Как общаться с детьми в больнице? Советы координатора Даниловцев
Как общаться с детьми в больнице? Есть ряд важных правил, которые делают общение комфортным для всех. Рассказывает Татьяна Сабрекова, координатор группы Добровольческого движения «Даниловцы» в Морозовской детской городской клинической больнице.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку ниже:
Это очень интересный и глубокий вопрос. Потому что, наверное, чем больше ходишь к детям, тем больше понимаешь, как с кем общаться. Сначала всё кажется таким спонтанным, естественным… Вроде перед тобою такие же люди, как и ты. На самом деле это так и есть: это обычные люди, которые просто попали в больницу. На мой взгляд, не стоит к ним относиться как к совершенно беспомощным или каким-то очень сильно травмированным. Да, действительно, есть определённый порог, уровень травмы и волнения у этих людей. Но в принципе я не стала бы относиться к ним чересчур бережно. Люди не любят, когда их сильно жалеют или заботятся о них. Всё хорошо в меру. Мне кажется, всегда важно оценивать, что за ситуация сейчас. Иногда, если ребёнку не комфортно или больно, его можно спросить: «А как с тобой надо быть сегодня? Что у тебя болит?»
Конечно, очень важно, где вы общаетесь. Например, происходит это в игровой – или это происходит у них в палате? Бывают разные зоны, в разных больницах это реализовано по-разному. Игровая или рекреация, где происходит творческий или игровой процесс, который проводят волонтёры – для меня это всё-таки пространство волонтёров. То пространство, которое они задают и они контролируют, за которое они ответственны. И именно это даёт им шанс устанавливать свои правила в этом пространстве. Когда волонтёры (или больничные клоуны) входят в палаты, то там всё несколько иначе. Палата – это территория родителей и детей, которые болеют. Это их пространство, и волонтёры в нём – гости.
Про детей. Надо общаться с ними так, будто они – обычные дети. Дети, которые хотят играть, хотят общаться и видеть рядом с собою друга или подругу, или, может, старшую сестру или брата. Потому что родители и врачи рядом с ними есть, есть некая «взрослая» составляющая, которая их оберегает, заботится о них, волнуется. И часто детям не хватает такого лёгкого позитива, простого общения не на больничные темы. И волонтёру важно выступать именно в такой вот роли. Но в роли старшего! Это очень важно, потому что приходишь, например, к подросткам – и иногда хочется с ними слиться, весело играть… И сначала они принимают тебя как друга и могут попытаться немного сдвинуть твои границы, задавая какие-то свои правила. Тут важно сказать: «Да! Всё правильно. Я – ваш друг. Но главное тут – я, мы, общее пространство, в котором всем должно быть комфортно. Мы за это отвечаем, поэтому есть вот такие правила». Структурирование пространства – это очень важная функция волонтёров. Чтобы было комфортно всем, а не только одному-двум. В конечном счёте правила и ограничения только успокаивают людей, а не тревожат. Тогда всё хорошо, вся группа и все дети радостные, и никто никому не мешает.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.