Чем опасен новый законопроект о волонтерстве? Мнение руководителя Даниловцев
Руководитель Добровольческого движения Даниловцы Юрий Белановский опубликовал новый материал в своем блоге на портале Сноб.
Новый законопроект о волонтерстве: захотим – и раздавим вас нашей госмашиной
Государство не оставляет попыток взять волонтерскую деятельность под свой контроль. На свет появился уже третий законопроект на эту тему. Предыдущие два были заморожены не столько по причине горячих возмущенных дискуссий, причиной которых они стали, сколько потому, что были по сути никому не нужны.
Автором нового законопроекта, о котором идет речь, стал депутат Шингаркин из партии «ЛДПР». О его «компетентности» говорит уже тот факт, что в новом законопроекте в принципе отсутствует слово «волонтер». А ведь это слово плотно вошло как в обиход, так и в законодательную сферу еще со времен Олимпиады в Сочи. Но депутат Шингаркин до сих пор не в курсе общепринятой терминологии.
Я понимаю, что с помощью этого документа хотят урегулировать законодательно сферу военного добровольчества, работающего в том числе и за пределами РФ. Эта сфера действительно нуждается в урегулировании. И положительные моменты в новом законопроекте есть. Но вреда, увы, гораздо больше.
Социальное добровольчество в этом законе не представлено вообще. Если отсутствует само понятие волонтерства, то, разумеется, нет речи и о его широком толковании в контексте оказания помощи, человеческого участия в жизни другого.
Весь ужас состоит в том, что
Если такой закон будет принят, он будет регламентировать всю (!) добровольческую волонтерскую деятельность. Специалисты, которые на протяжении многих лет работают внутри социального сектора, давно поняли: чем меньше волонтерство контролируют сверху— тем лучше. Хотя бы потому, что все те, кто пытается разработать механизмы контроля, не обладают даже базовыми знаниями о том, как вся эта система работает. Попытка законотворцев, имеющих отношение к силовым ведомствам или МЧС, формулировать правила для всех добровольцев, выглядит, как минимум, странно. А на практике и опасно.
Зачем душить общественные начинания?
У меня есть еще один вопрос: почему перед тем, как внести этот законопроект, его нигде не представили? Почему не обсудили назревшие проблемы с профильными организациями? Применять силу в одностороннем порядке и ставить людей перед неумолимым фактом — это вряд ли цивилизованно и гуманно. Для чего принимать законы, которые будут не развивать, а наоборот — душить какие-то прогрессивные общественные начинания?
Оставьте волонтера в покое. Он никому не должен априори
В этом законопроекте очень много говорится о юридическом договоре с добровольцами. Волонтеры воспринимаются как некие работники. Совершенно игнорируется принцип, что волонтеры — это партнеры, а вовсе не «мои сотрудники».
За волонтером должно быть оставлено право прекратить свою деятельность когда это ему заблагорассудится. На то он и волонтер! Он начинает работать, но или перегорает или жизненные обстоятельства меняются. Скажем, его мама или дочь заболела. Зачем обременять его договорами? Зачем этот казенный подход? Жесткий, негативный контекст трудовых отношений, в которые помещаются добровольцы, говорит о непонимании авторами законопроекта того, что они пытаются регламентировать.
НКО как бы не существует?
В законопроекте рассматриваются виды добровольчества. По сути, главным видом названо то добровольчество, что работает на благо государства и от имени государства. И в этот список явно не входит волонтерство, которое осуществляется посредством социальных некоммерческих организаций. И это опять странно, потому что всем, кто компетентен, очевидно, что в подавляющем большинстве волонтерские инициативы осуществляются именно при помощи НКО.
Государство хочет внедрить свой «Фейсбук»?
Особое место в проекте занимает такая тема как «информационная сеть добровольцев в сети Интернет». И что это будет – своя собственная, закрытая социальная сеть? Деньги из бюджета на этот волонтерский «Фейсбук» кому-то дадут. Но конкурировать с настоящими «В контакте», «Фейсбуком» невозможно. Никто не будет сидеть в этой новой социальной сети. Автор, думаю, это понимает. Зачем создавать что-то, что не работает и что нельзя проверить?
Мне, конечно, все равно, кто и на чем будет зарабатывать. Но сеть провозглашается чуть ли не обязательной. А это значит, появляется инструмент давления на волонтерские организации и волонтеров.
Волонтерский реестр — это абсурд
Есть еще одно очень важное и вредное предложение: говорится, что добровольцы должны быть занесены в какой-то специальный реестр — и если в них есть нужда, их будут брать из этого реестра!
Представьте: вы с друзьями хотите посещать детский дом, подготовили музыкальную программу для детей, даже серию учебных занятий. И вот в такой ситуации к вам можно будет придраться: а почему вы еще не в реестре?
Добровольчество — это что-то очень личное. Заранее составленные списки здесь не работают в принципе. Человек не будет работать в непонятном ему проекте. Это очевидные вещи. Вы доверились мне лично или нашему волонтерскому движению «Даниловцы» — и поэтому работаете под моим началом. Или еще под чьим-то. Если же вам напишет муниципальный депутат и скажет поехали сажать деревья – в 99% случаев вы никуда с ним не поедете.
Волонтеры — не служки государства
По этому законопроекту, волонтеры нужны, прежде всего, для оказания помощи государству. Основные организаторы – органы власти и госучреждения.
Недопустимо, чтобы основная движущая сила добровольчества – человек, помогающий другому человеку, становящийся к страждущему лицом к лицу – были столь жестко проигнорированы и даже растоптаны.
Благотворительность и социальная тема в этом законе, конечно, не запрещаются, но всем волонтерским социальным организациям дается понять: вы — никто и не будете нам указывать. Захотим – и раздавим вас катком нашей госмашины.
Чего же мы хотим?
Первое и самое главное. Существующего законодательства вполне достаточно, чтобы социальное и благотворительное волонтерство было законным, эффективным и развивающимся. Избыточные нововведения приносят огромный вред.