Мотивация волонтера и профилактика выгорания. Реплика координатора
Как трансформируется со временем мотивация волонтера? Как верное понимание своей мотивации поможет избежать эмоционального выгорания? Какие еще методы могут помочь волонтеру разобраться в себе? Рассказывает Татьяна Сабрекова, координатор группы в Морозовской детской городской клинической больнице.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку ниже:
Важная для меня тема – про мотивацию волонтера и о том, как избежать эмоционального выгорания. Волонтер помогает безвозмездно и много отдает. И чтобы не «отдать себя» сверх меры, важно понимать, зачем ты приходишь, какова твоя мотивация. Сначала, когда волонтер-новичок только приходит, мотивация может описываться очень глобально: «помочь детям» или «помогать людям». Начинающий волонтер пока не очень понимает, зачем ему это надо. Сначала это скорее порыв, эмоция: «Хочется отдавать! Хочется нести добро! Хочется помогать!». Глаза у начинающего волонтера горят, и конечно важно поддержать его в том, что есть вот такой замечательный человек, который хочет делать много хорошего.
Важно понимать, что со временем мотивация волонтера меняется. Мотивация постоянно трансформируется, проходя разные стадии, разные этапы. Волонтер из новичка превращается в стабильного волонтера, затем в опытного волонтера. Есть мнение, что есть некий «цикл волонтерства» – год или два. Мне кажется, что это сугубо индивидуально. Это зависит от самого волонтера, от его мотивации, от понимания, зачем он здесь находится, и от способности себя поддерживать как самостоятельно, так и с помощью других людей.
Мотивация – это понимание того, зачем я здесь. Рефлексия на предмет того, что именно не понравилось на сегодняшнем посещении, можно постараться понять, а почему именно это произошло. Что я могу изменить для того, чтобы стало иначе, чтобы мне больше нравилось? Важно не закрывать на это глаза, быть внимательным к себе в своих чувствах. Можно спросить совета у группы и у координатора. Сказать: «Знаете, у меня такая вот ситуация. Что-то мне не хочется ходить» или «У меня пропал интерес». Такого волонтера можно направить в другую группу, изменить его обязанности. Такие волонтерские трудности могут возникать по разным причинам, и волонтер их может понимать, а может и не понимать. Но важно попытаться в них разобраться.
Волонтеру важно не идти за границы своих возможностей и ответственности, а делать то, что ты можешь делать. Важно осознавать, до какого края, до какого предела ты готов. Это может быть одно посещение в неделю, или два, или три, или человек может думать, что он готов ходить каждый день. На самом деле это неправда. У каждого человека существует какой-то свой порог в плане того, как далеко он может ездить, сколько времени он готов посвятить волонтерству, сколько эмоционального ресурса он может потратить сегодня. Может быть, именно сегодня волонтеру хочется просто поиграть с детьми, не включаясь глубоко в какие-то душевные разговоры. Всё время должна происходить своеобразная настройка: «А что я могу? Именно сегодня? Как я могу это отрегулировать?». Эта внимательность к себе позволяет сохранять настрой на работу, внутреннюю энергию, желание продолжать. И если какой-то героический подвиг всё-таки произошел, важно после этого дать себе расслабиться, сказать про это координатору или другим волонтерам. Не перегружать себя ещё больше, если вы и так уже перегрузились. Потому что может быть такой откат, что вообще больше волонтерить не захочется, потому что слишком уж много было взято на свои плечи. Это прекрасно в плане подвига, но координатору и группе всегда важнее постоянность, чтобы волонтер ходил дольше, чтобы он был в ресурсе, радостный, счастливый и довольный. Важно, чтобы волонтер поддерживал себя и многое про себя понимал.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.