Тюремное волонтерство: как оно устроено? Личный опыт координатора Даниловцев
Информационный портал “Приходы” опубликовал статью о работе с несовершеннолетними правонарушителями волонтеров Добровольческого движения “Даниловцы“.
«Когда-то я был абсолютным эгоистом, все делал для себя. Работал в рекламе и катался по всему миру», – вспоминает Константин Ренжин, координатор группы волонтеров, посещающих Можайскую воспитательную колонию для несовершеннолетних. Константин рассказал о том, как пришел к Православию, поступил в «Даниловцы» и о позитивном влиянии добровольцев на ребят, совершивших тяжкие преступления.
Когда-то я жил исключительно для себя. Увлекался путешествиями. Был в 60 странах. Объездил почти всю Европу. Посетил Индию, Китай, Непал, Марокко и др. Был в Южной и Центральной Америке. Много ездил по России. Меня больше интересовали не природные красоты, а разные города, особенно храмы: буддийские, индусские, китайские и всякие другие. Нравились готические соборы и древнерусские памятники архитектуры.
Оказался в Греции. Это была единственная православная зарубежная страна, в которую меня занесло. Так получилось, что попал в Метеоры. Это горы необычной формы и наверху – монастыри. Меня там все поразило. Тишина и покой, для туристов был не сезон. Я ходил, впитывал атмосферу места, вошел в храм и как-то непроизвольно стал креститься, хотя не был крещен на тот момент. И стало казаться, что всё это мне близко. Сидел на горе, передо мной была такая красивая панорама, и вдруг что-то почувствовал. Пришло понимание, что Бог существует. До этого были отвлеченные теоретические познания. Какой именно Бог и какой дьявол – не разбирался. А там вдруг осознал, где искать Истину.
В Салониках зашел в собор, увидел довольно развязных туристов, и они мне как-то не понравились. Но я понял, что и сам такой, с фотоаппаратом и в шортах. А рядом были совершенно другие люди, которые не стеснялись показывать свою веру, поклонялись святым, заботились о душе. Потом поехал в Стамбул и там случайно познакомился с семьей православных из России. Они рассказали, что отправились на экскурсию в Айа-София. Турок-экскурсовод стал рассказывать какую-то ересь, мать семейства возмутилась, и они отделились от группы. Мы решили ходить по городу вместе. Неожиданно появился русскоговорящий грек, который предложил экскурсию по православным местам Стамбула. Меня как будто что-то вело за руку тогда, все чудом совпало. Увиденное подтолкнуло меня к пониманию. Такая мусульманская страна, мечети, а внутри – почти подпольное Православие. Там не так, как у нас: стоят храмы красивые, нет. Все они – в узких переулках, в полуподвалах. Заходишь – древние иконы. У нас с этой женщиной произошел разговор. Я рассказал про книгу, в которой прочел, что Христос жил в Индии и похоронен там. А она воскликнула: «Какая могила? Он же Бог!». И тут я задумался: а те ли книги я читал?
Когда вернулся в Москву, моя мама ни с того ни с сего сказала: «Тебе нужно креститься». Она сама тогда Библию не читала и в церковь не ходила. После Крещения у меня было такое состояние, будто на крылышках летал. А я-то думал, что на меня правила не действуют. Откуда-то возникло понимание, что кое-что из музыки и литературы нужно выбросить на помойку, так как они откровенно в сатанизм тянут. Коллекционировал я музыку разную. Хард-рок мог под настроение послушать. Потом как-то противно стало. И книги кое-какие повыбрасывал. «Откровения скинхеда», например, или что-то про оккультизм. Жалко было несколько красивых томов Блаватской выбрасывать. Хотя гадость, конечно. В свое время я и такое почитывал. В Индии много было возможностей уйти в дебри. Когда видел туристов, которых окуривали язычники, мне становилось их жаль. Какие-то они были одурманенные, ушедшие мозгами в далекие дали. Мне же невозможно что-то внушить. К вере подхожу осознанно. В восточных философиях часто практикуется отдание себя какому-то гуру. И ты начинаешь вариться в навязанной тебе каше. Йога тоже вроде бы должна стресс снимать, а мне она ничего не снимает, а наоборот: еще больше напрягает. Наверное, у меня сильный Ангел-Хранитель. В Православии, если правильно подходить ко всему, ты – совершенно свободный человек.
