Личный опыт волонтерства с особыми детьми. Реплика координатора в ДДИ 24
Виктория Дороничева, ныне координатор волонтерской группы “Даниловцев” в Детском доме-интернате для особых детей N 24 , а в прошлом волонтер, делится воспоминаниями о начале своего пути и первой встрече с подопечными. Очень эмоциональный и трогательный рассказ!
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку ниже:
Я всегда мечтала отдавать кому-то свои заботу, любовь и внимание. Честно скажу, я про волонтерство практически ничего не знала. Однажды я приехала в Даниловский монастырь, гуляла там и уже на выходе из монастыря увидела объявление: “Детям в больнице нужны не только лекарства». Мне стало интересно, что имеется в виду, про что это говорят. Меня это задело.
Придя домой, я первым же делом стала искать в интернете: “Что это такое – движение “Даниловцы”? А кто эти люди, что они делают?”. 18 действующих групп – то есть, это колоссальная работа, где очень большое количество волонтеров, координаторов, которые еженедельно помогают детям: приюты, больницы, детские дома-интернаты… И я поняла, что каждый человек может найти то, что ему по душе.
Я поняла, что хочу тоже попробовать себя в роли волонтера. Я долго переживала, думала: “А как это будет? Получится у меня, не получится?”. Я всё-таки решилась, оставила на сайте свою заявку на собеседование. Приехала в офис.
Первое время я растерялась, не могла понять, какую именно группу мне выбрать. В принципе, все группы мне чем-то понравились, но я выбрала группу ДДИ-24, потому что это дети, которые, к сожалению , без родителей. Как мне казалось, что детишки в больницах – они все-таки с родителями, и им в этом плане полегче, а ДДИ-24 – это дети умственно отсталые, и там большое количество детей без родителей. Не знаю, меня как-то притянула эта группа.
Я посмотрела эти фотографии, они меня очень растрогали – и вот, мне захотелось попробовать себя в качестве волонтера именно в этой группе. Я очень сильно переживала: “Найду ли я контакт с этими детьми? А какие они, эти дети?”. На тот момент я не общалась никогда с такими детишками. И было непонятно: “Как там вообще? Во что они там играют?”. То есть, это же не такие дети, как все, они с особенностями. Каждый из них – особенный ребенок.
И вот я поехала на посещение в первый раз. Мы зашли на территорию, у нас там веранды – такие площадки, куда детишки выходят гулять, но они как бы огорожены забором. Мы зашли всей нашей волонтерской группой на веранду. И дети только увидели, что мы зашли на эту территорию – и они всем скопом побежали нам навстречу, крича: “Света, Света, привет! Как дела?”. А я же в первый раз, меня еще никто не знает…. Меня потрясло, что они сразу поняли, что я – новый волонтер, и начали со мной знакомиться, спрашивать: “А как тебя зовут? А где ты живешь? А где ты учишься?”.
Помню, я стояла, а эти маленькие детишки меня хватали – за одну руку, за вторую, кто-то повис мне на шее… Я и сама не поняла, как осталась с ними наедине, они меня как-то увели от моей волонтерской группы. И когда в окружении 5 детей, которые все требуют общения – а они очень ревностно относятся к волонтерам, “Если ты со мной – то со мной, другого не трогай!” – кто-то в сумку мне залезает, кто-то за волосы хватает…. Но это не потому, что они такие “плохие”».
Они так выражали свою радость, своё желание общения. И у меня было такое двоякое чувство – мне было до глубины души радостно, что я туда все-таки доехала, что я прочувствовала всю эту атмосферу. Но с другой стороны, я понимала, что это огромный труд, это нужно иметь огромное терпение. Нужно правильно создать границы с этими детьми, чтобы не позволять им делать то, что мне неприятно – лезть в сумку, хватать меня за волосы и прочее в этом духе. Чтобы они сдерживали свои эмоции.
Ещё первое время очень тяжело было разобрать, что они говорят. То есть, они что-то говорят – а ты не понимаешь, что, но они от тебя требуют ответа!
В первую же встречу я познакомилась с одной девочкой. Её зовут Зоя, она слабовидящая, но у нее потрясающая память! Она помнит всех волонтеров по имени, всегда! То есть, ты подойдешь, дашь ей свои руки, скажешь: “Привет!” – и она тебе скажет: “Вика, привет! Ты приехала, я очень соскучилась!”. С первой встречи мы нашли с ней контакт. И я поняла, что я просто не могу подвести этих детей. С первой встречи они меня запомнили. Я сказала себе сама: “Вика, съезди еще раз!”. После первого раза очень тяжело понять, действительно ли это твое или это не твое. Я считаю, нужно съездить как минимум 5 раз. Во второй раз все было уже намного проще: я уже понимала, чего мне ожидать, я взяла свои силы в кулак, сказала, что не буду давать себя в обиду!
На второй встрече мы снова встретились с этой Зоей. Она сразу меня узнала, сказала: “Вика, привет, я очень рада, что ты приехала!”. И я поняла, что вот это и есть то волонтерство, о котором я мечтала, к чему я очень давно стремилась!
Это счастье – то, что дети тебя помнят, что они тебя любят, что они готовы проводить с тобой время. Им не важно, какой ты человек. Им не важно, мальчик ты, девочка, сколько тебе лет, твое семейное положение. Им важно, что вот здесь и сейчас – ты есть. Ты приехал, ты с ними, и они тебе за это безумно благодарны. Так я поняла, что это та самая группа, где бы я и хотела проводить время с детишками. Для меня это был большой шаг в будущее. Все мои родные и близкие поддерживали меня, кто как мог, и гордятся мною. Я стараюсь много рассказывать про наши замечательные волонтерские группы, где человек, который, скажем так, ничего не знает о волонтерстве, сможет многое узнать, сможет проявить себя по-другому, сможет дарить свою любовь и заботу детям.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.
Метка:Видео-блоги, личный опыт, Человекчеловеку