Эксперты о корпоративном волонтерстве: взгляд директора Агентства социальной информации
Школа социального волонтерства и Добровольческое движение «Даниловцы» предлагают серию публикаций о корпоративном волонтерстве. Каждая статья – это мнение эксперта, представляющего или бизнес, или благотворительное сообщество. Для нас важно, чтобы корпоративное волонтерство перестало быть диковинкой и чудачеством, а стало одной из публичных и обсуждаемых тем, а со временем и традиционной составляющей работы бизнес-компаний и корпораций.
Другие публикации о волонтерстве смотрите тут.
Корпоративное волонтерство – это
Волонтерская деятельность в корпорациях, то есть, в организациях.
Корпоративное волонтерство выгодно для бизнеса
Бизнес на Западе уже давным-давно практикует это КВ. Это стало неким организованным явлением. Теперь и в нашей стране – это достаточно распространенная вещь. Во-первых, бизнес, который стремится быть ответственным и хочет каким-то образом содействовать устойчивому развитию и того города или региона или страны, где он работает и при этом иметь хорошую репутацию, стремиться к тому, чтобы сотрудники чувствовали себя удовлетворенными, чтобы им нравилось работать в компании, а также, чтобы они чувствовали свою причастность не только к общему бизнес-делу, но и к чему-то еще, связанному с добротой, справедливостью, милосердием. Для бизнеса КВ – это вещь выгодная во многих отношениях. Кроме того, что это работает и на имидж организации как социально-ответственной компании, это также способствует повышению лояльности сотрудников и способствует экономии особенно в условиях кризиса, когда приходится сокращать бюджеты на благотворительную деятельность. Для того, чтобы совсем не прекращать свои внешние социальные программы, их иногда замещают программы КВ. В этом случае компания не столько расходует свои деньги на эту деятельность, а мотивирует к этому своих сотрудников. Чтобы они выделяли свое свободное время, участвуя в неких полезных делах.
Примеры успешного внедрения корпоративного волонтерства
В свое время я участвовала в образовательной поездке в Великобританию, где знакомилась с опытом самых разных компаний в сфере корпоративной социальной ответственности. Это было уже где-то лет десять назад. Меня удивило, что наши компании давали очень большие деньги на благотворительность. А там благотворительность заключалась не в раздаче денег, а в том, что они всячески поощряли своих сотрудников к волонтерской деятельности. Делали это по-разному. Например, одни предоставляли сотруднику возможность раз в месяц не приходить на работу, а идти, например, в общественные школы и проводить там уроки. Был какой-то банк со штаб-квартирой в Лондоне. В том месте, где находился их офис, там были проблемы с уровнем образования в общественных школах. Чтобы поучаствовать в жизни сообщества, делать что-то хорошее, а с другой стороны, делать это не только выдавая деньги, но и мотивируя сотрудников. И довольно много сотрудников проводили уроки по тем темам, которые им ближе. При этом решали очень много задач: помогали сообществу, участвовали в благотворительной деятельности, что влияло на репутацию этого банка. Иногда компания, занимающаяся благотворительной деятельностью, забывает рассказывать об этом даже своим сотрудникам. Часто сотрудники даже не знают, что компания, в которой они работают, помогает городу или району. А когда она помогает через своих сотрудников, то, естественно, они чувствуют, что это они своими руками несут добро. Еще один бонус для компании от корпоративного волонтерства – что сотрудники оказываются вовлечены в деятельность и осведомлены, что компания занимается благотворительностью. У нас сейчас много компаний, которые занимаются подобными вещами: и бывшее «Трансаэро», и «Лукойл». Много западных компаний, которые у нас работают, вовлекают своих сотрудников. Это и «BAT», и «МДМ-банк», «Beeline», «Nestle», «Внешэкономбанк». Предполагаю, что практически в каждой компании это есть, просто в разных объемах и разной степени системности.
Реальные нужды детей в больницах
Дети в больницах бывают разные. Есть дети-сироты или отказники. Кому-то нужно внимание. Кому-то его не достает. А если дети из семей в трудной жизненной ситуации, то, возможно, им нужны и продукты. Всем в любом случае нужно поднимать настроение. Кому-то нужны лекарства. Что касается участия корпоративных волонтеров, то важно поддерживать таких детей. Бывает, дети лежат в федеральных центрах, а их родственники не могут с ними находиться. Конечно, ими нужно заниматься.
Например, у детей часто бывают кумиры. Иногда важно позвать этого известного человека. Когда актеры, спортсмены, певцы приходят навестить детей в больницах, то для ребенка это может быть такая огромная радость, стимул выдержать, выздороветь.
