Что нужно заключенным? Реплика волонтера тюремного направления Даниловцев
У заключенных в местах лишения свободы есть определенные запросы на помощь, и прежде всего на общение. Помощь заключенным в этом случае – непростая задача. Эти запросы отличаются в зависимости от пола и возраста. Рассказывает Екатерина Азисова, психолог движения «Даниловцы», волонтер групп переписки с заключенными и Можайской колонии.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку ниже:
Письма, которые приходят в группу переписки с заключенными на адрес монастыря, большей частью содержат просьбы материального характера. На такие письма чаще всего волонтеры не отвечают. Заключенные просят выслать денег или лекарства. Иногда пытаются давить на жалость, иногда пишут об этом прямым текстом. Могут просить духовную литературу – и духовную литературу мы им высылаем. Бывает, что присылают документы на какую-нибудь свою бабушку, у которой, предположим, дом развален, и нужно срочно ей помочь – такого плана тоже бывают просьбы.
Есть категория заключенных, которым нужен друг. У них нет запроса на духовную переписку, но им очень важно иметь именно друга. Они это подчеркивают: «Я не хочу волонтера, я хочу друга! Который потом приедет ко мне в гости праздновать со мною Новый год, будет рассказывать о своей жизни и так далее». Им очень важна вот эта откровенность – ну, в некоторой степени откровенность – когда собеседник может поделиться тем, что с ним происходит, а не только подопечный будет что-то о себе рассказывать. И есть заключенные, которых интересует именно духовная переписка, ответы на духовные вопросы.
Что касается колонии для несовершеннолетних подростков, куда мы ездим в город Можайск, ребята не обозначают какого-то конкретного запроса. Они не очень понимают, что им интересно. Но по нашему опыту помощи заключенным им больше интересно играть и развлекаться. Когда мы проводим, например, коммуникативные игры, тренинги на командообразование, простые игры на сплочение коллектива, где они могут друг с другом поговорить, им это весело, они отвлекаются, и как правило потом просят в следующий раз провести какие-нибудь похожие игры. Был положительный опыт проведения дискуссий, но это зависит от коллектива. Был опыт, когда ребята не откликнулись, и был опыт, когда ребята просили в следующий раз тоже устроить дискуссию.
Что касается женской исправительной колонии (это взрослые женщины от 18 лет), помощь заключенным – это ответ на конкретные запросы. Первый – это личностный рост, и второй запрос – это выстраивание отношений с близкими. Они очень переживают по поводу того, как быть после освобождения, как взаимодействовать с детьми, особенно если это подростки. Как воспитывать подростка, если он может сказать: «Мама! Ты сидела в тюрьме, и ты учишь меня жить?». Как общаться с зятьями, братьями, со своими родителями? Это очень сильно тревожит их. Бывают и духовные запросы – на тему смысла жизни, например.
Волонтеры, которые оказывают помощь заключенным, как правило, стараются поддержать общение, удовлетворить потребность в общении своих подопечных. Даже если подопечный на духовное общение запроса не делает – как-то постараться аккуратно подвести его к этому. Обычная беседа о жизни – это просто пустая трата времени, потому что есть заключенные, которым действительно очень важна именно духовная помощь, и мы стараемся делать акцент именно на таких.
Что касается поездок в колонию, то помощь заключенным – темы, и деятельность у нас разнообразные. Это и концерты, и мастер-классы, и фильмы им показываем, обсуждаем с ними эти фильмы. Мы стараемся формировать их интересы. Может быть, они просто не знают, что им что-то интересно, если им этого не показать. Мы стараемся работать очень разносторонне.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.