Вскоре стал ходить на богословские лекции. Во время одного из занятий услышал о волонтерском движении «Даниловцы». А мне хотелось общаться с единоверцами. На презентации познакомился с координаторами и волонтерами, выбрал группу переписки с заключенными. Позже сам стал координатором группы волонтеров. Начали посещать Можайскую колонию.
Евангелие об этом прямо говорит: «В темнице был, и вы пришли ко Мне» (от Матфея 25 лава). Волонтерство – прямое христианское дело. Проповедь через переписку хороша, но она не очень наглядная и действенная. Я пишу человеку, а там, рядом с ним, сидит сосед по камере и что-то совершенно другое говорит. Когда же видишь живого человека – это прямая передача опыта. В Можайской колонии сидят ребята, которые совершили преступления тяжелого характера: насилие или наркотики. Они совершили большой грех в своей жизни, который еще и законом наказывается. Некоторые ребята совершенно незрелые, они попали в эту ситуацию потому, что их жизнь изначально была построена в неправильном русле. Если бы они жили в нормальных семьях, где их любят мама с папой, неужели бы они совершили бы то, что совершили? Поймите: все зло из-за отсутствия любви в семье.
Государство, как известно, отделено от Церкви. И оно не ставит задачу духовного просвещения заключенных. Никто, кроме церковных людей этим заниматься не будет. Это личное дело каждого, находящегося на своем месте (начальника колонии, воспитателя, кого-то из охраны ). Как люди верующие они могут попытаться настроить этих ребят, что существуют рай и ад, добро и зло. А государство действует с точки зрения «нарушил – зло, не нарушил – добро». Поэтому волонтеры – это очень важно. Они – не государственная организация. Это просто люди, которые приходят к заключенным по доброй воле. Помимо государства, мы как христиане, как люди, пытаемся привести заключенных в нормальное состояние и мировоззрение. Такова наша миссия.
Я не говорю, что не нужно проповедовать напрямую. Но для этого в колонии есть храм, есть священник, который приезжает и читает им проповеди. Условия для того, чтобы изучать Евангелие, есть. Другое дело: они могут этого всего не хотеть.
Мы, волонтеры, являемся для них примером людей, которые чего-то достигли. У нас есть некие блага, мы им, например, книги, подарки разные привозим. Мы – люди из другого мира. Одна преподаватель нам сказала: «Ребята могут ничего не вылепить из глины, но уже то, что они её мнут, может настроить их на созидательный лад». В среде маргиналов отношение к труду такое, что это ниже их достоинства. Надо как можно меньше работать и как можно веселее жить. А тут вдруг на мастер-классах им показывают, что труд может быть увлекательным.
Проводили как-то мастер-класс выжигания по коже. Уникальный случай когда, с разрешения администрации, привезли ножи и выжигательные аппараты. Ребята увидели, что они могут сделать вещи, которые потом не стыдно продать и даже заработать на этом. У таких людей ум достаточно практичный. Они думают, на чем заработать, когда выйдешь. Вещи, которые делают заключенные, мы часто забираем и увозим. Например, они делали красивые букеты из бумаги для праздника «Белый цветок» в Марфо-Мариинской обители. То, что они сделали кому-то радость, случается, их окрыляет. И вот это ощущение, что ты кому-то сделал добро, нужно в них развивать.
Православие должно быть в основе духовного развития и воспитания заключенных. Наша поддержка – это работа с душой. В чем суть воспитания? Можно словами говорить: это добро, а это зло. Но судя по тому, к какому опыту ребята пришли, их сложно воспитать какими-то словами. Иисус Христос говорил, что для вас уготовано Царство Небесное. Зароете вы свои таланты или не зароете – это ваше личное дело. К чему в итоге придете – зависит от вас, потому что вы – свободные люди.
Многие заключенные становятся верующими уже по факту того, что они в тюрьму попали. Тюрьма останавливает их беспорядочное движение по жизни, и они начинают задумываться: как я жил. Время заключения нужно тратить не на подавление личности, а на ее развитие. То, что он сделал ужасный поступок, не говорит о том, что он совершенно конченный, и никуда ему дороги нет.
