Как сократить текучку волонтеров? Советы эксперта
Пять важных шагов для руководителя, направленных на то, чтобы волонтер оставался в команде и максимально долго и качественно выполнял свою миссию. Рассказывает Юлия Силенко, в прошлом заместитель директора ресурсного центра «Мосволонтер», руководитель Дирекции «Года волонтера» в Москве (2013г.), член Ассоциации волонтерских центров.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку ниже:
Мне кажется, это тема достаточно важная с точки зрения работы с волонтерами: как их удерживать? Т.е. как сделать так, чтобы люди остались, были преданны, были заряжены, хотели делать добрые дела и делали их профессионально и качественно?
В первую очередь, конечно, нужно создавать систему управления волонтерами. Нужно понимать, что работа с волонтерской группой – это не просто спонтанное желание, а это управление человеческими ресурсами, и здесь действуют все механизмы и правила, которые есть в менеджменте, управлении и работе с людьми. Поэтому обязательно надо подумать о том, как будет выстраиваться работа с волонтерами, кто будет являться кураторами, как будет происходить оповещение волонтерских групп, какие регулярные встречи будут происходить.
Второе правило, которое работает на то, чтобы люди приходили и хотели остаться – это создание пространства, где волонтерам было бы комфортно находиться. И здесь подразумевается пространство не только с точки зрения места, где будет комфортно, где волонтер может передохнуть, где он будет чувствовать себя защищенным, где он сможет поговорить о каких-то проблемах и тревогах, которые у него есть – это, безусловно, важно! Но и пространство информационное, где люди могли бы общаться онлайн, задавать какие-то вопросы, где можно будет выкладывать какие-то информационные материалы, и волонтеры их смогут скачивать и читать, какие-то памятки или напоминалки.
Следующий момент – это коммуникация. Это очень важно, это фактически залог успеха. Потому что как только мы сталкиваемся с ситуацией, когда приходит волонтер, задает вопрос и не может получить на него ответа – он развернется и уйдет, и, скорее всего, больше не вернется. Поэтому выстраивание эффективной правильной коммуникации – это действительно очень важно.
Следующий момент – это атмосфера. Описать это сложно, потому что это на уровне чувств и эмоций, но люди всегда это ощущают. Если волонтер будет чувствовать нечто большее, чем «пришел – сделал дело – ушел», если будет командный дух, атмосфера – это заставляет людей возвращаться. Некая энергия, или заряд, если можно так назвать. Это создается с помощью неформальных встреч, отмечаний дней рождений, походов куда-либо, культурного просвещения, совместных поездок за город… Какие-то командообразующие истории, которые позволяют людям не только работать вместе, осуществлять волонтерский труд, но и создают дружеские и партнерские связи. Таким образом команда формируется на ценностных ориентирах, становится крепче.
Завершающий и тоже очень важный момент – это единые ценности и единые смыслы того, зачем мы приходим волонтерить. Нам часто кажется, что если волонтер пришел, то он уже ценностно-ориентирован, он уже понимает, зачем он это делает, и желания делать добрые полезные дела вполне достаточно. Зачем еще о чем-то нужно говорить? Но на самом деле мы ошибаемся, потому что у каждой волонтерской организации , у каждого благотворительного фонда так или иначе есть свои собственные принципы работы, свои ценностные ориентиры. Пусть они будут дублированы, но они будут произнесены вами, как руководителем, который ведет за собой эту большую команду. Это очень важно.
Это, пожалуй, основные шаги, которые следует предпринять, чтобы удержать волонтеров. Если шаги будут правильными, качественными, на совесть, то мы получим осознанного волонтера. И вот это ключевой момент. Потому что формирование осознанности это, как мне кажется, как раз залог того, что человек с вами будет максимально долго, максимально качественно и профессионально. Каждый из этих шагов должен вести к тому, чтобы волонтер осознанно приходил к своему личному выбору – быть волонтером и быть им именно в вашей команде, разделяя все принципы и ценности вашей работы.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.