Быть координатором волонтерской группы. Реплика координатора Даниловцев
Каково это – быть координатором группы? Что входит в обязанности координатора? С какими трудностями может столкнуться координатор? Об этом рассказывает Анастасия Коломина (Лямина), координатор волонтерской группы движения “Даниловцы” в детско-подростковом отделении наркодиспансера №7 (“Квартал”).
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку ниже:
Координаторство, наверное, заключается в том, что ты становишься на ступеньку выше в своем развитии, как в профессиональном, так и в человеческом. Потому что если ты находишь подход к детям, то далеко не факт, что ты найдешь подход к взрослым людям. И наверное одна из самых сложных моих задач как координатора – это взаимодействие со взрослыми.
Необходимо распределить, какие обязанности каждый волонтер будет выполнять, следить за тем, чтобы волонтер не выпадал из процесса. Следить за тем, чтобы дети не одолевали бедного волонтера и не накидывались всем скопом. Потому что бывают волонтеры, которые больше нравятся детям, бывают волонтеры, которые меньше нравятся детям. Это зависит от частоты посещения, от харизмы волонтера, от способности его раскрыться. Я бы определила координаторскую миссию как шефство. Т.е. ты переключаешься с детей-детей на взрослых детей. Но у тебя остаются те же обязанности: организация досуга этих людей. И координатор, как курочка-наседка, ни на кого не может сердиться, должен всех собирать, каждому правила рассказать несколько раз, каждому показать, на вопросы ответить, характеристики дать, обратную связь послушать… Может быть, посмотреть, если волонтер не видит, что именно здесь он не находит себя, может, у него есть какой-то внутренний диссонанс… Волонтерство – это очень сложный вопрос для каждого, это для каждого человека индивидуально. Есть люди, которые в принципе не готовы делиться своими переживаниями о своем волонтерстве, не писать отзывы, не рассказывать родным. Я, например, была из того же числа людей. Очень сложно понять, что же творится внутри у таких волонтеров, и насколько им комфортно.
Координаторство я бы подразделила на два таких аспекта: первый – это работа непосредственно с волонтерами вживую, это собеседования с будущими волонтерами, это сопровождение, это нахождение подопечного для волонтера или волонтера для подопечного. И второй – это работа с документацией: составление отчетов, слежка за тем, чтобы были отзывы, чтобы все фотографии были в нужных альбомах. Это постоянное самосовершенствование, совершенствование программы, по которой ты работаешь. Мне кажется, нельзя остановиться и сказать: «Вот, я начальник, а вы всё делайте что-нибудь, а я буду просто сидеть и начальствовать». Я также ищу какие-то программы по работе с детьми, ищу поделки, т.е. всячески помогаю нашей группе расти.
Всегда ставьте перед собой какие-то задачи, потому что вам потом будет легче понимать, куда вы двигаетесь, и если у вас будет какой-то застой или эмоциональный упадок, вы всегда сможете посмотреть в план и сказать: «Ага! Вот я это записал, и мы сделали это, это и вот это. И уже пора сделать грамоту и повесить на стену, потому что мы выполнили свой план, осталось всего несколько пунктов». Если вы заранее знаете, к чему вы идете, это помогает распределить ваш ресурс – финансовый, душевный, настроенческий.
Не нужно бояться ответственности, потому что она дает вам новые возможности. И если вам предлагают координаторство в волонтерской группе, а вы считаете, что вы недостаточно квалифицированы, вы всегда можно прийти и в «Даниловцы», пройти тренинги, посоветоваться с другими координаторами… Не предела совершенству, нет предела росту, так что не бойтесь, растите, делайте доброе дело!
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.