Типичные проблемы волонтера: опыт Даниловцев
Есть ряд типичных трудностей, через которые проходят практически все волонтеры, а именно: смущение – «я не умею», неумение сформулировать и сообщить о своих истинных возможностях, чувство вины перед больными детьми или сиротами, неумение делиться своими трудностями с координатором и другими волонтерами, конкуренция за ребенка с родственником или другим значимым взрослым. Советы волонтерам – от координатора по сопровождению волонтеров Добровольческого движения «Даниловцы» Андрея Мещеринова.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку ниже:
Главная проблема волонтера – то, что волонтер смущается, что он ничего не умеет. И он не понимает, что это огромная ценность для нашего подопечного. Потому что подопечный очень рад научить тетю или дядю рисовать, плести фенечки, лепить… Я помню, у нас была женщина-волонтерка, она была женою дипломатического работника из Франции, и она очень плохо говорила по-русски. Она очень стеснялась идти к детям, и первый её ребенок, с которым она познакомилась, был ребенок с ДЦП, который очень плохо говорил и очень этого стеснялся. Когда он увидел взрослого человека, который плохо говорит по-русски, то он ободрился, и у них получился совершенно замечательный диалог.
Очень распространенная проблема – то, что волонтер стесняется сформулировать то, на что он готов, и о своих намерениях он не сообщает не только окружающим, но и себе самому. Проблема в том, что волонтер запирает себя в чувстве вины. Например, волонтеру комфортно приходить раз в неделю – но он очень хочет ходить два раза в неделю. И он говорит координатору о том, что он будет очень стараться ходить два раза. И в таком случае, пропустив один раз, он будет себя чувствовать виноватым перед детьми и перед координатором. Гораздо проще сказать: «Я могу совершенно точно регулярно ходить раз в неделю. Если вдруг несколько раз в месяц у меня получится больше – то я напишу!» Это та же самая ситуация, только человек будет себя чувствовать иначе.
Ещё одна проблема волонтера – то, что волонтеры поначалу очень хотят, чтобы деятельность была яркая, и они начинают приобретать что-то на собственные средства. Они задумывают какие-то мастер-классы, начинают покупать какие-то дорогие вещи, дорогие игрушки. Мы просим их этого не делать, ведь это не всегда хорошо действует. Мало того, что мы таким образом формируем некоторое потребительство у наших подопечных, так потом наступает момент, когда волонтер не будет иметь такой возможности (не зашел в магазин, не принес), и он приходит к детям, говорит, что сегодня мы просто полепим или сделаем аппликации из цветной бумаги. А дети уже начинают кривить лица: «Как это так! Ты нам не принес ничего интересного!» Человек себя чувствует виноватым перед детьми. Это ситуация, которую человек сам себе создал, и лучше до этого не доводить.
Ещё одна расхожая проблема волонтера – это чувство вины. Оно часто возникает, когда мы не можем усыновить ребенка, когда мы не можем помочь ребенку выздороветь, когда мы не можем его поддержать и изменить его жизненную ситуацию. Бывают волонтеры, которые чувствуют себя неудобно, что они радуются-бегают-прыгают-веселятся, в то время как их маленький друг прикован к постели. Здесь тоже нужно очень внимательно отнестись к себе. Безусловно, если волонтер – человек верующий, можно молиться о подопечном, можно каким-то образом его поддерживать… Но нужно понимать, что мы сейчас вместе оказались в этой ситуации, и что мы можем оказывать друг другу поддержку, и что это тот момент, когда мы оба можем дать друг другу что-то очень ценное, и ни в коем случае не чувствовать себя виноватым.
Ещё одна проблема заключается в том, что волонтер очень много держит в себе. Ему не так просто поделиться с другими волонтерами тем, что ему сегодня было не так-то и просто с каким-то ребенком, что его испугало поведение или рассказ какой-то мамы. Человек думает, что это что-то с ним не то, и таким образом испытывает большой дискомфорт. Обязательно нужно делиться. С координатором, если что-то личное; или проговаривать что-то с волонтерами, потому что на самом деле подобный дискомфорт, подобные проблемы могут испытывать и другие члены группы. И совершенно нормально по дороге домой или по окончанию посещения это всё проговорить.
Тоже большая проблема – общение с родственниками (мамами) подопечных в больнице. Нам очень просто стать доброй, понимающей мамой на полтора часа. Мы видим, как мамы срываются, как они ссорятся с ребенком… Ни в коем случае нельзя вступать в конкуренцию с родителями. Родитель прав. Родитель знает своего ребенка лучше. Бывает, что мы можем для себя, с нашей колокольни понять, что на данный момент поведение родителя было неадекватным. Мы можем это оставить при себе, мы можем поделиться этой проблемой с нашим координатором, но ни в коем случае не нужно пытаться исправлять поведение мамы. Также бывает конкуренция за ребенка, когда, например, идет какой-то мастер-класс, вы уже начали что-то делать, и вдруг к ребенку из другого города после работы приехал папа. Вы должны быть тем человеком, который уговорит ребенка пойти к папе. Доделать эту поделку самому – и подарить её потом ребенку. Но ни в коем случае не конкурировать за ребенка со взрослым человеком. Также проблема, когда волонтеры каким-то образом хотят вмешаться в лечебный процесс, в процесс социализации этого ребенка… Здесь тоже надо понимать свои и чужие границы и ни в коем случае их не нарушать. Вот, наверное, самое необходимое.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.