Волонтерство: первые шаги и принятие решения остаться. Реплика руководителя Даниловцев
Когда мы впервые идем волонтерить, каждый из нас полагается на своё – как правило, преувеличенно благостное! – представление о том, как именно это будет. Однако реальность зачастую не совпадает с нашими ожиданиями, и всё оказывается сложней и прозаичней, чем мы себе представляли. Как же пройти через это? Рассказывает Юрий Белановский, руководитель движения «Даниловцы».
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку ниже:
Для волонтера ключевыми являются первые шаги в его волонтерской деятельности. Вот человек принял решение. У него есть своя добрая мечта, он вступил в волонтерскую организацию и начал что-то делать. По нашему опыту, подавляющее число волонтеров принимают окончательное решение – оставаться или нет – отнюдь не в самом начале, но пройдя часть своего волонтерского пути, и это совершенно нормально.
Что же происходит? Все начинается со знакомства с самой деятельностью. Человек ничего не знал, только размышлял об этом, и вдруг – вот она, конкретная больница, конкретные дела, первый опыт. Например, в больнице мы организуем досуг детей. Ну, что это? Пластилин, краски, бумага… И волонтер этот опыт начинает накапливать. До этого он последний раз лепил из пластилина в детском саду. А теперь, как в первый раз берет этот кусок пластилина в руки, берет в руки ножницы, бумагу, и приобретает свой первый волонтерский опыт.
Но быть волонтером – это еще и знакомство с людьми: с детьми, другими волонтерами, персоналом, в том числе и охраной… Т.е. на самом деле волонтерство – это не только дела, это достаточно большой круг отношений, в который входит новый волонтер. И в этом смысле происходит очень серьезное расширение его сознания. Он-то думал: «Я просто прихожу и помогаю», а на самом деле он приходит не только в организацию, но и в целую систему человеческих отношений, в которой должен найти свое место!
И здесь, как мне кажется, происходит столкновение двух вещей: с одной стороны, если человек подошел осознанно и честно выбрал направление для себя, то его может охватить эйфория: «Наконец-то я дошел! Наконец-то вот они, настоящие, живые подопечные. Наконец-то вокруг эти люди, да какие они все замечательные!..» и т.д. Но с другой стороны, новый волонтер встречает несоответствие реальности своей «картинке» в голове, своим ожиданиям. Потому что о больницах каждый из нас судит по тем больницам, в которых когда-то бывал. О всех детях мы судим по тем детям, которых мы знаем, о других волонтерах мы судим по друзьям и коллегам.
Когда мы идем в волонтеры, у нас в голове есть какая-то своя фантазия. И чаще всего эта фантазия имеет розовые тона. Вот, мол, я приду, и мне все будут благодарны. Вот я приду, и дети гурьбой на меня набросятся, и сразу скажут: «Давай что-то такое сделаем»! Другие волонтеры будут все время жать мне руки и говорить, как они рады, что я пришел! Но может так получиться, что реальность совсем иная и с этой картинкой не совпадает. Охранник в больнице окажется совсем неприветливым. Волонтер вдруг может понять, что та больница, куда он пришел, это, живущее по своим законом учреждение, где для кого-то он – просто помеха. Волонтер вдруг может понять, что все волонтеры – это не какая-то большая семья (хотя это было бы здорово!), но это люди, у каждого из которых свои заботы, свои заморочки, даже, может быть, свои печали какие-то… Волонтер может столкнуться с тем, что пластилиновый слоник, которого он слепил, не понравится детям и они будут смеяться. И волонтер конечно может расстроиться и подумать: «Ну какой же я вообще!.. Я даже не могу слепить просто животное!..»
Человек сталкивается с тем, что его внутренняя картинка, фантазия не соответствует действительности. Не то, что действительность агрессивная или исполнена ненависти, нет! Но просто его мечты не совпали с реальностью. И вот тут-то, порой через месяц другой, обретя опыт и познакомившись с людьми, наконец-то человек для себя начинает понимать, насколько он реально готов принять решение остаться в этой волонтерской группе. Т.е. то, что когда-то он сказал: «О, отлично, это больница! О, отлично, мне улыбаются на собеседовании! О, отлично, пластилин, я хочу лепить!» – это одно. И совсем другое, когда он входит в эту сложную систему отношений, когда он пытается найти в ней свое место, когда он пытается понять, что же все-таки на самом деле от него требуется… Потому что на собеседовании ему могут сказать: «Вы будете заниматься творчеством! Вы будете рисовать, лепить…» А может так оказаться, что детям этого, может мало, они хотят большего внимания, хотят игру с этими пластилиновыми героями! А волонтер может быть к этому не готов…
Все это нельзя увидеть и понять за один раз, за одно-два посещения. И поэтому получается, что волонтер находится в длительном состоянии принятия решения. И это хорошо и это правильно. Очень важно, чтобы решение созрело, чтобы оно было настоящим и прожитым.
В какой-то момент волонтер сам себе говорит: «Да! Я свое место нашел, да, я отношения с людьми уже выстроил. Привык к охраннику, с другими волонтерами мы все поняли, даже встречаемся в кафе, обсуждаем. Координатор – человек своеобразный, но все-таки он с пониманием, он опытный, он меня многому научил. Да, я все-таки остаюсь» Но может так сложиться, что у человека перевесит недопонимание, ощущение, что это не то и будет принято решение уйти.
Волонтерам надо быть честными и прежде всего с самими собой. Кому-то из них может помешать уйти чувство вины. «Но ведь это же дети! Больные! Им плохо! Как же я уйду?!. Да, мне здесь ничего не нравится, мне здесь некомфортно! Да, меня как катком переехали, но все-таки ради детей я буду ходить!» Надо набраться смелости признаться себе, что такое волонтерство разрушительно и уйти. Все-таки дети в больнице или детском доме не брошены на улице. Есть и родители, есть персонал. Т.е. если волонтер уйдет, ничего смертельно страшного не произойдет. А вот если волонтер в такой ситуации останется, как раз с ним и может произойти нечто плохое. Быть честным и с собой, и с другими людьми – это важно. Сказать: «Вы знаете, все-таки это мне не подходит. Мне здесь некомфортно, я не могу». Никто такого волонтера не осудит. Будет понимание и даже сочувствие. Но что очень важно, будет и благодарность. Потому что любое участие в жизни детей – это то, что никто не может дать, кроме вас. Потому что всегда для любого волонтера находится какой-то ребенок или какая-то бабушка, которая дорожит именно им. И в этом смысле вот эта благодарность – и от волонтерской организации, и от самих подопечных – детей или бабушек – она обязательно будет.
Если волонтер в этой точке своего пути принимает решение оставаться, то, как правило, путь его будет достаточно долгим. Это может быть и год, и два, и три, и больше. Более того, перед человеком открываются серьезные перспективы человеческого, внутреннего роста, когда он действительно осваивает очень тонкую и в то же время глубокую тему личных отношений, особенно с теми, кому в жизни трудно: дети, старики, сироты… И это очень помогает волонтеру найти свое место в жизни.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.