Минусы спонтанного волонтерства. Реплика руководителя Даниловцев
Непродуманный благой порыв порой ведет за собою «текучку кадров», отсутствие профессионального роста, угрозы для подопечных и волонтеров, бессистемность отношений с госучреждениями и потерю их доверия, дискредитацию идеи волонтерства на государственном уровне… Руководитель движения «Даниловцы» Юрий Белановский рассказывает о минусах спонтанного волонтерства.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку ниже:
Я называю это «спонтанное волонтерство». Когда человек, ранее в общем-то не задумываясь о волонтерстве, вдруг натыкается на информацию ВКонтакте: «Приходи! Мы вместе пойдем в детский дом! Мы вместе сделаем праздник!». Ну а что? У меня есть свободное воскресенье – почему бы мне не поехать в детский дом вместе с ребятами? Меня лично это устраивает.
Я лично отношусь к спонтанному волонтерству плохо. Для этого есть несколько причин. Но прежде чем критиковать, мне важно подчеркнуть, что спонтанное волонтерство все-таки действительно опирается на очень добрые намерения. Мне не хотелось бы перечеркнуть это положительное начинание и сказать, что это все плохо в принципе. Мне важно подчеркнуть какие-то вещи, о которых человек, вдруг пожелавший поехать в детский дом, как правило, не знает. Что он может сделать не так, что впоследствии негативно отразится прежде всего на тех самых подопечных, о которых и идет речь?
Для меня спонтанное волонтерство ассоциируется с выжженной землей. Люди, которые пытаются себя здесь попробовать, далеко не всегда могут остаться здесь надолго, могут действительно чего-то достичь, и от этого происходит их очень сильный и большой отсев. Через полгода, через год вокруг активистов спонтанного волонтерства не остается никого, кто действительно хотел бы по-настоящему надолго и всерьез включиться в это доброе дело.
Вторая проблема – спонтанное волонтерство не может расти профессионально. Из-за частой смены людей, из-за очень мелких дел, которые такие волонтеры могут «тянуть», в общем-то и из-за определенного хаоса эта система может решать только плоские задачи.
Очень непростая проблема – это безопасность подопечных людей. Я, как спонтанный волонтер, ничего не знаю ни об этих детях, ни об организаторах, я ни о ком ничего не знаю. Я, например, не знаю расписание этого детского дома и предложил детям что-нибудь покушать. Но, может быть, это запрещено в нём! Я, например, привёз пластилин – а, предположим, это специализированный детский дом, и там, например, нельзя использовать пластилин. Я увидел какую-нибудь нянечку, и мне показалось, что она что-то не так делает – но на самом деле я же там не живу с этими детьми, это какие-то личные их отношения! Вот поставьте себя на место благополучателей: вы бы хотели, чтобы просто прохожие с улицы к вам заглядывали домой и говорили: «Давайте я с вами поиграю?». Я думаю, нет. Вы бы хотели, чтобы к вам приходил кто-то «уполномоченный». Чтобы к вам приходил кто-то, кто имеет какую-то специальность, а если «планка» низкая – то хотя бы какие-то общие знания о том, кто вы такие, как вы живете, что вы делаете и так далее. Т.е. спонтанное волонтерство – это угроза для подопечных, это 100%.
Второй момент, который важно знать: спонтанное волонтерство негативно, я бы даже сказал губительно для самих спонтанных волонтеров. Если ты заранее не подготовлен, если эта встреча заранее не отформатирована – т.е. дети все равно хотя бы примерно должны понимать, кто придет, чем они будут заняты… И если ты не готов откликнуться на их запросы – ты там лишний. Но в душе-то тебя это ранит! Ты-то к ним ехал несколько часов. Ты, такой радостный, хочешь их облагодетельствовать – а ты им не нужен. Но это еще самая позитивная история. Действительно, очень человека ранит, и он очень переживает, если совершена какая-то ошибка, особенно если по неосторожности причинена боль ребенку или не дай Бог какая-то травма. Человеку очень трудно потом жить с этим, несмотря на то, что вроде бы дело житейское.
Третий момент, который может сильно повлиять на душу волонтера – это персонал учреждения и в целом мир этих госучреждений. Дома престарелых, детские дома, больницы и так далее – это учреждения, в которых волонтер по отношению к персоналу очень часто – если совсем мягко сказать – не очень нужен. Может, еще более тяжело откликается отношение персонала и вот этих самых подопечных, например, больных в больнице или тех же старичков в домах престарелых. Это может ранить волонтера очень сильно!
Следующий момент – это бессистемность отношений с госучреждениями и потеря доверия. Когда спонтанно приходят люди, и сотрудники учреждения все время видят разных людей – это меняет отношение и со стороны учреждения, и со стороны органов власти к нам, к волонтерам. И, соответственно, уровень отношений с детьми таких спонтанных волонтеров очень сильно падает. Потому что когда «начальство» на тебя смотрит как на «придурков» — тебя, соответственно, и пускают только в те области, где ты, как «придурок», не навредишь. А когда ты приходишь от серьезной, профессиональной волонтерской организации, если ты подготовленный волонтер, если ты пришел от имени какой-то волонтерской группы, завоевавшей доверие – то к тебе и отношение другое, уже профессиональное отношение! Перспективность отношений волонтеров и организаций очень важна, на самом деле. У спонтанного волонтерства, на мой взгляд, никаких перспектив здесь нет.
И отсюда уже такой глобальный негативный вывод: вот эта бесперспективность спонтанного волонтерства переходит на уровень почти политический. Что это значит? Это значит, что если к волонтерским организациям есть серьезное доверие, то вполне может так оказаться, что уже на уровне департаментов, даже может быть на уровне министерств захотят для волонтеров открыть двери, сказать: «Приходите! Вы приносите пользу! Мы доверяем вам!». Но если отклики снизу будут отрицательные, или серые, или никакие, то и на уровне высоких органов власти и политических решений волонтерству тоже ничего не светит. Спонтанное волонтерство – это дискредитация идеи волонтерства.
Но все же хочу завершить на положительной ноте. Сегодня в России подавляющее большинство волонтерских групп, инициативных групп – это, безусловно, спонтанное волонтерство. Это неизбежный процесс развития, роста, накопления опыта и так далее. Просто хотелось бы, чтоб несмотря на то, что все это спонтанно, что очень мало серьезных волонтерских организаций, которые много лет чем-то занимаются, хотелось бы, чтобы учитывались вот эти риски, о которых я сказал. Их можно минимизировать даже внутри этого спонтанного пространства, но о них нужно обязательно помнить.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.