У корпоративного волонтерства есть своя специфика
Есть дети в отделениях «Милосердие»: старики, психически больные люди, умственно отсталые. Там находятся те, кому нужно очень много всего. Они постоянно находятся в постели, хотя их нужно поднимать, общаться с ними. Персонал там часто не справляется, чаще всего не мотивирован, чтобы заниматься их развитием, а не только уходом. Для волонтеров это очень тяжелая работа, к которой не каждый способен. Почему предпочитают дарить подарки? Потому что это может каждый. Во-первых, чувствуешь свою причастность к тому, что что-то доброе сделал, во-вторых, это не требует специальных навыков, в-третьих, это не связано с болью или чем-то неприятным. Можно вообще никуда не ходить и не ездить. Но такие виды благотворительности не решают проблем.
Есть такая форма волонтерства как друг по переписке. Ты просто находишь себе друга или приятеля в детском доме или интернате. Можно общаться по мобильному телефону или писать письма. Писать письма дедушкам и бабушкам. Корпоративное волонтерство хорошо тем, что компания может стимулировать какие-то важные процессы. Мы знаем, что на сегодняшний день многие люди хотят помогать, но не знают, как это сделать. Корпорации могут облегчить человеку задачу: найти объект для волонтерской деятельности и обеспечить наилучшее применение своих сил. Компании могут помогать. Некоторые компании начинали развивать волонтерство с того, что обучали, рассказывали, что такое волонтерская работа, почему важно делать это не в одиночку, а вместе с волонтерскими организациями, с НКО. После этого люди делали осознанный выбор. Компания может взять на себя просветительскую, организующую роль. Большинство наших сограждан могут долго идти к пониманию такой деятельности.
Корпоративное волонтерство – сфера тонкая
Все это лучше делать через НКО. Министерство труда и социальной защиты разработало проект о волонтерстве именно в социальной сфере. Пока законопроект не принят и обсуждается. Там предусматривается, что все волонтеры, работающие в социальной сфере, должны заключать договоры с НКО, а НКО – с учреждениями. И тогда ответственность за волонтеров несут НКО. Ведь могут быть такие области, где вред может быть нанесен и волонтеру, и волонтерами. В любой из сфер все нужно делать через НКО. Это должны понимать компании, развивающие КВ.
Чем рискуют сотрудники?
Риски есть, конечно. Мы ходим на проверки в психоневрологические интернаты. Там говорят, что волонтеры нужны, но не везде их можно пустить. Среди подопечных есть люди с сильными психическими отклонениями, например. Существуют риски, связанные с плохой подготовленностью волонтеров. Их обязательно нужно предварительно обучать. Бывают и нехорошие интересы, неправильная мотивация. Знаю, к сожалению, ужасные истории, когда педофилы под видом волонтеров проникают в детдома. Мы должны понимать, что такой риск есть. Это тяжелейшая проблема. Случаются также случаи выгорания. Отчаянные волонтеры берутся ходить к каким-то тяжелым детям, старикам, а потом просто кончается запас энергии, сил, позитивного мышления. Ухаживать, например, за лежачим стариком – это тяжело и морально, и физически. Люди должны очень осознанно идти, а также должны понимать, что сферы, возможно, нужно иногда менять. К счастью, появились организации, которые учат, как быть в трудных ситуациях.
Идеальная схема корпоративного волонтерства
Иногда компании называют свою деятельность КВ, но эта деятельность сильно отличается в разных организациях. Где-то она организованная, где-то полустихийная. Люди сами узнают, обмениваются по интернету информацией. Компания иногда может даже не знать, могут осветить все это в каком-то корпоративном СМИ. Но идеально – когда сама компания принимает участие в этой деятельности. Не просто дает возможность, а помогает этот процесс организовать, стимулировать и обязательно занимается образовательной деятельностью. Знаю компании, которые проводили опрос среди сотрудников и спрашивали, каким бы видом деятельности вы хотели заниматься, в какой сфере. И люди потом говорят, что, допустим, все выбрали детей. А мы предлагали и экологию, и бездомных, и стариков. Но дети – это более понятно почему-то. Люди бывают просто не осведомлены, поэтому их нужно образовывать. Нужно организовать программу в рамках корпоративной социальной ответственности, выстроить деятельность с ожидаемыми результатами, планом, сопроводить ее неким просветительским компонентом, тимбилдингом. Хорошо, когда руководство компании само участвует где-то и подает пример другим.
Технология КВ – это огромный потенциал для НКО. Бывает, что компания ищет энкаошку для сотрудничества. А при этом от НКО слишком много требуется: найти место, организовать процесс. А компания говорит: мы что, должны еще за это деньги платить? Мы и так даем вам огромное количество волонтеров. Такие проблемы должны взаимно решаться. НКО может быть очень заинтересовано, но, если раньше она работала с пятью волонтерами, а ей дают тысячу, то это становится проблемой. И НКО должна понимать, что всегда требовать деньги с компании – это не всегда хорошо. Нужно во всех случаях вести корректный вменяемый диалог.
Елена Тополева-Солдунова — российский общественный деятель, член Совета Общественной палаты РФ, директор некоммерческой организации «Агентство социальной информации»
Публикация есть и на сайте: http://philanthropy.ru/intervyu/2016/03/09/35511/#.VuArqJyLSM9