Опыт организации волонтерства в «Клубе волонтеров»: взгляд основателя
О волонтерстве
Для меня важно разделять системное волонтерство и несистемное, спонтанное. Несистемное – когда человек по зову сердца и души откликается на чью-то беду, иногда делает это даже неосознанно. Он в случае, например, чрезвычайной ситуации может мгновенно мобилизоваться и прийти на помощь. Так было в дни наводнения в Крымске – тысячи людей откликнулись и, в итоге, как волонтеры, оказали значительную помощь.
Системное волонтерство – нечто другое. Человек ощущает потребность кому-то помогать постоянно или длительно, вообще быть полезным, ощущать свою востребованность. Тогда он делает серьезный осознанный шаг — съездить в детский дом и поддержать детей-сирот, или помочь старикам в доме престарелых, или навещать в больнице онкобольного ребенка. Но съездить не разово, а периодически и надолго. Этот вариант более приемлемый для меня с точки зрения качества волонтерской жизни, это как раз наш случай, когда человек сделал осознанный выбор.
У каждого из нас есть свой внутренний план. И если предполагается помогать кому-то всерьез, делать это не разово, а постоянно (хотя бы в обозримый период времени), то человек смотрит, куда бы ему встроиться. «Волонтерить» всегда комфортнее в группе единомышленников, одному решиться на такой шаг сложнее. Амбициозные люди пытаются сразу сделать что-то свое, но это непросто и порою малоэффективно. Поэтому более правильно – войти в мир волонтерства через существующую волонтерскую организацию.
Системное волонтерство – это возможность встроиться в какую-то работу, которая уже проводится и выстроена, которая основана на многолетнем опыте, где помощь оказывается систематически, эффективно и безопасно для обеих сторон. В итоге мы видим результат.
Клуб волонтеров
«Клуб волонтеров» – наша организация – создана волонтерами и из волонтеров. Конечно у нас есть организационная структура, своего рода иерархия с вертикальной формой управления. Основной костяк наиболее опытные волонтеры, те кто готов нести больше ответственности. Они влияют на организационные процессы, помогают их выстраивать, в отличии, к примеру, от волонтеров-новобранцев, которые не совсем еще понимают предмет того? чем они занимаются. Им предстоит многому научиться и найти свое место среди нас.
В Клубе большая часть волонтеров – девушки. Период активного волонтерства около одного года. Средний возраст волонтеров 25 лет. В этом возрасте молодые люди как раз подходят к вопросу создания семьи и устройства в жизни. Именно жизнь, кстати говоря, «вытягивает» людей из волонтерства, и это естественно. Меняются жизненные обстоятельства, и соответственно, волонтеры не могут ездить так активно, как раньше. Люди уходят, но на их место приходят новые волонтеры, и в последнее время их все больше и больше. Клуб волонтеров постоянно растет.
Почему мы с самого начала выбрали название “Клуб волонтеров”? Потому что клуб – это прежде всего сообщество единомышленников, то, что нас всех объединяет. Для меня лично это особая гордость, что у нас волонтер чувствует принадлежность к такому важному социальному элементу как клуб волонтеров, по сути социальной группе. Не уверен, что подобное есть в других волонтерских организациях, но точно знаю мнение многих наших волонтеров, что у нас какой-то особый дух. Попробую пояснить на примере. Если волонтерская группа создана на базе какого-то благотворительного фонда, то зачастую этот фонд, его сотрудники, попечители и создают этот дух. Ни в коем случае не хочу никого обидеть, но в большинстве фондов волонтер скорее рабочая сила. В нашем же случае, нет никаких попечителей, спонсоров, все создано волонтерами и их усилиями. Даже я, как руководитель Клуба волонтеров, все равно являюсь ровно таким же волонтером, как и остальные наши ребята. Поэтому, я полагаю, этот особенный внутренний волонтерский дух в нашей организации зарождается потому, что каждый волонтер чувствует себя полноценной частью Клуба.
Для меня волонтер — прежде всего единомышленник и соратник. Единомышленник, потому что у нас обоих схожий взгляд на проблему и у обоих желание помочь. Соратник, потому, что он не только так же же думает, но и вместе со мной что-то реально делает. Есть сопричастность в конкретных действиях.
Зачем волонтеры в детском доме?
