс. И тогда я его в общем процессе уже поддерживала.
Бывают еще и такие незапланированные занятия, когда вы шли на личный контакт с ребенком, а приходилось работать с целой группой. Мне кажется, тут очень важно основное – понимать, что будет происходить и об этом сообщать. Чтобы не было разных ожиданий. Если вы в больнице, и дети привыкли, что приходят много волонтеров, поэтому и сегодня придут каждый 15 волонтеров, и каждый из детей будет делать то, что хочет, а вы приходите в одиночку, то надо сразу их предупредить. Скажите им сразу, что вы сегодня будете одни, что не сможете быть сразу со всеми, поэтому сегодня я вам предлагаю вот такой формат. Или попросите родителей подключиться к вашему процессу, потому что вы сегодня одна. Чтобы не было такого, что ребенок представляет себе одно, а потом получается другое, и у него обиды, он начинает требовать от вас того, чего вы дать не можете. И чтобы у вас была ясная картинка того, что будет происходить сегодня, что вы на это подписались. Более того, я для себя понимала, что я не пойду одна в два отделения, что это не мой формат. Мне психологически тяжело это, я не выдержу. В этом случае я как координатор была готова к тому, что я захожу в отделение, я прохожу к ребятам, может быть, прохожу по палатам и говорю ребятам, что может быть нас сегодня, к сожалению, не будет, что кто-то заболел, кого-то с работы не отпустили. Но мы про вас помним. Я была готова лично по палатам пройтись и всех предупредить. Я думаю, что так честно, и обманутых ребят нет, и мы на равных. Что всякое в жизни бывает, и волонтеры могут не прийти на занятие. Или сказать им, что я сегодня одна, и я провожу вот такой формат – мы проводим мастер-класс и мы все делаем вот это. На мой взгляд, тут ситуация достаточно сложная, потому что на этом сложно удержать всю группу. В таком случае они должны быть все одного возраста, замотивированы на одно и то же, и тогда они будут делать по шаблону, но это идеальная такая ситуация, в больнице такое редко бывает. Но если вы понимаете, что вы готовы провести мастер-класс по номерам раскрасок, самое такое шаблонное действие, кстати, многим детям это нравится, то на это вы готовы, потому что это безопасно. Поэтому сразу следует сказать, что сегодня вы приглашаете только тех, кто хочет раскрашивать картины. Ничего другого мы сегодня, к сожалению, сделать не сможем, кто хочет, тот пусть приходит.
Андрей:
У нас как-то было посещение в Бурденко, когда у меня была такая заначка – пазл из тысячи деталей. Пришло много детей, мы сдвинули два стола и принялись за работу. Каждый собирал свой кусочек за разговором, и как-то получилось.
И какие формы у нас, в итоге, прижились? Ватман – штука дорогая, так что лучше иметь рулон бумажных обоев, потому что когда что-то большое можно скатертью расстелить и на нем что-то вместе начать делать – это, конечно, большое дело.
Что можно начать делать? Можно начать рисовать подводный мир, природу, времена года, можно нарисовать сказочный лес, где у каждого ребенка будет свое дерево. Можно рисовать луг, где у каждого будет свой волшебный цветок. Много чего можно делать за общим большим ватманом. Можно нарисовать город будущего.
Если вы заранее к этому готовились, то можно иметь при себе какой-то набор вырезок из журналов, открыток или еще чего-то и делать самые разнообразные коллажи (стенгазеты) на разные темы. Вообще, жанр коллажа очень любим детьми, и чаще всего имеет большой успех.
Можно сделать свой сад, свой парк, когда у ребят есть возможность очертить границы, и что-то вделать свое. Но хитом Бурденко стало занятие, когда мы разрезаем коробочку на четыре части и каждый делает свой собственный уголок в больнице. И ребенок может его украсить, убрать, сделать его таким, как ему хочется. Это такая простая вещь, оказывается.
Можно еще сделать свой город, свой домик. Но мы имеем дело с больничными детьми, у них могут быть какие-то дефекты, у кого-то руки плохо работают, кто-то плохо видит, кто-то маленький еще, и тогда идея сделать красивый домик некоторых отталкивает трудновыполнимостью.
Поэтому родился домик, который может сделать каждый. Мы начинаем сворачивать лист бумаги, сворачиваем его пять раз, остальное отрезаем. Остается полоска бумаги. Берем бумагу и склеиваем ее по линиям сворачивания. Получается домик. Теперь мы оставшуюся полоску складываем пополам и делаем два надреза, после чего надеваем ее на наш с вами домик. Получается крыша. Если есть силы, есть ресурсы, то пожалуйста, это очень просто. Можно сделать дом пониже, тоньше, повыше, придумать другую крышу, другое крыльцо, чердачную окошку – на ваше усмотрение. По-минимуму, дом у вас есть. Ребята с большим удовольствием делали дома.
