Дети в наркодиспансере – какие они? Реплика волонтера Даниловцев
Какого возраста подопечные и сколько человек приходит на занятия с волонтерами? Как проходят занятия? С какими сложностями можно встретиться? Рассказывает волонтер группы в “Квартале” (детско-подростковом отделении наркодиспансера №7) Ольга Садовская.
Текстовая расшифровка:
«Квартал» – название уже говорит о многом. Это не детский наркологический диспансер № 7- это Квартал. Это совершенно особенное место, где дети живут. Причем, живут они в прямом и переносном смысле этого слова. Я должна обязательно сказать о людях, которые там работают, о сотрудниках этого места.
Мне, как гражданину, очень приятно, что в Москве есть такие места, где настолько внимательно, настолько неравнодушно относятся к своей непростой работе. Это врачи, психологи, нянечки, все люди, которые там находятся, которые работают с этими детьми. Большинство из них – это дети из неблагополучных семей. Ну, может быть, не большинство, но достаточно большая часть. В этом месте им уделяют столько внимания и столько заботы, что в своей обычной повседневной жизни и малой толики этого нет. Как это не странно звучит, это все-таки лечебное учреждение, но там есть своя атмосфера.
Когда я первый раз туда попала, у меня не было ощущения, что это диспансер. Все-таки слово диспансер звучит достаточно неприятно. Это больше похоже на какой-то клуб, хотя может быть не все волонтеры, которые туда ходят, со мной согласятся. Т.е. это какое-то помещение, где все стены увешаны какими-то плакатами, картинками, мотиваторами, детскими работами, фотографиями и т.д. Это сразу создает определенную атмосферу. Что это не страшное лечебное учреждение. Потом сами дети – обыкновенные подростки, возраста 14-17 лет, мальчики и девочки.
Если собрать их всех вместе и кому-то показать, то мало кто скажет, что это больные дети. Они совершенно не производят такого впечатления. Ни с первого взгляда, ни со второго. Ребята очень контактные. С ними действительно интересно. Большинство из них достаточно неординарные, у многих из них есть какие-то увлечения, какие-то интересы, способности, которые они могут с удовольствием продемонстрировать.
Наши занятия проходят обычно по четвергам и по субботам и длятся от часа до полутора, в зависимости от расписания. Самое популярное занятие, что мы им организуем – это мастер-классы. Наш куратор Настя она большой специалист по различного рода поделкам, оригами, валянию из шерсти и т.д. Дети, как правило, с большим энтузиазмом всем этим занимаются. Помимо мастер- классов мы им иногда готовим что-то вроде докладов. Мы приносим им материалы, может быть какие-то распечатки из интернета или просто о чем-нибудь рассказываем. Можем рассказывать о каких-нибудь художниках, что такое вода, о какой-нибудь стране, т.е. темы могут быть совершенно любыми.
Главное, что я хочу сказать, это то, что мы как мы выбираем тему. Наш куратор Настя говорит, готовить надо то, что интересно тебе. На мой ответ, ну есть же хиты, мыловарение, например. Это можно повторять, дети меняются, приходят новые… На что Настя говорит, я хочу принести то, что мы еще не делали, чтобы и мне это было интересно. Это ключевой момент, и это очень важно в нашей группе, что у нас нет рутины. У нас каждое занятие, оно не похоже на предыдущее. Каждый раз ты приходишь, как на мини-спектакль, кто будет, как будет – неизвестно. Не всегда идет какая-то подготовка к мастер-классам, иногда мы просто приходим и играем в настольные игры. Настольные игры – абсолютный хит. Ребята очень любят «Диксит», но у нас их огромное количество, что я половину из них и не знаю.
Еще мы проводим чаепитие. Внутри нашего дружного коллектива есть разные мнения относительно того, организовывать их или нет. Это очень характеризует нашу группу: есть приверженцы, что чаепитие нужно устраивать на каждое занятие в продолжение, дополнении к играм, докладам и мастер-классам, другие считают, что чаепитие нужно устраивать к тех случаях, когда мы совсем ничего не подготовили и играть особо не хочется. Это травяные чаи и сладости, которые мы приносим с собой. Сколько придет людей- никогда нельзя знать заранее. Можно подготовить большую программу, потратить много времени на это, а придет 2 человека. Ты можешь ничего не подготовить, достать игры и придет 12 человек. Это тоже некий эффект неожиданности, который доставляет мне некое удовольствие и интерес. Нужно собраться, попытаться заинтересовать детей. Что-то им может быть не так интересно, как тебе, даже если ты об этом пытаешься с энтузиазмом рассказывать.
Лично у меня единственная сложность за это время, которую я могу назвать, это то, что нужно очень внимательно следить за своей речью. Есть темы, которые мы не можем обсуждать, это то, что касается зависимости и т.д. Естественно, они постоянно задают вопросы: употребляли – не употребляли. Есть провокационные фразы. Это решается достаточно легко – мы это не обсуждаем, да и они не настаивают, прекрасно все понимая.
Главное, что я хочу сказать, что это действительно раскрывает себя, раскрывает мир совершенно с другой стороны. Как бы это глобально не звучало, но ты меняешься и меняешься в лучшую сторону. Твоя жизнь становится гораздо насыщенней и интересней, там, где ты никогда бы и не предполагал, что такое может случиться.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.