Для наших подопечных детей в детских домах и интернатах волонтер – это друг. Наш вид волонтерства существует, на мой взгляд, только потому, что нашим подопечным крайне не хватает именно теплых дружеских отношений. По тем или иным причинам, у них нет родителей и близких, и они редко чувствуют простую человеческую поддержку. Дети, конечно, дружат между собой. Но мы же все понимаем, насколько значима для каждого ребенка дружба со старшими, с теми на кого можно равняться и с кого брать пример. Конечно, у подопечных есть воспитатели, педагоги и само руководство социальных учреждений. С ними у детей также складываются определенные человеческие отношения. Но все эти сотрудники, в общем-то, являются надзорным органом, так как воспитанники помещены в детский дом или интернат под надзор в соответствии с законодательством.
Понятно, что во время наших поездок к детям мы не можем дать им серьезное образование, заменив учебу в школе, или усыновить, став их родителями. Разница в возрасте у нас 15-20 лет, большая часть волонтеров еще достаточно молодые ребята, поэтому в наших силах оказать посильную поддержку детям в их трудном периоде жизни. Мы просто дружим, общаемся, пытаемся донести детям что-то полезное, например, через какой-то увлекательный мастер-класс. Для нас особенно важно, чтобы между подопечными и волонтерами возникали не только дружеские отношения, но и происходило какое-то действие.
Я полностью убежден, что мы, как волонтерская организация, не можем в один момент изменить систему и ликвидировать сиротские учреждения. Миссия «Клуба волонтеров» – поддержать детей-сирот, которые волею судьбы уже оказались в сложной жизненной ситуации. Мы пытаемся поддержать детей прежде всего своей дружбой, собственными знаниями и умениями, делаем это на простом понятном человеческом уровне. Или, по-научному говоря, на коммуникативно-ценностном уровне.
Важно также упомянуть, что Клуб волонтеров – не благотворительный фонд, у нас нет активного сбора пожертвований и спонсоров, нет бюджета и сотрудников, даже педагогов. Соответственно, мы не имеем возможности в ежедневном режиме заниматься с воспитанниками социальной адаптацией или профориентацией. Это другая ниша помощи, требующая основательного бюджета и финансирования.
Клуб волонтеров не выполняет функции органов опеки и попечительства, у наших волонтеров нет ни специального образования, ни возможности заниматься по постоянной основе устройством детей в семьи. Этим и другими социально важными делами занимается масса государственных и благотворительных организаций, это их специализация. Наша ниша — зона человеческой поддержки.
На протяжении многих лет пока наши подопечные находятся в стенах детских домов и интернатов, мы общаемся и дружим с ними, пытаемся передать простейшие бытовые навыки. К примеру, детям важно знать о самых элементарных вещах: от завязывания шнурков на ботинках до правил дорожного движения. Или через мастер-классы мы стараемся знакомить детей с важными бытовыми навыками, будь то удаление кутикулы для старшеклассниц или столярное дело для мальчишек. Безусловно, определенную информацию до детей доносят в социальном учреждении, но мы точно знаем, что бытовых навыков никогда не бывает достаточно. Век живи — век учись. Был случай, когда в одном детском доме оказалось, что дети не умеют кататься на велосипеде, потому что нет рядом отца, старшего брата или взрослого товарища, которые могли бы научить этому простейшему казалось бы действию. В упомянутом случае, через нашу организацию спонсор передал около 100 детских велосипедов, но они долго стояли без дела – дети обходили их стороной, пока не научили волонтеры.
При этом надо понимать, что волонтер сегодня есть, завтра его нет, год поездил и перестал. Поэтому нам как организации очень важно продолжать свою системную работу и на место ушедшего волонтера срочно вводить нового.
Кстати, замечу, что волонтерство нужно и самому волонтеру, для него крайне значимо быть полезным и востребованным. Ведь именно за этим он и пришел. Получается, и это очень важно, что волонтерство в нашем случае – это когда сходятся две стороны, каждая из которых имеет свою цель: у одних есть потребность общаться, дружить, узнавать что-то новое и учиться новому, а у других есть желание помочь, стать полезным и чем-то поделиться. Поездка волонтеров в детский дом – это, по сути, точка соприкосновения двух миров – детского и взрослого.
О мотивациях
Я многократно спрашивал у наших ребят, как они попали в Клуб волонтеров. Чаще всего мне говорили, что, мол, «однажды задумался, что хочу помочь и решил, что наверняка есть такой клуб или сообщество, в котором можно было бы начать «волонтерить», набрал в поисковике слово «клуб волонтеров» и так попал на ваш сайт». Это означает, что человек сделал личное усилие. Его не привел друг, ему не навязали социальную рекламу, не подтолкнули к действию, он сам сделал первый шаг и при этом абсолютно осознанно.