Затея еще хороша тем, что мы можем к ней подключить всех детей от 0 до 18. Мы берем наши знаменитые бумажные обои, расстилаем их по полу. Кто-то делает дома, кто-то лепит деревья, кто-то пластилином наклеивает озеро и лепит туда уток и лебедей. Кто-то по этому ватману прокладывает настоящую железную дорогу, которая валяется в игровой. Кто-то прокладывает мосты или еще что-то. Кто-то экскаватором подвозит пластилин и краски с одной части ватмана к другой. И начинается очень живой процесс. Кому-то интересно украшать эти дома, кому-то интересно их раскрашивать, а кто-то очень всерьез думает про инфраструктуру, архитектуру. Кто-то делает в городе магазины, кто-то становиться банкиром, кто-то станет полицейским и будет наводить порядок в городе.
В общем, каким-то образом получается так, что все-все в этом прекрасном городе находят свое место. И о роли, которую можно занять в этом городе, можно ребятам подсказывать.
И, пожалуй, уголок и город стали самыми любимыми занятиями детей. В предновогодние дни очень просто делать елку из ладошек. Вы обводите руки всех, кто у вас присутствует, от самых взрослых до самых маленьких. У вас получается много пар ручек на цветной бумаге, и у каждого свой цвет. Чем больше оттенков, тем лучше. Дальше вы прикрепляете две самые большие руки внизу и дальше по мере уменьшения продвигайтесь наверх. Приклеиваете только запястья, ладоши пусть болтаются, как ветки елки. Елка получается очень пушистая. И самую маленькую ладошку прикрепите сверху и сделайте из нее звездочку. Руки можно подписывать. Это каждый год имеет огромный успех, это затея на все времена.
Лидия:
Общий принцип, который мы выработали – должна быть тема, некоторый простой материал, и очень большое поле для воображения. Должна быть некоторая задумка, опора, потому что если просто делать то, что хочется, то действительно все 15 детей понесутся каждый в свою сторону и вы это в общем не скоординируете. А если это общий город, или море – то другое дело. Мы, например, как-то брали небольшие бумажные горшочки для рассады, разрезали их пополам, и каждая из них была лодочкой. Дальше пластилин, шпажки, макароны, в общем, все, что захотите, и делаете из вашей лодочки корабль, сажайте туда каких хотите моряков, и пускаете его в море.
Еще мы делали паровозы, вагончики делали из небольших бумажных коробочек – из-под молока, сока. И каждый ребенок делал свой вагон, склеивал, вырезал, один ехал в нем в Мексику, другой был Робин Гудом, он высовывался из окна вагона и стрелял из лука в жирафа, другой ехал в Африку на этом поезде. Все эти вагончики вместе собираются и, конечно же, фотографируются. Так мы закрепляем результат нашего труда.
Андрей:
Можно, например, очень многое сделать из бумажных тарелочек. Можно делать инкрустации, можно делать каких-то персонажей, можно вырезать из них какие-то фигуры. Или, например, можно принести обыкновенные бутылочки из йогурта Актимель, это могут быть и вазочки, это могут быть все что угодно. В новогодние дни мы поступали очень просто – мы закупали пластиковые новогодние шары, пластилин, блестки, и приносили их с собой. И говорили: ребята, сделайте шедевр! Они понимают, что такое шедевр, понимают, как это делать, и поэтому процесс обычно шел активно.
Лидия:
Маленькие девочки поступают очень просто – они берут и наклеивают на эти шарики как можно больше блесток. Но вы должны быть готовы принять любой результат. Все восхитительно, все прекрасно, все вызывает восторг. Но если у вас пришел парень, с мрачным видом сел, взял черный пластилин, красный пластилин, полчаса делал что-то, и потом у него получилось что-то клыкастое, зубастое, с красным ртом, с огромными глазами – а тоже восхититься! Сказать: вот такого шара я никогда в жизни не видел! Мы потом их еще лаком спрыскиваем, можно художественным лаком, можно лаком для волос. И если позволит администрация учреждения, то можно потом повесить эти шары на елку.
Также прекрасно идут разноцветные одноразовые стаканчики. Они могут скрепляться степлером друг к другу, можно делать из них цветы, различные персонажи и так далее. Одним словом, про эти занятия можно рассказывать бесконечно.
ИСКУССТВО БЫТЬ ВОЛОНТЕРОМ – семинары-тренинги, направленные на осмысление целей и ценности добровольческого служения, а также создание “копилки” средств волонтерской деятельности. Во встречах участвуют как стажеры, так и опытные волонтеры, а также представители других волонтерских организаций.
Организаторы: Добровольческое движение «Даниловцы» http://www.danilovcy.ru/, Школа социального волонтерства
Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства» в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.