Ирина Краснопольская: Во 2-й книге Даниловцев рассказывается о реальном опыте корпоративного волонтерства
Отзыв на книгу «Корпоративное и социальное волонтерство. Опыт брендов и мнения экспертов»:
В книгу «Корпоративное и социальное волонтерство. Опыт брендов и мнения экспертов» включены материалы от представителей коммерческих компаний, благотворительных фондов и НКО. Подробно рассказывается о реальном опыте организации мероприятий корпоративного волонтерства (КВ), о сложностях и барьерах, а также о положительных эффектах для всех заинтересованных сторон. Сразу нужно уточнить, что это издание является скорее сборником статей разных авторов, но никак не книгой одного автора, как обозначено в выходных данных книги.
Что книгу отличает от обычного сборника лучших практик в сфере корпоративного волонтерства? Во-первых, то, что в материалах присутствуют аналитика, волонтерские программы не просто описываются, но сделана попытка их оценить с точки зрения достижения целей компании, сотрудников и благополучателей. Во-вторых, в книге подробно разбираются возможности организации корпоративного волонтерства, зачем это нужно компаниям, как это можно сделать, как работать и мотивировать сотрудников, какие сложности и неожиданные эффекты могут быть. Это немного разбавляет обычную для описания корпоративного волонтерства практику обещания положительных эффектов для всех стейкхолдеров. В-третьих, сильной стороной сборника является подробная аргументация необходимости и роли НКО в корпоративном волонтерстве, не только для благополучателей, но главным образом для самой компании, для повышения социальных и корпоративных эффектов. Подробно рассказывается, что бизнес может ждать от НКО. В-четвертых, много и подробно написано про корпоративное волонтерство в детских домах и аналогичных учреждениях. Из описания «лучших практик» такой работы становится понятна специфика данной сферы, как и чем можно помочь, какие задачи могут решать корпоративные волонтеры, как их к этому готовить. Учитывая то, что волонтерство с детьми довольно популярное направление, взвешенный анализ сильных и слабых сторон обладает высокой значимостью для сотрудников компаний и менеджеров корпоративного волонтерства.
Вместе с тем, после прочтения книги не остается ощущения законченности. Напротив, учитывая колоссальный опыт авторов, сохраняется ожидание, что часть материалов могла быть более аналитического плана. Книга начинается с определений, часть из которых, как минимум, спорна. Например, корпоративное волонтерство это «организованная деятельность», в то время как в примерах далее приводится спонтанное или индивидуальное волонтерство. Вводится отдельное понятие социального волонтерства, направленного на помощь нуждающимся. Это, вероятно, отражает некие практики реализации КВ в нашей стране, но насколько необходимо выделять новое понятие, не понятно. Авторы, и, в особенности, представители компаний, минимальное внимание уделяют социальным эффектам – планируемым или реальным – от корпоративного волонтерства. Речь идет в основном об эффектах для сотрудников, для компании, но не для благополучателей. Социальный вклад КВ находится на периферии обсуждения.
Часть книги – это уже опубликованные интервью и материалы авторов. Эти материалы принципиально не отличаются от простой декларации положительных эффектов КВ, основывающейся на анализе зарубежных источников (без, кстати говоря, ссылок на первоисточники). При этом, западные исследования как подтверждают, так и опровергают наличие значимых эффектов. В нашей стране таких исследований практически не проводилось, отсутствуют обоснованные эмпирические свидетельства эффектов КВ в отечественной практике. Вероятно, интересной бы была рефлексия авторов относительно применимости и релевантности заявлений о положительных эффектах КВ в российских компаниях. В текущей редакции такая рефлексия и проблематизация корпоративного волонтерства, к сожалению, практически не встречается.
В целом, книга, конечно, не лишена достоинств. Это издание будет интересно и полезно тем, кто недавно занимается изучением или практикой корпоративного волонтерства.
Ирина Краснопольская, Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