Как научиться правильно помогать детям-сиротам и не только? Опыт волонтера-Даниловца
В блоге добровольческого движения Даниловцы на сайте «Эхо Москвы» опубликован очередной материал.
HR-специалист и первая выпускница Школы социального волонтерства, cозданной Добровольческим движением «Даниловцы», Виктория Невская — о том, почему неумелое хождение в детдома портит детей и о том, почему школы для волонтеров не просто нужны, а остро необходимы.
Я работаю в крупной производственной компании. Отвечаю за управление персоналом. Организовываю найм и увольнение сотрудников, их перемещения на другие должности внутри компании, разрабатываю и применяю системы оплаты труда и программы материальной мотивации.
Cтараюсь распределять время. Прежде всего, чтобы его хватало на общение с детьми. У меня их двое: десятилетняя дочка и сын, которому два с половиной года. Дети для меня главное, но и про себя не забываю. Салон красоты два раза в месяц – обязательно, как на работу. Раз в неделю — занятия с персональным тренером: бегаем или просто делаем упражнения на улице. Регулярно хожу в кино, театр, учусь играть на ханге (это такой музыкальный инструмент). Рисую иногда. Где можно, стараюсь брать с собой детей. Мне с ними хорошо.
По воскресеньям я в качестве волонтера группы «Даниловцев» посещаю ДДИ №15, отделение «Милосердие», где воспитываются дети с серьезными физическими и ментальными ограничениями. Наша задача – помогать персоналу организовывать прогулки с детьми. Для персонала это довольно трудоемкий процесс, потому что дети не ходят и их нельзя вывести на прогулку группой. Каждого индивидуально, в коляске. Соответственно, рук штатного персонала на организацию регулярных прогулок всех детей просто не хватает. Волонтеры приходят, чтобы дети имели возможность чаще бывать на улице.
Пройдя путь спонтанного одиночного волонтерства, я поняла, что надо искать другие формы
Я вообще давно этим занимаюсь, лет пятнадцать уже. Но раньше я делала все это как-то по наитию. Выраженная потребность помогать сформировалась с рождением первого ребенка. До этого тоже сопереживала, деньги жертвовала в помощь детским домам, но все это было как-то абстрактно. А потом родилась дочь. На своем примере и примере многих знакомых женщин я заметила, что материнство открывает в женщине какие-то глубины сострадания, особенно к детям. Чужие перестают быть чужими, страдания обездоленных детей как-то невольно проецируешь на своих, родных, маленьких, беспомощных. И ужасаешься уже совсем по-настоящему. И запускаются внутренние механизмы – срочно надо защитить, помочь, исправить. Начинаешь искать возможности, как реализовать эти потребности и принести реальную пользу. Я шла по этому пути методом проб и ошибок. И была не очень довольна результатами. И где-то подсознательно искала наставничества в этой сфере, поддержки. Встречаться с чужой болью без помощи ведь на самом деле очень страшно, сразу хочется убежать, абстрагироваться, переключиться на хорошее. Но от себя не убежишь, потребность помогать, единожды сформировавшись, уже никуда не девается. Пройдя путь спонтанного одиночного волонтерства, я поняла, что надо искать другие формы. И нашла через Интернет Школу социального волонтерства «Даниловцев».
Такие Школы не просто нужны, а остро необходимы!
Школа социального волонтерства и вообще «Даниловцы» сами по себе – это мой лучший опыт волонтерства за все годы этой деятельности. Они дали и дают мне все то, в чем я нуждаюсь, чтобы реализовывать себя в этой сфере: теоретические знания, практику, организационную и психологическую поддержку, среду единомышленников, уважительное отношение, вдохновение искать новые формы помощи тем, кто в ней нуждается.
Нужны ли такие школы? Мой ответ однозначен – не просто нужны, а необходимы! Это как с усыновлением – нельзя усыновить ребенка, пока не обучишься в Школе приемных родителей. На мой взгляд, здесь уместна аналогия: прежде, чем стать волонтером, будет правильно пройти системное обучение и наставничество в такой школе, как у «Даниловцев». Чтобы не наломать дров впоследствии. Чтобы по незнанию не причинить вред подопечным и самому себе. Чтобы помогать штатному персоналу социальных учреждений, а не создавать им дополнительные проблемы своей неструктурированной активностью. Чтобы не выгорать. Чтобы на все хватало времени. Чтобы научить своих детей быть социально отзывчивыми и эффективными одновременно.
Добрые намерения не так просто превратить в по-настоящему добрые дела, как кажется на первый взгляд
Проверено на себе. Что касается качества обучения в Школе социального волонтерства, могу сказать следующее: у «Даниловцев» это очень правильно и эффективно организованный процесс. Занятия проходят в удобное время по вечерам, их можно совмещать даже с полной занятостью на работе и семейными делами. Теоретические и практические занятия воспринимаются легко и с интересом, потому что материал подобран и преподается настоящими профессионалами и опытными волонтерами, точно знающими, о чем они говорят. В Школе царит дружественная и теплая атмосфера, в которой легко учиться и раскрывать свой потенциал. А практика в подшефных социальных учреждениях вообще бесценна – взаимодействие с персоналом отлажено, группа скоординирована, наставник всегда рядом, когда нужен совет или поддержка. Я горжусь, что окончила эту Школу. Я очень благодарна Юрию Белановскому, Лидии Алексеевской, Андрею Мещеринову и другим даниловцам за бесценный дар знаний, опыта и общения, который я получила и продолжаю получать от них. Всем рассказываю и очень рекомендую учиться в Школе, если есть желание стать надежным волонтером.
Не нужно ходить в детдома, чтобы раз в жизни пожалеть сироту
Уже известно следующее: детям в детских домах спонтанная краткосрочная активность волонтеров приносит скорее вред, чем пользу. Потому что такой подход только усугубляет те системные проблемы, которые характерны для детей в российских детских домах: иждивенческую жизненную позицию, отсутствие навыка создания постоянных близких отношений, ограниченную социализацию. Компетентные в данном аспекте люди везде говорят и пишут, что сиротам нужно совсем другое. Длительное стабильное квалифицированное наставничество и участие, долгосрочные отношения с людьми, содействие в адаптации и социализации после выпуска из детского дома. Волонтеры нужны в детских домах. Просто они должны быть подготовлены, организованы и нацелены решать реально существующие проблемы, а не руководствоваться примитивной мотивацией «пожалеть сиротку». Миссия «Даниловцев», кстати, направлена именно на это. Чтобы это понять, достаточно посмотреть их сайт www.danilovcy.ru, ознакомиться с материалами и статьями. Основная мысль очень простая — если хочешь помочь по-настоящему, потрать время на осмысление и изучение вопроса прежде, чем бежать что-то делать. Осознай, что на самом деле будет полезно, научись это делать, заручись поддержкой единомышленников и профессионалов, будь стабилен. Тогда будет польза для всех. Вредно не волонтерство, а неосмысленная, спонтанная деятельность, даже из добрых побуждений. Как и в любой сфере.
Текст Анны Рымаренко