Кстати, я всегда очень гордился этим, так как мы приложили огромные усилия, чтобы наш волонтерский сайт достиг первого места в поисковой выдаче. Большая часть волонтеров к нам приходит именно через интернет и по собственному осознанному решению. Это особые люди.
Мой опыт говорит, что среди волонтерских мотиваций самая популярная – это желание помочь. Многих приводит нужда быть полезным и востребованным. Первое, что скажет любой волонтер-новичок, что он пришел помочь, второе, что он пришел помочь и себе в том числе, так как ощущает внутри себя огромное желание чем-то поделиться. Большой процент волонтеров – это люди, которые еще не имеют своих собственных детей, порою еще нет даже спутника жизни, поэтому у людей есть свободное время, которое можно уделить кому-то еще, кому в этот момент нужна поддержка. Волонтеры в такой момент пытаются реализовать свой внутренний потенциал доброты, стремятся стать полезными и при этом обрести какую-то дополнительную ответственность. Помимо этого, сегодня хороший тон и мотивация соответствовать каким-то общепринятым и социально значимым веяниям, поэтому в Клуб волонтеров приходят друзья, друзья друзей и знакомые.
Некоторых в благотворительность приводит простой интерес: дома престарелых, больницы, детские дома – это, что-то такое стороннее и непонятное. На подсознательном уровне людям интересно узнать, что это и как это функционирует, но это совсем небольшой процент волонтеров. Ребята достаточно быстро втягиваются в работу и мотивация «хочу помочь» выходит на первый план.
Среди мотиваций есть и такие, с которыми мы не готовы работать. Например, когда человек пришел к нам рьяно спасать мир. Вот так, сходу, даже не разобравшись в каких-то общих вопросах, не говоря о деталях.
Безусловно, немало усилий приходится прикладывать лидерам организаций и руководителям волонтерских групп, чтобы постоянно мотивировать ребят и не позволять им эмоционально выгорать. Заниматься системной благотворительностью не так легко, как кажется на первый взгляд. Волонтеры все здоровые и адекватные, но когда они приезжают в детский дом и видят, каково там детям проводить свое единственное детство в жизни, то увиденное их очень печалит. Выдержать это непросто, но нужно вопреки всему продолжать быть позитивным и проводить свою работу. Нередко у волонтеров, особенно новичков, после возвращения из детского дома можно наблюдать некоторую внутреннюю растерянность. Поэтому мы стремимся работать с такими волонтерами, пытаемся осознанно и взвешенно объяснить им, что несмотря ни на что, мы должны продолжать поддерживать наших подопечных и верить в лучшее будущее.
Быть в системе
Я уверен, что именно волонтеры, сами друг для друга, должны оказывать наибольшее влияние на активность в занятии благотворительностью. Если все будут на одной волне, то эффективность от нашей работы будет заметно выше. Мы должны вместе ставить цели, привлекать и объединять других людей вокруг этих целей.
У нас есть группа активных волонтеров – управляющая команда, которые мотивированы тем, чтобы Клуб волонтеров функционировал завтра, так же как сегодня. Для нас очень важно, чтобы в мотив волонтеров была встроена тема поддержки нашей организации. Все сообщество, весь многолетний труд, скажем так, наше колесо, крутится только благодаря ежедневным усилиям каждого из нас. Не останавливаться – это наше общее негласное правило.
Меня часто спрашивают – а что движет Клубом волонтеров? Я всегда говорю: пример другого. В свое время я несколько лет подряд очень активно «волонтерил», ездил в детские дома и интернаты, практически каждые выходные был с детьми и невольно собственным примером показывал остальным, как искренне стремлюсь поддержать их. И сегодня с не меньшим энтузиазмом разговариваю с новичками, пытаюсь их заразить нашим делом и приобщить крутить волонтерское колесо. На мой взгляд, единственный двигатель Клуба волонтеров, который мы когда-то заложили – «делай как я», «давай делать вместе».
Каждый наш волонтер встроен в нашу организацию, и у него есть несколько вариантов, как он может помочь сообществу, то есть поддержать не только наших подопечных, но и помочь развитию Клуба волонтеров. Но прежде нужно пройти определенный путь, пожить в сообществе и в его темпе, понять, как все устроено. Это важно, так как именно в этом кроется мотивация, о которой я уже говорил. Когда человек сопричастен к такому большому делу, и он видит, как все сложно работает, видит, какие усилия прикладывают такие же люди, как и он, видит, как они мобилизуются и координируются ради общего дела, он больше не может стоять в стороне. Со временем у волонтера появляется ощущение того, что он – полноценная часть сообщества, и у него включается ответственность не только за подопечных, но и за сообщество в целом.