Волонтеры самим фактом своего существования наталкивают заключенных на определенные мысли. Представьте, что человек, никогда не видевший детей, приходит в детский сад. Там он видит детей, которые бегают, радуются, сверкают глазами, и душа начинает возвышаться. Он видит людей относительно чистых или хотя бы стремящихся к чистоте. И не в словах, а на деле. Мы ничего не навязываем, не проповедуем, но если спрашивают, всегда готовы к общению.
Мы в колонии смотрели кино «Цирк бабочек». Кино про инвалида без рук и ног, который женился и достиг успеха. Идея фильма в том, что люди способны преображаться, подобно тому, как вредная гусеница перерождается в бабочку. Это и образ нашего мира: живем мы в несовершенном мире, полном зла. Но стремимся в Рай, где зла нет. И смерть – это переходный этап. Человек, существо неоднозначное, становится жителем Царства Небесного. Мне удалось, на мой взгляд, донести до ребят эту мысль. Я пригласил представителей молодого поколения, которые учатся в школе кино на режиссеров, операторов. По ходу того, что увидели, удалось найти общее понимание. Ребята, которых я пригласил, они были больше профессионалами, чем проповедниками. Они могли рассказать, как делать кино, как его продавать. Технически были очень подкованы. Мне же часто приходилось общаться на духовные темы. Не всегда получается cказать о главном. Нельзя приходить и говорить: «Вот, вы должны каяться или еще что-то должны». На это есть священник, которого они воспринимают как начальника, которого надо слушать. Есть еще воспитатель, которого если не будешь слушаться, отхватишь по полной. Но часто у них в одно ухо вошло, и из другого вылетело.
Мне удавалось что-то сказать и про таланты. Развитие талантов – богоугодное дело. Хотя евангельская притча о талантах говорит больше о благодарности Богу за Его дары, чем о том, что нужно профессионально развиваться. Когда делаешь что-то хорошее, Господь дает на это силы, если трудишься. Нужно обратить внимание, что одни люди верны Богу, поняли, что Он хочет. А человек, зарывший талант, сказал: «Вот тебе твоё» (Мф. 25:24-25), в смысле: «Ты мне, Бог, не нужен. Я сам по себе». За это он и был наказан. За то, что отвергал Бога. А кто вместе с Богом трудился над собой, чтобы преумножить таланты, получил награду.
Все, к чему нас призывал Христос: идти за Ним в Царство Небесное. Когда делаем добрые дела, то делаем не для себя одного, а для некой общности. Люби Бога и люби ближнего. Эти ребята не знают, что такое добро, зачем оно нужно, зачем делать какие-то добрые дела. Что это за идиоты какие-то, которые делают добрые дела бесплатно? За всё надо деньги получать. И тут им говорят, что добрые дела – это хорошо и вам самим полезно. Умножение талантов – это профессиональный рост. А если глубже понимать – то это о том, что ты должен быть с Богом.
Самое главное во всем, как известно, – любовь. Я переписывался с одним заключенным, а он потом пожаловался, что я как-то не так ему объяснил определенные вещи. Он задавал вопросы из разряда: снимать ли шапку в мороз каждый раз идя мимо храма и можно ли разрезать свечу пополам или нельзя. То есть, много беспокоился о внешним благочестии. А мне наш отец Иоасаф сказал: «Не нужно так много о мелочах, а нужно писать о самом главном – о Любви». Если любите Бога, а ближнего не любите, значит, Бога тоже не любите.
Можно делать добрые дела для удовольствия или тщеславия, но самое главное: чтобы вы это все делали ради Христа. Имели перед собой образ Царствия Небесного. Серафим Саровский говорил: «Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: «Всяк, иже не собирает со Мною, тот расточает».
Господь следит за человеком. Но если человек отвергает Бога, то Бог не будет его заставлять. Господь хочет всех спасти, в том числе и через лишение свободы. С одной стороны, это зло, а с другой, кто знает, может, это добро для кого-то. Весь наш мир – это тоже своего рода тюрьма. Временное бытие со злом. Есть в нем и война, и насилие. Мы можем не иметь к этому отношения, а можем иметь. Но мы в этом варимся. А тюрьма – это концентрированный мир зла. Чистилище, пройдя через которое, человек может понять что-то самое главное в своей жизни. И мы, волонтеры, помогаем это Главное осознать и применить.
Текст Анны Рымаренко
Источник: http://prichod.ru/aktualniye-voprosy/23367/