Принципы, права, обязанности
Главный принцип Клуба волонтеров – не навредить. Не навредить детям, не навредить волонтерам. Отсюда наши критерии отбора – насколько новобранцы здоровы, адекватны, позитивны и тем более неопасны для детей и для нашего сообщества. Волонтер всегда отвечает за свои поступки и действия. При детях мы не курим. Категорически запрещен алкоголь. Самое главное качество волонтера для нас — быть полезным детям. И этому он учится у нас на протяжении всей своей волонтерской жизни в сообществе.
В нашей системе сразу проявляются те, кто не готов быть ведомым. А ведомым надо быть. Никто заставлять тебя не будет, жизнь в сообществе вынуждает волонтера становиться активным, иначе нам будет не по пути. Также для нас очень важно, насколько человек порядочен, можно ли ему что-то доверить. У нас некоммерческая организация, мы все делаем сами, поэтому участие каждого важно и значимо. Если какая-то задача поставлена, например, привезти со склада коробку карандашей, необходимую для творческого мастер-класса, а волонтер безответственно отнесся к этому заданию, то в итоге можем расстаться с ним. Мы к таким вещам относимся очень серьезно, так как работаем непосредственно с детьми. В нашем деле важно иметь рядом надежное волонтерское плечо и доверять друг другу.
Чтобы такое большое сообщество работало правильно и эффективно, нам необходима довольно жесткая дисциплина. Отношения с руководством социальных учреждений мы выстраиваем годами, а ошибки в нашей работе могут привести к необратимым последствиям. Поэтому мы разработали внутренние правила, свод принципов, по которым мы живем. Возможно это сильно ограничивает свободу волонтеров, но такова цена работы с детьми, рисковать мы не можем. Фактически любой шаг, который выходит за рамки наших правил, волонтер вынужден согласовать с управляющей командой Клуба волонтеров. Детские дома и интернаты, которые мы посещаем на протяжении нескольких лет, находятся достаточно далеко, и до них еще нужно добраться самим на собственных машинах. Движение в колонне, распорядок дня, расписание мастер-классов, перечень рабочего реквизита: все четко регламентировано. К тому же постоянно присутствует контроль. Наши волонтеры принципиально не позволят человеку быть балластом в команде. Если мы видим, что волонтер бесхозно шатается по детскому дому и не участвует в мастер-классах, такой волонтер больше не попадет с нами в поездку. Если кто-то из волонтеров приезжает недостаточно неподготовленным, к нему принимаются дисциплинарные замечания. Существует целое дисциплинарное положение, которое регламентирует, как действовать в том или ином случае. При этом, конечно, мы стараемся быть объективными. Очень важно волонтеру выстроить отношения с кураторами, потому что именно они в поездках являются самым ответственным лицом.
За время нашей деятельности разработаны и внедрены сотни мастер-классов. В год мы проводим более двух тысяч занятий с детьми. Мы знаем, какие эффективны, какие нет. При выборе мастер-классов, мы отдаем предпочтение тем, что способствуют развитию мышления и внимания, находчивости, развитию творческих и физических способностей. Со временем сформировалось понимание о тех мастер-классах, которые необходимы в детских домах. Но мы всегда открыты к новым идеям и предложениям. На нашем сайте существует не только раздел с подробным описанием готовых мастер-классов, но и специальный раздел, где волонтеры могут предложить свои наработки. В этом разделе мы вместе рассуждаем, насколько мастер-класс будет интересен и значим для детей. Безусловно, у нас можно получить как критику, так и поддержку. Из предложенных новых идей примерно половина обычно приживается. Лучшие мастер-классы мы стараемся тиражировать при работе во всех двадцати пяти социальных учреждениях, которые поддерживает Клуб волонтеров. До тиражирования лучших идей мы проводим учебные мастер-классы для самих волонтеров, где все желающие могут учиться или делиться опытом.
Илья Екушевский — руководитель «Клуба волонтеров». В 2004 году основал одно из крупнейших в стране волонтерских движений в сфере помощи детям-сиротам – “Клуб волонтеров”. Зарегистрированная в 2010 году, организация на сегодняшний день поддерживает 35 детских социальных учреждений интернатного типа (более 4000 воспитанников) в 12 областях Центрального Федерального округа РФ. Илья в благотворительности более 10 лет. Он выступил соорганизатором и членом Совета АНО “Союз волонтерских организаций и движений” и соорганизатором проекта “Служба координации волонтеров“.
Текст подготовили Анастасия Антонова, Дарья Разваляева и Юрий Белановский.